Игорь Ликарчук: «Меня просили изменить результаты тестов для детей известных родителей»

Экс-глава Центра оценивания качества образования и один из «родителей» образовательной реформы рассказал о причинах своего увольнения и коррупции в министерстве.

В начале года Кабмин отправил в отставку Игоря Ликарчука, директора Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО). Увольнение не осталось незамеченным, ведь под руководством чиновника проходила самая масштабная реформа в системе образования: формально независимый Центр был своеобразным мерилом качества обучения детей в школах и лицеях. И, стало быть, «измерял» работу Минобразования. Сейчас Центр возглавляет бывшая замминистра Ирина Зайцева.

«Комсомолка» пообщалась с экс-чиновником, выяснив весьма неожиданные подробности. 

«НУЖНО БЫЛО ОТОМСТИТЬ»

- Игорь Леонидович, говорят, Минобразования давно хотело «прибрать к рукам» Центр, что и стало причиной кадровых перестановок…

- Центр никогда не был полностью независимым. Он находился «в сфере управления» Минобразования, но в жизни ни один чиновник не диктовал нам, как работать. Даже больше - экс-министр Иван Вакарчук вынашивал проект, который предусматривал полную самостоятельность для Центра, как это происходит, например, в Грузии и Литве. Но в течение последних месяцев, похоже, один из заместителей министра начал пытаться подчинить Центр себе, сделать его «карманным».

- Есть ли причины, по которым вас могли уволить? Да еще и сразу после Нового года?

- За 4 года работы в Центре серьезных претензий ко мне не было. Сейчас замминистра Евгений Сулима и его коллега Максим Луцкий утверждают, что это не так. Но существует «Официальный отчет о проведении оценивания в 2010 году». Это толстенная книга, предисловие к которой подписано министром Дмитрием Табачником. Там написано: «Внешнее оценивание прошло успешно».

Ликарчук просто надоел. Своей неуступчивостью, тем, что с ним нельзя договориться. И ему нужно было отомстить.

- За что?

- В 2009 году я не исполнил «просьбу» одной персоны, которая сегодня занимает высокую должность в Минобразования. Меня просили изменить результаты тестирования для нескольких абитуриентов. Еще одна причина - нужно было где-то трудоустроить Ирину Зайцеву (замминистра МОН, которая возглавила Центр после увольнения Ликарчука. - Прим. ред.).

- Не раскроете имя «просителя»?

- Я не хочу называть имен, поскольку сразу можно будет отследить фамилии детей. А разговоры на тему, связанную с детьми, для меня - табу: у них есть будущее.

- Но эти фамилии известные общественности?

- Там есть разные фамилии. 

«ПОДАЧКИ» НЕ ПРИНИМАЮ»

- Вам пришлось работать с четырьмя министрами. Сложились ли отношения с Табачником?

- Сложились, причем нормальные, рабочие. Мы часто собирались и обсуждали различные вопросы. И для меня очень удивительно, что министр не предупредил меня об увольнении - не позвонил и не вызывал лично. Все произошло уж очень стремительно: утром 6 января два замминистра рассказали, что якобы принято решение о моем увольнении. Мне предложили задним числом написать заявление - мол, тогда мне предложат работу в министерстве. Но я такие «подачки» не принимаю.

- Как думаете, оставит ли новое руководство Центра все ваши начинания - например, тест на общую учебную компетентность, который планировали ввести с этого года?

- Если будут действовать те же условия приема в вузы, что и сегодня, необходимость во внешнем независимом тестировании вообще отпадет. Ведь когда законодательно к тестированию будет «прикрепляться» средний балл аттестата и результаты вступительного экзамена, тестирование станет бессмысленной тратой средств. Кстати, немалых… Я готов показать вашей газете данные прошлогодней вступительной кампании: некоторые абитуриенты - и таких было много - имели 200 баллов по аттестату и всего 130 баллов по результатам теста. Могу и другие результаты показать: когда абитуриент имел низкие результаты по тестам и низкий средний балл аттестата, зато на творческом конкурсе на журфак Университета им. Шевченко набирал 200 баллов.

- Очень творческие дети...

- Это - те «детки», чьи родители приходили ко мне с просьбой «решить вопрос». 

Абитуриенты надолго запомнили вступительную кампанию 2010-го: давки в приемные комиссии, ночи под дверями вузов... 

 

 

«СЛОМАТЬ СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ ТЕСТОВ МОЖНО»

- Знакомы ли вы со своей преемницей Ириной Зайцевой?

- Никогда не общались. Как замминистра она не интересовалась вопросами оценивания качества образования, во всяком случае предложений от нее я не слышал.

Мне кажется, министерство начало делать все для того, чтобы содержание тестов стало кому-нибудь известно вне Центра. Например, проводя совещание на тему внешнего оценивания, Евгений Сулима выразил мнение, чтобы тесты проверяли специалисты Института содержания и инновационных технологий Мин­образования.

- То есть вы опасаетесь, что с приходом нового руководства содержание тестов будет разглашено?

- Мы выстраивали систему безопасности в течение четырех лет. Ее эффективность подтверждена на практике. Но одним из первых заявление об увольнении написал руководитель Службы безопасности. 

Сломать систему защиты, конечно, можно. Сломать можно вообще любую систему. К этому есть большой коммерческий интерес: представьте, какой капитал можно сколотить на продаже наших тестов! Но за 4 года информационных утечек из нашего Центра не было. Что будет дальше - увидим.

- То есть «копии» тестов, которые продаются в Интернете, - мошенничество?

- Естественно. Я не знаю ни единого случая, когда эти тесты были бы идентичными. Если бы такой случай стал известен, это была бы информационная бомба. В результате подобных «сливов» тестов в двух странах в отставку уходили министры образования, а в одном случае - и премьер-министр.

Кстати, у меня на руках не осталось никаких документов о тестировании. Когда я был на работе в последний день, видел лишь два теста  - по украинскому языку и литературе.

Фото Артема ПАСТУХА и УНИАН.

ОФИЦИАЛЬНО

Борис Жебровский, замминистра образования и науки Украины: «Центр продолжит работу»

- Я не думаю, что пропадет необходимость в оценивании качества образования или что Центр утратит свою самостоятельность (и, как следствие, - объективность. - Прим. авт.) Я ведь и сам принадлежу к людям, которые начинали этот эксперимент - вместе с министром Станиславом Николаенко. В этом году и позже Центр будет, тестирование останется и будет развиваться. А опасения всегда имеют место, когда человек посвящает себя какому-то делу и искренне работает для его реализации, а после - уходит. Тогда ему кажется, что все разваливается... Но ничего подобного не произойдет.

Ирина Зайцева - очень толерантный человек, я работал с нею рядом. И если бы Игорь Леонидович занял позицию сотрудничества и согласился на то, что ему предлагали, было бы лучше. Если действительно переживаешь за дело, то вместо опасений и обид можешь найти силы и продолжить работать дальше. Тем более что его никто не отталкивает и сегодня.

Что касается среднего балла аттестата, который будем «прикреплять» к баллам, которые абитуриент получит при прохождении теста - система абсолютно оправданна. Мы в этом сравнялись с другими странами. Кроме того, мы хотя бы немного подняли престиж учителя и мотивировали детей осваивать не 1-2 предмета, а полный школьный курс.

В ситуации, когда количество выпускников снижается из года в год и на одного абитуриента приходится два места в университете, разговоры о качестве знаний неоднозначны... Ничего страшного в реформах нет, главное, чтобы не было коррупционных схем и мы не потеряли талантливых людей. А брать на себя смелость говорить, плохо это или хорошо, я не могу. Ведь и само внешнее тестирование сегодня существует в качестве эксперимента.