Секретные дневники Мэрилин МОНРО: "Почему я худшая, почему?"

После ее смерти прошло 48 лет, но продолжают всплывать новые факты и документы. Вот и теперь на Западе выходит книга неизвестных ранее дневников и писем Монро.

С бейсболистом Джо ДиМаджио Монро прожила всего девять месяцев.

Откуда архив

В марте 1955 года Мэрилин Монро познакомили с известным преподавателем актерского мастерства - Ли Стразбергом.  Ли стал ее близким другом. Мэрилин, с детства лишенная родительского тепла, относилась к нему как к отцу. "Я думаю, Ли изменил мою жизнь больше, чем какой-либо другой человек", - признавалась она. Достаточно сказать, что почти все наследство актрисы, включая ее архив, книги, платья и другие личные вещи, перешло ему.  

Ли Стразберг пережил свою знаменитую ученицу на 20 лет. После 1982 года имущественный джекпот достается его жене (третьей по счету) Анне Мизрахи Стразберг. Предприимчивая вдова продала большую часть вещей звезды на аукционе "Кристи", пополнив свой счет на 13,4 миллиона долларов.  

А недавно Анна Стразберг "случайно" нашла две коробки с дневниками. Их и публикуют сейчас в виде книги "Фрагменты: Стихи, личные записи, письма Мэрилин Монро". 

Этот архив стал настоящим открытием.  Оказалось, Монро вела дневники с 16 лет.  

Детство

"Детство каждого отыгрывается на нем", - написала Монро в 1958-м. 

Ее часто подозревали, что она сгущала краски о своем детстве, чтобы привлечь любовь и внимание публики. Возможно. Но, когда ты не знаешь своего отца, а мать то и дело лежит в психушке, если тебя с детства передают из одной патронатной семьи в другую, вряд ли можно остаться невозмутимой. Несмотря на болезненные ощущения детства, Мэрилин выработала сильный инстинкт выживания. 

"Я не позволю больше себя наказывать… или хлестать, или запугивать, или не любить, или говорить, что я попаду в ад и буду гореть там с другими плохими людьми и понимать, что я тоже плохая". 

Больше всего споров вызывали ее утверждения о том, что в детстве Мэрилин (тогда еще Норма Джин Бэйкер) подверглась сексуальному насилию. 

В дневниках же детали размыты. Она упоминает кого-то по имени Бадди, но не говорит о насилии напрямую, скорее о чувстве стыда: "Никогда нельзя трогать себя там или позволять кому-то это делать - с губки уже стекает вода… боюсь прикасаться к собственному телу".

Возможно, что-то из детства "отыгралось" позже: "Я слишком замкнута физически. Я всегда была уверена, что со мной что-то не так".

Мужья

Монро была замужем трижды, но ни один из мужей не смог сделать ее счастливой. "Я всегда ужасно боялась быть чьей-то женой, потому что жизнь меня научила, что один человек не может любить другого до конца, по-настоящему".

Ее первым мужем стал 21-летний Джеймс Доэрти. Ей было всего 16, и скорее этот союз был для нее возможностью вырваться на свободу.  

В дневнике Монро признается, что Джеймс был "одним из немногих мужчин, к которым я не испытывала сексуального отвращения". 

Брак продлился недолго: "Мои отношения с ним были непрочными с первой ночи, когда я оказалась с ним наедине". 

Второй брак со звездой бейсбола Джо ДиМаджио просуществовал 9 месяцев. Он подал на развод после премьеры "Зуд седьмого года", не вытерпев сцены с раздувающимся от проходящего поезда платьем. Однако позже они сумели сохранить теплые отношения (ДиМаджио - единственный из ее мужей присутствовал на похоронах Мэрилин).

Ей казалось, что ее третий брак с писателем Артуром Миллером принесет настоящее счастье (она даже приняла иудаизм, чтобы иметь возможность выйти за него замуж).

Именно его предательство подорвало ее окончательно. 

Монро и Миллер в то время жили в роскошном доме в Англии, где она снималась с самим Лоуренсом Оливье.  

И вот она случайно обнаруживает записи Миллера о том, как он в ней разочаровался и стыдится ее. 

Монро была раздавлена. Она всегда испытывала страх разочаровать тех, кого любит. В один из последующих вечеров она написала: "На экране из кромешной тьмы снова появляются очертания монстров, моих постоянных спутников…" 

"Помогите! Я чувствую приближение жизни, хотя все, чего я хочу, это умереть".

"Начиная с завтрашнего дня я буду заботиться о себе, потому что больше у меня ничего нет, да, наверное, никогда и не было. …Пришла весна, а у меня безнадега. Я ненавижу этот дом, потому что здесь нет любви…"

16-летняя Мэрилин выходит замуж за Джеймса Доэрти.
С третьим, последним, мужем Артуром Миллером.

 

 

 

 

 

 

Страхи

Она была глубоко неуверенным в себе человеком. Очень боялась одиночества.

Один из первых дневников начинается словами: "Одна!!!!!! Я одна, я всегда одна, что бы ни происходило".

Про мужское предательство: "…моим первым чувством была не злоба - скорее немое ощущение, что от меня отказались, и боль от того, что разрушилась какая-то идеальная форма настоящей любви. Моим первым импульсом стало полное унижение, отделение от мужчины (от всех этих мыслей у меня руки теперь дрожат)".

"Почему я испытываю такие мучения?" - написала она в 1955-м. "Или почему я ощущаю себя меньше человеком, чем другие (всегда считала себя чем-то вроде недочеловека, почему, иными словами, я худшая, почему?). Даже физически я всегда была уверена, что со мной что-то не так". 

"…Смотрю сейчас на себя в зеркале, с бороздами от морщин - если наклониться близко, то можно увидеть то, что я не хочу знать, - напряжение, печаль, разочарование, мои голубые глаза потускнели, на щеках выступили капилляры, как реки на картах, волосы висят, как змеи. Рот придает мне самый печальный вид, рядом мертвые глаза. Между губ темная полоса… она говорит: не целуйте меня, не обманывайте меня, я танцовщица, которая не умеет танцевать". 

В конце списка заданий для себя она приписала: "Постараться получать удовольствие, когда только возможно… Причин для печали и так предостаточно". 

Детские страхи Нормы Джин Бэйкер преследовали ее всю жизнь. 

 

 

 

Сумасшедствие и смерть

После развода с Миллером в ноябре 1960 года Мэрилин впала в депрессию. 

В то время ее наблюдала доктор Марианна Крис, одна из ее постоянных психологов. Она-то и отвезла Монро в психиатрическое отделение больницы Пэйн Уитни в Нью-Йорке. Звезда не возражала и сама подписала необходимые для госпитализации бумаги. Однако она быстро осознала ошибку, когда ее отвели в изолятор для душевнобольных. Чем больше она плакала и просила отпустить ее, тем сильнее становилась уверенность персонала, что она психически больна. У нее забрали вещи, насильно вымыли и пригрозили смирительной рубашкой. "…они посадили меня в "камеру" для очень больных пациентов (правда, у меня было ощущение, что я оказалась в тюрьме за преступление, которого не совершала. Их бесчеловечность мне показалась архаичной…)". 

Когда ей отказали в просьбе воспользоваться телефоном, Монро охватил полнейший ужас. Тогда она решила пустить в ход актерские способности. "Я взяла идею из своего фильма "Можно входить без стука"… Я взяла стул и со всей силы ударила им… по стеклу. Мне пришлось много стучать, чтобы добыть маленький кусочек стекла, потом я… тихонько села на кровать с осколком в руке, дожидаясь, когда они придут. Они пришли, и я сказала им: "Если вы собираетесь относиться ко мне как к психу, то и буду вести себя как псих". 

И, хотя она не собиралась воспользоваться осколком, сыграла она убедительно. Ее взяли за руки и ноги и отнесли на другой этаж ("по крайней мере им хватило такта нести меня вниз лицом… Я просто тихонько плакала всю дорогу"). На этот раз к ней пришел глава клиники. "Он сказал мне, что я очень-очень больная девочка и была больной девочкой уже много лет".

После этого ужаса она прожила недолго. Тело Мэрилин Монро было обнаружено в ее доме 5 августа 1962 года. Официальная версия - самоубийство. И она немало об этом писала:"Как бы я хотела быть мертвой. Абсолютно не существовать". 

Фото с сайта marilynfan.ru.