РОКОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Анатолий Вдовиченко уехал в Таиланд в апреле 1996 года. Для инженера одесского предприятия «Кислородмаш» поездка обещала быть интересной и важной.
На тайской фабрике, у которой были партнерские отношения с украинскими коллегами, он должен был установить и настроить оборудование для производства кислорода.
- Поначалу все было хорошо, - вспоминает Анатолий в интервью газете «Бангкок-Пост». - Но через пару месяцев на фабрике случился пожар, и я получил серьезные ожоги, из-за которых не смог вовремя вернуться домой. Когда мне стало лучше, владелец фирмы попросил остаться еще на время - работать по контракту. Пообещал неплохие деньги, служебную машину. Я согласился.
Но зарплату в полном объеме Анатолию платили только три месяца, а потом тайский шеф стал задерживать выплаты. Когда украинец взбунтовался и потребовать вернуть долг - таец решил не возвращать не только деньги, но и самого Анатолия. Он выкрал паспорт инженера и фактически взял его в плен.
- Меня закрыли в маленькой грязной комнатке, - вспоминает Анатолий. - Выпускали только в магазин возле фабрики. Когда я грозился сбежать и рассказать обо всем полиции, хозяин говорил, что убьет меня, и стрелял при этом в воздух из пистолета. За эти годы я сам настроил еще одну линию по производству кислорода. При этом таец не нанимал ни электриков, ни лудильщиков - все делал я сам. Поддерживали только гастарбайтеры из Бирмы. Я даже не знал, что за это время в Бангкоке открыли украинское посольство. Но даже если бы я вырвался, кто бы поверил, что такое возможно?
В итоге за столько лет Анатолий почти утратил надежду на спасение и встречу с родными.
- Я не верил, что меня спасут, и готовился к смерти, - признается бывший пленник.
БИРМАНСКИЙ СПАСИТЕЛЬ
Письмо из Таиланда, которое семья одессита Анатолия Вдовиченко ждала долгие 14 лет, пришло в ноябре прошлого года. Родные одновременно испытали шок и радость: близкий человек жив, но он в страшной беде и просит спасти его. Анатолий написал приблизительные координаты фабрики, в которой оказался взаперти, умоляя найти и спасти его. О случившемся вскоре узнали в Министерстве иностранных дел и в Посольстве Украины в Таиланде. На операцию понадобилось чуть более месяца...
11 января посольские сотрудники нагрянули на фабрику по производству кислородного оборудования в городе Бан Рангсит и потребовали освободить украинца. В страхе попасть за решетку хозяин фабрики освободил Анатолия Вдовиченко. Подавленный, осунувшийся, он даже не мог поблагодарить своих спасителей.
- Из-за того что его почти не выпускали на улицу, не давали читать, смотреть телевизор и слушать радио, он абсолютно не знал, как за эти годы изменился мир вокруг, - рассказывают в посольстве. - Более того, он даже с трудом мог говорить по-русски. Ведь единственную книгу на родном языке, которая могла бы помочь не забыть речь, его хозяин порвал и выбросил!
- А ведь то письмо могло и не найти адресата, если бы не гастарбайтер из Бирмы, которому удалось бежать с этой фабрики рабства, - рассказывает бывший пленник. - Я попросил отправить мое письмо, если получится. Меня спас неравнодушный парень из Бирмы! Спасибо ему...
|
САМОЕ ГРОМКОЕ ТАЙСКОЕ ДЕЛО
История инженера из Украины стала темой номер один в Таиланде. О бывшем рабе пишут ведущие издания страны. А уголовное дело, которое грозит рабовладельцу, может стать едва ли не самым громким за последние месяцы. Сейчас Анатолий все еще в Таиланде.
Несмотря на то что срок действия его паспорта истек еще в 2006 году, власти разрешили ему остаться в стране до конца февраля, для того чтобы он дал показания против своего бывшего хозяина.
- Сейчас Анатолий готовит заявление в полицию и наверняка будет требовать возмещения морального и материального ущерба, - говорят в посольстве. - В Таиланде действует презумпция виновности (человек считается виновным, как только на него появляется заявление. - Авт.), пока же его истязатели не задержаны.
В местной полиции говорят, что от ответственности рабовладельцу не уйти. Кстати, родные Анатолия в Одессе до сих пор не могут найти слов, чтобы передать, насколько они счастливы.
- Мы говорили с папой по телефону, - рассказывает его 34-летняя дочь Наталья. - Было какое-то странное чувство. Я ведь не слышала его столько лет! Мы даже не надеялись, что все так получится. Но теперь ждем папу с нетерпением!