Максим Галкин: К лету перееду в свой замок

Популярный артист запустил новый проект «Добрый вечер с Максимом».

Максим Галкин. Фото ИТАР-ТАСС.

 Три вечера в первые дни нового года Максим Галкин представлял новое шоу «Добрый вечер с Максимом». Мы решили, что это хороший повод встретиться, но разговор как-то сам собой пошел о телевидении вообще, о юморе и пошлости... Оказывается, Максим легко выходит из образа шутника и балагура и, как все мы, не прочь критически взглянуть на «ящик»... 

«Не начал бы я - взялся бы другой» 

- Ночные шоу у нас упорно не приживались... Как ты решился? 

- Ну это скорее поздневечернее шоу. Это «у них там» оно называлось ночным. Если не сделать первый шаг, такое шоу так и останется в планах. И потом, если я сейчас не сделаю, успеет сделать кто-нибудь другой. Проект рассчитан на вырост. Пробный шар, эксперимент... Там с многим надо работать. Не знаю, когда и в каком виде шоу вернется, - конкретных сроков и целей мы не ставим. «Мы» - это не «мы - Николай Второй», а мы с каналом «Россия». 

- У тебя даже Алла Пугачева была только «одним из гостей»... Где ты собираешься набрать столько звезд, чтобы их приглашать? 

- Ну да! Это в Европе можно позвать любую голливудскую звезду. У нас не так много настоящих звезд, интересных не только своей деятельностью, но и как личности. Я задействовал большую часть таких звезд за три программы... Есть проблема, и она многих останавливает... Но гостями такого шоу могут быть и те, кто прославился на неделе, или обычные люди, совершившие что-то, или что-то изобретающие чудаки... Хотя в первых программах, конечно, нужны звезды, чтобы привлечь зрителя. 

А в дальнейшем будем приглашать и западных звезд - в этом нет ничего невозможного. В свое время в одну из программ ко мне приходил Пьер Ришар... 

- Но шоу же не рассчитано на «серьезный разговор»? 

- Мне нравится сочетание разных блюд. Как в жизни: когда человек общается, он не находится постоянно в одном состоянии. Он может и серьезное сказать, и пошутить. Безусловно, крен должен быть в сторону развлечения. Но это не значит, что в определенных сюжетах нельзя поговорить со зрителем серьезно. А найти правильный баланс и соблюсти этические нормы - это дело ведущего, то есть мое. 

- Иногда, переключая на канал «Россия», кажется, что идет одна бесконечная передача с одними и теми же декорациями. «Парад звезд» перетекает в «Голубой огонек», потом «Добрый вечер с Максимом»... 

- Не согласен. И программы разные, и декорации. Есть свой стиль - это другой разговор. Что касается передачи «Добрый вечер с Максимом», мне декорации понравились, они красивые. Может быть, великоваты... Но программа вышла в новогодние праздники, которые предполагают некий размах. И мне как ведущему хочется быть причастным к чему-то массовому. Но декорация - это не догма, с ней можно работать. 

- Ночное шоу как формат - это много ведущего и гость по обстоятельствам. У тебя это правило не соблюдается... 

- Но в «Добром вечере...» пока нет формата! Единственный формат здесь - я сам. Громко звучит, но это так. Я нашел себе роль, пространство, которое наиболее мне подходит. Я могу поговорить, задать серьезные вопросы, несерьезные, пошутить, спародировать, спеть, подпеть, подтанцевать. Это мультижанр. До этого во всех программах, которые я вел, были жесткие рамки. В интеллектуальных шоу развлекаловка зажата. А, скажем, в «Танцах со звездами» - только развлекательная составляющая, но нет юмора. 

- Честно говоря, мне кажется, было бы интереснее, если бы ты один на один поговорил с умным человеком... 

- Новогоднее смотрение особенное. Раньше, кстати, я по-другому считал. Но потом  заметил, что, когда сижу за столом в компании умных, своих, людей и идет моя программа, приходится постоянно привлекать внимание: «Вот сейчас будет смешно, тишина, все смотрим!» Но я же не сижу за каждым столом в нашей стране и не могу все время говорить: «Ой, смотрите!» Поэтому в этом году я и сделал «Парад звезд» так, чтобы человек в любой момент мог включиться в процесс. 

- Ты представляешь себе этого человека, который тебя смотрит? 

- Я ориентируюсь на массовую аудиторию, которая смотрит за столом телевизор. Дело не в интеллектуальном или социальном уровне. «Человек за столом» - это определенный жанр. Точно так же я по-разному выступаю перед зрителем, сидящим в кресле зала, и перед зрителем за столиком. Человек должен отвлечься от еды, обратить внимание - не все проходит в такой ситуации... 

Максим рад, что зрителям напомнили - Алла Пугачева еще и композитор. Фото Сергея Шахиджяна.

«Мировые звезды малоинтересны аудитории» 

- Но на нашем ТВ нельзя экспериментировать - все ждут мгновенного успеха, иначе просто по стенке размажут... 

- Нет, не согласен. Многие программы, которые сейчас считают успешными, довольно долго разгонялись. Тому же «Прожекторперисхилтон» понадобилось полгода. Или мои пародии на Черномырдина, царствие ему небесное. Когда я впервые его изобразил, никто не понимал, что тут смешного. Серьезно! Это был 1997 - 1998 год. На пародии Черномырдина была тишина. А я его неплохо изображал, я тебя уверяю. Прошло полгода, год. И вдруг все стали понимать, в чем юмор. 

- Ты сам что смотрел в Новый год? 

- Посмотрел мюзикл «Морозко», потом кусок «Оливье-шоу», потом мы поехали в гости к Буйновым и где-то за 20 минут включили «Парад звезд». Как раз меня показывали, я взял микрофон и выступил с обращением: «Посмотрите, как смешно»... Потом посмотрел в записи, что было на Первом, НТВ и «России». Кстати, после Нового года выяснилось, что по рейтингам канал «Россия» как начал выигрывать все с мюзиклом «Морозко», так и выигрывал все время. 

- Ну там по-разному можно считать... В Москве «Оливье» смотрели. 

- Мои знакомые в Москве смотрели «Парад звезд». А рекламодатель смотрит на рейтинги по России. Москва - это более 10 миллионов, но Россия-то - 140 с лишним. Первый канал проиграл, и проиграл вполне предсказуемо и объяснимо. 

- Сурово ты... 

- Если бы я сейчас закончил выступать, я бы стал критиком. Я могу сказать о плюсах, которые были в «Параде звезд». Это атмосферность, доброта, отсутствие циничности. А все это и составляет праздничное настроение. Были подготовлены специальные номера. Теперь возьмем «Оливье-шоу» - циничность, постоянный стеб по поводу конкурентов... Замечательные ребята Вадим Галыгин и Александр Ревва с номерами, которые они делают уже несколько лет. Дуэты проекта «Две звезды» - тоже уже не особо оригинально. Ведущие Иван Ургант и Александр Цекало хороши. Но кто-то обязательно должен сказать Ване, что шутить про Сашу уже достаточно. Он стал похож на Лолиту, которая так шутила много лет. Смешной дуэт ведущих, но явно переиспользованный в сезоне. Западные звезды? Но странно рассчитывать, что Элтон Джон, Стинг и «Роксетт» возьмут рейтинг, если каждый из них по отдельности со своим концертом этого рейтинга не сделает. Мировые звезды малоинтересны аудитории. Все было бы хорошо 20 лет назад. Убей меня, я не понимаю, почему в России за 15 минут до обращения президента Стинг должен петь песню «Englishman in New York» («Англичанин в Нью-Йорке». - Ред.)! Стинг - замечательный музыкант. Но представьте себе, что в Америке перед самым Рождеством будет петь Стас Михайлов! Дикость же! Меня смутила и «Песня россиян», которую исполняли за 10 минут до Нового года гастарбайтер, две путаны, двое «голубых», два гопника без зубов и еще две медсестры, которые, видимо, всех этих лечат. Это было уместно на каком-нибудь молодежном канале, но для Первого это довольно странно. 

Это вещи из области сугубо профессионального понимания. 

- Но смотреть вечный «Голубой огонек» невозможно. 

- Наоборот! В «Параде звезд»  я  сделал всего два четырехминутных юмористических номера. В прошлом году было 8 - 10... Просто юмор - не единственный жанр, который надо дарить зрителю. Юмора сейчас очень много, и это начинает раздражать. Меня, кстати, тоже. Развлекаловка явно переиспользована нашим телевидением. У нас как - популярны мексиканские сериалы, их показывают, пока тошно не станет. Смотрят наши сериалы?! Пожалуйста! Их уже столько, что сил нет. Когда только появился «Миллионер», все прикололись на игры. За несколько лет сожгли игровой формат, остались только самые живучие шоу. Дальше песни переиспользовали - упал рейтинг. Теперь - юмор! 

- И как быть? 

- Надо отдать должное и Первому каналу, и «России» - тут готовы на эксперименты. Можно что угодно говорить о вкусе, но здесь хотя бы экспериментируют. На Первом - с юмором. На «России» - с моей программой на стыке разных жанров. Ну невозможно все время сидеть на том, что приносит рейтинг. У нас уже все блокбастеры показали! Голливуд за нашим ТВ не успевает! 

Никто никогда не следил за здоровым балансом, а страдают артисты, которые раньше времени выходят в тираж... Но я все равно не понимаю наших певцов, которые в Новый год идут по всем каналам. Это все равно дает ощущение, что все - везде. 

- Любого спроси, тебе скажут, что ты - везде. 

- Да, хотя я шесть лет был «только» на Первом и вот уже три года как «только» на «России». А что говорить о том количестве артистов, которые повторяются... 

Максим Галкин и Николай Басков в новогоднюю ночь стали «внучками». Фото Алексея Ладыгина.

«Не надо шутить - надо оскорблять» 

- Считается, что «Россия» - это канал для старшего поколения, сильно старшего, а Первый работает на перспективу, на молодежь, на активных граждан, на будущее... 

- Так считает Первый, и это самообман. Да какое будущее! Что, в будущем юмора не будет?! Вот тут показывали по НТВ передачу о юмористах. Сидит парень какой-то в Сочи, говорит: «Мне не нужны деньги, я хочу показать, что я тоже так умею». И таких людей масса! Если тот долдон так умеет, так и я могу быть таким же долдоном! Не нужно быть талантливым артистом, талантливым автором. Просто выходишь и стебешься. Нельзя путать чувство юмора и остроумие с талантом в конкретном жанре. Это разные вещи. Не надо пародировать - можно кривляться. Не надо шутить - можно оскорблять. Или просто быть уродом. Рожу сделал - уже смешно. Общая планка настолько занижена... 

- Но это смотрят, и с удовольствием... 

- Большинство не смотрят - не надо, повторюсь, себя обманывать. Но мне жалко то меньшинство, которое ведется на эту псевдомодную пургу. Есть люди, у которых есть свое мнение, а есть люди, которые идут за мнением других. Если мне показывают «Yesterday Live» и впендюривают, что это смешно, я в это не верю. А есть человек, который поверит. И начнет искать днем с огнем - где смешно. Но это не значит, что это сделано хорошо или талантливо. 

- Ну знаешь, можно спорить - талантливо - неталантливо... 

- В нашем жанре - нельзя. Потому что можно  проверить. Собери зал! Есть успех - что угодно говорите. Как только за этих юмористов зритель проголосует билетом, я скажу: вот я - старый козел, а это - да. Моя позиция одна - места хватает всем. Но я против вкусовщины. Когда начинают говорить, что вот это плохо, а это хорошо. 

- Ну да! А говорят, это Пугачева, Галкин и Киркоров все узурпировали. 

- Кто говорит? Интернет? А это никто на данный момент. Я довольно активный пользователь Интернета, но ни разу не написал ни одного коммента. И таких пользователей подавляющее большинство. Если учесть, что в России всего-то от силы пять процентов населения пользуются Интернетом, то оставляющие там комментарии явно не являются среднестатистической выборкой. Скандал с Филиппом Киркоровым начался в Интернете. Там просто захлебывались в реакциях на его поступок. Ни один канал не рассказал об этом до выхода программы «Пусть говорят». А когда вышла программа, большинство моих знакомых сразу начали интересоваться: а что случилось? Эти люди живут в Москве. Половина из них пользуются Интернетом. Но они не знали! Как в таком случае можно ориентироваться на Интернет? После Нового года там постоянно пишут, что Иван Ургант надоел, но моего отношения к Ивану это не меняет. Интернет - некая трибуна, на которой выпускают пар по разным поводам. Раньше сумасшедшие в газеты писали и на заборе. Сейчас пишут в Интернете. Тут есть безнаказанность и анонимность. 

- Мне кажется, ты рассуждаешь о том, что думают на улице, находясь «страшно далеко от народа»... 

- Да в том-то и дело, что нет! Это глянцевая пресса - в чудовищном отрыве. А я езжу по стране с концертами, смотрю на своего зрителя глаза в глаза, я с ним здороваюсь за руку. Я не огражден телохранителями и лимузинами. Но если ты хочешь развиваться в своем деле, ты должен заниматься делом и руководствоваться мнением людей, которые в этом что-то понимают. Я и сам люблю собирать критические статьи. Просто мало конструктивной критики. Категория «надоел - не надоел» - это неконструктивно. В связи с колоссальным переиспользованием развлекаловки на телевидении я тоже могу сказать, что мне надоели все, и я в том числе. Но это неконструктивно. Надоели - а дальше что? Если я уйду, на мое место возьмут еще десять человек и продолжат надоедать уже они. Поэтому я пытаюсь работать в разных жанрах, поменьше пародировать. И с сожалением смотрю на тех, кто не понимает, что в двадцатый раз на одну и ту же тему не шутят. 

- Честно говоря, эти попытки напоминают желание остановить реку. 

- Но опыт десяти лет на телевидении показывает, что это возможно. Ребята, которые пришли к популярности два года назад, уже стоят перед этой стеной. Я, пришедший к популярности 10 лет назад, держусь. Но каким бы хорошим ты ни был, один и тот же человек, многократно размноженный в телевизоре, все равно достает. Хорошо, появляются новые. Хоть Стас Михайлов, хоть Елена Ваенга... 

Я просто призываю к некоторой терпимости. Есть куча каналов: не нравится этот - переключи на другой. 

- То, что ты являешься постоянным объектом пародий, подколок и издевательств на Первом канале, тебя задевает? 

- Нет, раньше даже развлекало. А сейчас я уже не знаю, кому это может быть интересно. Даже мне это уже неинтересно. Насильно мил не будешь. Стебется Первый канал надо мной или нет, те, кто меня не любил, они и так не любят, те, кто любит, продолжают любить. 99 процентам населения вообще непонятно, что происходит. Скорее они даже думают, что я сам над собой стебусь, - это же все в моем жанре. 

- Получилось у тебя посмотреть программу «ДОстояние РЕспублики» с Аллой Борисовной? 

- Да. Очень хорошая программа. Я очень рад, что такая передача вышла. Многие даже не знали, что Алла написала столько песен. Моя любимая - «Три счастливых дня»... Хотя, наверное, все песни, которые там звучали. Но еще не вошло много - «Осенний поцелуй» или «Как тревожен этот путь». Очень люблю эту песню. 

- Мне показалось, что она очень искренне переживала. 

- Я вообще не помню, чтобы Алла перед камерой вела себя формально. Это не к ней. 

- Да! Чуть не забыл про самое главное! Ты в замок-то переехал? 

- Нет еще. Когда перееду, не знаю, готовлюсь. Я надеюсь, до того, как мне стукнет 35...