Кто и сколько зарабатывает на подорожании бензина

«КП» решила разобраться, почему на заправках растут цены и в чей карман идут наши деньги.

Вот уже больше года стоимость топлива в Украине постоянно растет.

Начиная с декабря прошлого года стоимость бензина на украинских заправках неизменно росла. Сейчас самый популярный 95-й бензин в большинстве регионов уже перевалил за 8,50 гривны, и, как говорят специалисты, это еще не предел… 

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ТОПЛИВО

В Украине есть два показателя, за которыми внимательно следит чуть ли не каждый гражданин. Это бензин и доллар. Их колебаниями могут объяснить все. Подходишь к бабушке на рынке, которая летом торгует яблоками, и спрашиваешь:

- Бабуля, почем яблочки?

- По 7 гривен, милок.

- Чего ж так дорого? Вчера у вас они же по 5 гривен были.

- А ты видел, как бензин сегодня подорожал?!

Это, конечно, шутка, но именно подорожанием горючего у нас объясняют цены многих других товаров. Мол, топливная составляющая влияет на стоимость товаров и услуг.

А что же влияет на стоимость самого топлива?

- Цена бензина и дизтоплива в Украине зависит от двух основных составляющих - стоимости нефти и бензина на мировых рынках, а также от тех налогов, которые уплачивает в конечном счете водитель, - говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. – И если с мировыми ценами мы ничего не можем поделать, то за налоги у нас отвечают депутаты и правительство. За последние три года акцизы на топливо поднялись в три раза - с 60 до 182 евро за тонну. Естественно, это сказывается на розничных ценах.

Мировые же цены на нефть последнее время медленно, но уверенно идут вверх. Если подорожание не прекратится, то бензин на украинских заправках будет дорожать и дальше. Ведь в нашей стране около 90% топлива - это импорт. 

УЛОВКИ «КОРОЛЕЙ БЕНЗОКОЛОНОК»

Отечественные операторы нефтерынка зачастую поднимают цены в Украине, только услышав о наметившемся подорожании. Дело в том, что если сегодня кто-то купил нефть по 90 долларов за баррель, это значит, что физически он ее получит только через месяц. Данный принцип описали еще Ильф и Петров: утром - деньги, вечером - стулья. В этом и заключается механизм так называемых фьючерсных поставок, то есть платишь сейчас, а нефть получаешь через месяц. Но часто наши топливные бароны не ждут, пока в Украину придет дорогое топливо и вступят в силу новые налоги, а сразу поднимают цены.

- Крупные операторы использовали спекулятивные ожидания населения, связанные с повышением акциза на нефтепродукты с 1 января 2011 года, и необоснованно повысили цены на 30-40 копеек за литр, - считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - При этом первыми повысили цены сети, которые ориентированы на импорт. Хотя топливо, приобретенное по новым увеличенным ставкам акцизов, в розничную реализацию поступает не ранее третьей декады января.

Мы решили посчитать, сколько на этом можно заработать. Таких данных нам никто предоставить не смог, поэтому проведем оценку самостоятельно. По данным Госкомстата, в 2009 году в Украине через розничную сеть было продано топлива более чем на 40 миллиардов гривен. Получается, что реализовывали около 500 миллионов литров в месяц. Если на каждом литре нефтетрейдеры «наваривали» 30-40 копеек, то только на этом они получили доход около 200 миллионов гривен, то есть по 5 гривен из кошелька каждого украинца. 

УКРАИНСКИЙ ФЕНОМЕН

Правда, не все эксперты согласны с тем, что нефтетрейдеры получают сверхбарыши. Одной из причин резкого роста цен в конце прошлого года специалисты называют прекращение беспошлинного ввоза нефтепродуктов в Украину. Напомним, что вплоть до конца ноября одна из компаний, пользуясь судебными решениями, ввозила и реализовывала в стране топливо без уплаты таможенных сборов. Таким образом, цены на многих заправках были заниженными - некоторым сетям приходилось работать в минус.

- У нас была парадоксальная ситуация: цены на нефть в мире росли, а в Украине цены на бензин оставались на одном и том же уровне и даже снижались, - говорит Сергей Куюн. - Из-за безналоговых кампаний наша страна как бы оказалась в изоляции от всего мира. А в конце ноября, когда они прекратились, сработал эффект пружины - цены начали подниматься быстрее, чем дорожала нефть. Получился так называемый эффект отложенного предложения. 

 

АКЦИЗ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Но это еще не все беды и напасти, подготовленные украинским автолюбителям. На этой неделе Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициировало введение антидемпинговых пошлин на импортные нефтепродукты для бензинов независимо от направления импорта на уровне 130 евро/тонна и дизтоплива 80 евро/тонна. В министерстве говорят, что наши заводы не могут конкурировать с более дешевым импортом. Эксперты же называют это очередной попыткой заработать на простых украинцах.

- Уверен, что все эти крики о защите отечественного производителя - не более чем попытка решить проблему за счет простых граждан, - говорит Сергей Куюн. - Во всем мире в модернизацию предприятий вкладывают огромные средства, благодаря этому увеличивается глубина переработки нефти, что приводит к снижению конечной стоимости топлива. Наши же производства практически ничего не делают для модернизации своих предприятий, а теперь просят ввести дополнительную пошлину, чтобы им было выгодно производить топливо. То есть фактически они хотят привести в порядок свои заводы за наш с вами счет. Но в мире нет таких прецедентов, когда потребителя заставляют платить за модернизацию всей отрасли! Сейчас во всем мире остановлены десятки заводов из-за того, что они не могут производить конкурентоспособную продукцию, и нигде этот вопрос не решается за счет населения. 

Фото Максима ЛЮКОВА. 

ЕСТЬ ВОПРОС

Какими будут цены через месяц?

Несмотря на то что за последние несколько месяцев бензин подорожал почти на гривну, эксперты говорят, что это не предел. Водителям нужно готовиться к тому, что автомобиль может стать роскошью, а не средством передвижения.

- На сегодняшний день на заправках еще продается бензин, поставки которого проходили до Нового года, - говорит эксперт Сергей Куюн. - Думаю, что к началу февраля, когда повышенный акциз будет платиться уже со всего бензина, стоимость самого популярного 

95-го бензина перешагнет цену в 9 гривен за литр. Дизельное топливо будет стоить около 8,30 грн. за литр. Если же производителям удастся пролоббировать введение дополнительных пошлин на импортное топливо, это добавит еще около 1,10 грн. на каждом литре.

Второй важный фактор, который влияет на розничные цены, - это мировая стоимость нефти. Если баррель нефти продолжит торговаться выше 95 долларов, то 95-й бензин на заправках будет стоить 10,50-11 гривен, а ДТ - от 9 до 9,50 грн. за литр.

КСТАТИ

Какую часть в стоимости товаров и услуг занимает топливо

Перевозки и транспорт 35%

Сельскохозяйственная продукция 15%

Товары народного потребления 10%

Продукция тяжелой промышленности до 5%