Лариса ЛУЖИНА: «Тихонов пожаловался на меня режиссеру, а Высоцкий посвятил песню»

Звезда фильма «Вертикаль» сейчас снимается в сериале «Маруся» на канале «Украина».

Роль в «Марусе» - самая жесткая в арсенале актрисы.

«ПЕРВЫЙ ГОНОРАР ЗАРАБОТАЛА УБОРЩИЦЕЙ»

- Лариса Анатольевна, тяжело было перестраиваться на работу в сериале?

- Моей первой сериальной работой был фильм «Любовь как любовь». Тогда было сложно. Но потом мы с Сергеем Никоненко вошли в эту среду. Так что теперь я себя свободно и легко чувствую на съемочной площадке. Мне нравится моя роль. Моя Татьяна Петровна - более жесткая, чем другие мои героини. Мягких и добрых я в своей жизни сыграла много. Всегда мечтала сыграть Вассу Железнову, но мне это никак не удавалось. Так что сейчас я ищу эти черты во всех ролях, которые мне предлагают. 

- Тем не менее в кино вы пришли не сразу. Помните, как заработали и потратили свой первый гонорар?

- Это было в шестом или седьмом классе. У меня украли чужой велосипед, на котором мне дали покататься. И надо было заработать деньги, чтобы возместить ущерб. Мама моей подружки помогла нам устроиться уборщицами в депо на каникулах. Как сейчас помню, мы получили тогда 60 или 70 рублей. А велосипед нашелся. Тогда я пошла в комиссионный магазин и купила себе платье. Оно было из тонкой шерсти, темно-зеленого цвета. Красивое, заграничное. 

Меня ведь никто не баловал. Поэтому я и стала манекенщицей. Полтора года проработала в Таллинском доме моделей. Мне нравилось, что я могла, выходя на подиум, носить то, что никогда бы не позволила себе купить в обычной жизни. 

- Говорят, ваше начальство было в шоке, когда узнали, где вы подрабатываете… 

- Да, я тогда работала секретарем в Министерстве здравоохранения. Жуткий скандал тогда вышел. 

- А мама не была против?

- Нет. Я была у нее единственной. Она потеряла отца, сестренку и брата. Ей некогда было противоречить моим решениям. Если я так поступала, она считала, что это было правильно. Моя жизнь была намного красивее, чем ее. И она, наверное, радовалась, что я проживаю ее иначе. 

РАЗДЕЛАСЬ В КАДРЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНРАВИЛАСЬ ДУБЛЕРША

- Вы решились еще на один рискованный по тем временам шаг - оголились в кадре… 

- Моя героиня должна была раздеться до пояса и обмыться водой из бочки. Я ни в какую не соглашалась. Передумала лишь, когда увидела свою дублершу. Это была очень широкоплечая девушка. Мне не хотелось, чтобы зрители запомнили мою героиню такой.

В картине «Вертикаль» Лужина была единственной женщиной. 

- Вы всегда были красивой женщиной. Часто приходилось сталкиваться с завистью или кознями коллег?

- Во-первых, не считаю себя красивой. А без зависти невозможно прожить. Когда первый раз вошла в Интернет, прочитала о себе столько нелицеприятного, что даже изумилась. Ведь никому из этих людей ничего плохого не сделала. После этого перестала читать все отзывы о себе, чтобы не расстраиваться. Я очень впечатлительный человек. 

«Я НИКОГДА НЕ БЫЛА СЕКС-СИМВОЛОМ»

- В свое время у вас была возможность остаться за границей. Почему вы этого не сделали?

- Может, это пафосно звучит, но я люблю свою родину. Хотя у меня и нет родного города. Ведь родилась я в Ленинграде, воспитывалась в Таллине, а живу в Москве. Конечно, я могла остаться и в Чехословакии, и в Германии. Тем более среди моих предков есть и немцы, и шведы. Но эта жизнь не для меня. Да и климат мне больше наш нравится. Я не люблю ни Египты, ни Таиланды. Там можно побыть недельку, а вот Россия, Украина - это мое. 

- А Париж? После вашей поездки туда Высоцкий посвятил вам песню…

- В позапрошлом году я ездила в Париж на свой день рождения, чтобы не справлять его в Москве. А что касается песни… Неправда, что со мной разговаривал Марсель Марсо. Это уже Володя приукрасил. Я на него даже немного обижалась тогда. Но сейчас горжусь, что эта песня обо мне. 

- Не жалеете, что не приняли его ухаживания?

- Нет. Он был другом моего мужа. Часто бывал у нас дома. Кроме того, мне всегда больше нравились операторы, чем актеры. Я ни разу не заводила роман с партнером по съемочной площадке. Да и как знать, если бы я приняла ухаживания Высоцкого, он, может быть, и не посвятил мне песню. 

- Муж вас не ревновал, ведь вы были секс-символом?… 

- Я никогда не была секс-символом. Это Светличная или Кондулайнен. Я просто была нормальной женщиной. У меня было амплуа положительной героини.  

- Тем не менее поклонники у вас были…

- А у кого их нет? До поры до времени. Молодость - это одна из болезней, которая, к сожалению, быстро излечивается. У меня и сейчас хороший поклонник есть. В 10-й класс перешел. Познакомились мы с ним и его бабушкой несколько лет назад в Египте. Никто из мужчин не дарил мне таких букетов, как этот Максимка. По пятьдесят, по семьдесят роз на сцену выносит. 

- Как-то вы сказали, что Тихонова заменить нельзя. По-прежнему придерживаетесь этого мнения? 

- Сейчас очень много хороших актеров среднего поколения. Такие, как Машков, Безруков, Меньшиков, Миронов. Они просто эталон актерского мастерства. Мой сын сейчас работает над фильмом «Достоевский» и уже сказал мне: «Посмотри обязательно, как играет Миронов. Это большого класса артист». У каждого времени свои актеры. Говорят, незаменимых нет. Есть. Вячеслав Тихонов был очень требовательным в работе. Даже один раз пожаловался на меня режиссеру. Но такого, как он, больше не будет. 

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Лариса ЛУЖИНА родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Пережила блокаду. После возвращения из эвакуации с мамой поселилась в Таллине у дяди. 

Ее звездным часом стала работа в ленте «На семи ветрах», которая принимала участие в Каннском фестивале. Но советский зритель больше помнит ее по картине «Вертикаль» о солдатах-альпинистах, где она сыграла с Владимиром Высоцким. Была замужем 4 раза. Есть взрослый сын.