Александр ЗАКАТОВ, директор канцелярии Дома Романовых, - «Комсомольской правде»: «Нам непонятно, на каком основании прекратили дело об убийстве царской семьи»

На этой неделе Следственный комитет РФ прекратил уголовное дело по факту расстрела Николая II и его семьи.

Николай II c супругой Александрой Федоровной на пляже. Ялта, 1912 г.

Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ) установило, что «Романов Н. А. и члены его семьи содержались под стражей и были расстреляны от имени государства. Бывший российский император, его супруга и дети - члены Российского императорского дома с точки зрения органов власти РСФСР представляли опасность для советского государства и политического строя». Согласно постановлению экспертов идентификация останков членов семьи Николая II и лиц из его свиты подтверждена.

Мы связались по телефону с директором канцелярии Дома Романовых Александром Закатовым.

- Александр, как вы оцениваете это решение СКР?

- Как известно, в прошлом году Басманный районный суд Москвы отменил прежнее незаконное решение СК РФ о прекращении уголовного дела в отношении екатеринбургских останков и обязал исправить допущенные нарушения. 

Новое постановление будет нами изучено, адвокат направит запрос, чтобы оно было предоставлено главе Дома Романовых Великой княгине Марии Владимировне, и она, проконсультировавшись со Святейшим Патриархом и с церковью, примет решение, как поступить дальше.

- А что все-таки лежит в основе нового решения СК? Чем он, на ваш взгляд, руководствовался?

- Следствие считает, что они установили все факты, что екатеринбургские останки, которые похоронены в Петропавловском соборе, принадлежат Николаю II и членам его семьи. 

В предыдущем постановлении, в котором они подробно излагали свою версию цареубийства, игнорировалось постановление президиума Верховного суда РФ, который еще в 2008 году установил, что император Николай II и члены его семьи - жертвы политических репрессий. Что они не стали жертвами уголовного преступления, как утверждала Генпрокуратура, а казнены от имени государства и подлежат реабилитации как жертвы политических репрессий.

Президиум Верховного суда реабилитировал императора Николая II и членов его семьи.  

Однако в 2009 году СК прекратил уголовное дело, в котором продолжал утверждать, что Николай II стал жертвой уголовного преступления. И теперь это исправлено.

Кроме того, остается проблема признания подлинности останков. Потому что до сих пор Русская православная церковь не нашла оснований, чтобы согласиться с версией Генпрокуратуры и следствия о том, что похороненные в Петропавловском соборе останки принадлежат членам царской семьи, которая канонизирована церковью. 

В случае признания этих останков подлинными они автоматически для верующих становятся святыми мощами. Если у церкви нет пока уверенности в том, что это так, она не может ввести свою паству в заблуждение.

С этой позицией солидарна глава Дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна. Она, как и покойный Патриарх Алексий II и нынешний Патриарх Кирилл, не говорит, что стопроцентно эти останки подлинные.  

А Генпрокуратура, СК РФ сейчас хотят оставить все как есть, чтобы просто согласились с их версией. Что, на наш взгляд, свидетельствует о некотором неуважении к церкви и к обществу. Мы считаем, что установление истины еще впереди...