На «губе» порядки круче, чем в СИЗО

Арестованных украинских военных держат без курева, а развлекают национальным радио и уставом.

 

ГЕНЕРАЛАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Здание гауптвахты Центрального военного гарнизона расположено вблизи Севастопольской площади в Киеве и внешне больше напоминает средневековую крепость: в стене - зарешеченные окошки-бойницы, на крыше - вышка с часовым. Территория огорожена глухим забором с колючей проволокой наверху, при входе - контрольно-пропускной пункт. 

Внутри по-военному скромно и чисто. В камерах идеальный порядок: свежевыкрашенный пол и белоснежные стены, койки застелены без единой морщинки, на стене между окнами - полка с книгами, на обеденном столе - устав. Удобства в конце коридора, но проследовать туда можно только под присмотром караульных.

- Сейчас у нас находится 10 военнослужащих, хотя помещение рассчитано на 146 человек, - рассказывает начальник гауптвахты Вячеслав Журило. -  Пять подследственных, пять уже осуждены и отбывают у нас наказание. К нам попадают в основном за нетяжкие преступления: неуставные отношения, самоволки. А этим, как правило, грешат рядовые и контрактники. Младший и средний офицерский состав несет наказание за более серьезные проступки - были и взяточники, и воры, и хулиганы. Сидел у нас и полковник-военком. А вот генерала ни одного еще не было.

 

РАДИО И ЧТЕНИЕ - ВОТ И ВСЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Что касается порядков, то на гауптвахте они покруче, чем в любом следственном изоляторе. После подъема и умывания для рядовых - строевая и физическая подготовка, даже за решеткой они не должны забывать о воинских обязанностях. Форма одежды такая же, как в части, правда, без ремня и шнурков в ботинках. Наручниками охрана не пользуется, хотя и вооружена.

- Оружие положено - вдруг будет попытка нападения, побег, - объясняет Вячеслав Журило. - Правда, за все время существования гауптвахты еще никто не пытался убежать.

Из развлечений - шахматы с шашками, чтение и новости по радио. Телевизор не положен. Телефоном можно воспользоваться лишь в экстренных случаях.

Если возникают серьезные проблемы со здоровьем, арестантов переводят в специальные «закрытые» палаты в госпитале. Но, по уверению местного фельдшера, все, с чем приходилось сталкиваться, так это ОРВИ, головная боль и диарея. А для таких случаев есть необходимые препараты в аптечке.

Осужденный Евгений признался, что скучает по дому и шоколаду.

Свидания с родственниками и передачи запрещены. Хотя по просьбе арестованных охранники покупают для них необходимые туалетные принадлежности и сигареты. Правда, в камерах подымить не удастся - перекур разрешен только во время часовой прогулки.

На кухне - чистота и порядок, из внушительных кастрюль идет довольно аппетитный аромат.

- Да некоторые и дома так вкусно не едят! - утверждает повар Татьяна Викторовна. - Я вот в больнице лежала, так там ужасно кормили. Сами попробуйте. Сегодня у нас гороховый суп, жаркое, салат и компот.

Пробу снял наш фотокорреспондент. Суп проглотил за несколько минут. Понравился.

Местный повар Татьяна Викторовна накормит от пуза.

АРЕСТ НА СУДЬБУ НЕ ВЛИЯЕТ

Один из местных сидельцев, 20-летний Евгений, попавший сюда за избиение двух новобранцев, утверждает, что на «губе» жить можно.

- Если бы не было гауптвахты, меня бы на обычную зону отправили, я бы этого не хотел, - объясняет Евгений. - Мой знакомый оттуда вернулся, рассказывал, как там. После зоны - судимость, а тут судимости в биографии не будет. Даже в милицию могу пойти работать, куда и собирался.

О своем проступке очень жалеет. Если бы кулаки не распустил, уже бы дома был в Черниговской области, а так поедет к маме только через два месяца, когда срок отбудет. Но, говорит, это хороший урок на будущее.

- На гауптвахту военнослужащий может попасть за любое преступление, если суд посчитает нужным в виде наказания применить арест вместо лишения свободы или отправки в дисциплинарный батальон, - рассказывает заместитель прокурора Центрального военного гарнизона Павел Курило. - Как правило, на гауптвахту попадают за самоволки, неуставные отношения, кражи. Если раньше командиры частей решали, кому и сколько отбывать наказание, то сейчас этим занимается суд. Срок под арестом в прохождение службы не засчитывается. Единственный плюс - в военном билете не будет написано, что военнослужащий столько-то провел на гауптвахте. Тех же, кого приговаривают к заключению на срок больше шести месяцев, после вынесения приговора отправляют в обычные колонии.

В камерах армейская чистота и идеальный порядок.

...Но как бы то ни было, а гауптвахта - та же тюрьма, где небо в клеточку, а жизнь - по жесткому расписанию, несмотря на вкусный суп и идеальный порядок. Покидая «губу», мы вдохнули воздух свободы и посмотрели на забор с колючкой, за которым остались военные - некоторые действительно красивые и здоровенные. Те, кто должен защищать нас, а не тратить государственные деньги на собственное содержание в неволе.

СПРАВКА «КП»

Гауптвахта (от нем. Hauptwache, буквально - главный караул) - специальное помещение для содержания арестованных военнослужащих своей страны.

Гауптвахты как места, предназначенные для содержания под арестом военнослужащих, появились в России в 1707 году, когда Петр I учредил воинские гарнизоны и комендатуры. Первая гауптвахта была построена в Санкт-Петербурге на Сенной площади.