Ведь уже в следующем году к нам приедут участники и гости Евро-2012 - граждане Европы, привыкшие к высоким стандартам медицинского обслуживания. Пока мы не в состоянии предоставить им столь качественные медуслуги. Но уже совсем скоро у нас появятся специализированные отделения для экстренных пациентов, обученные врачи и современные автомобили, обеспеченные необходимым медицинским оборудованием. О том, что нас еще ждет, разговариваем с экспертами.
ДВЕ БЕДЫ: НЕТ СИСТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
У нас в стране, как и в иных европейских государствах, на 13 тысяч человек приходится одна бригада СП. Вот только заграничные экстренные службы работают быстрее и эффективнее. Почему же у нас так не получается?
- Сегодня в Украине скорая помощь - служба без системы, - отмечает один из разработчиков реформы экстренной медицинской помощи советник министра здравоохранения Владимир ЮРЧЕНКО. - Когда мы изучили опыт разных стран, то заметили одну закономерность. Например, в Польше за оказание экстренной помощи по закону отвечает воевода - губернатор. Он через своего подчиненного представителя обязан организовать эту помощь в границах воеводства. В Германии это ответственность правительства земли, в США - штата. А у нас на территории области ни губернатор, ни начальник управления здравоохранения прямой ответственности за организацию экстренной медпомощи не несут, поскольку структуры такой нет, а значит, нет и полномочий.
Экстренная медпомощь - не просто бригады (машина - врач - медсестра - фельдшеры - санитары - водители), а важная часть единой системы, где все отношения должны быть четко прописаны. Мы подготовили Закон «О единой системе экстренной медицинской помощи», который позволит не просто нормировать работу «скорой», а создать эффективную систему оказания экстренной помощи. Наше решение основано на заимствованиях самых лучших идей из стран Европы и США.
ЧТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ
1. Все подразделения «скорой» в области объединятся в одну структуру.
Сейчас у каждой районной больницы своя скорая помощь, что мешает эффективно работать. Поэтому во всех регионах на базе центров медицины катастроф сформируют Центры экстренной медпомощи как главное подразделение и подчинят им все без исключения машины и бригады «скорой». Также организовывается единая диспетчерская служба для обслуживания вызовов.
2. Появятся врачи неотложной помощи.
Это отдельная профессия. Подобных специалистов уже готовят в наших университетах как врачей общей практики, затем они проходят интернатуру и приобретают квалификацию «врач неотложных состояний». Таких в Украине уже 5510. Но этого пока недостаточно.
3. Откроются специализированные отделения.
Это в некотором смысле ноу-хау. Ведь сейчас пациентов по «скорой» принимают больницы, и пациенты, которые госпитализируются по показаниям, и те, что поступили по «скорой», идут через один приемный покой. Из-за чего люди, требующие экстренной помощи, долго ждут ее.
Поэтому в профильных больницах сформируют отделения неотложной помощи. В них будут работать именно врачи неотложных состояний, а не терапевты или хирурги. Будут своя операционная, реанимация и койки. Потоки больных разделят: те, что прибывают по «скорой», остаются в отделении неотложной помощи, те, что приходят по направлению, - госпитализируются через приемный покой больницы.
|
НА ЛОНДОНСКИЙ МАНЕР
- Впервые мы предлагаем законодательно нормировать время доезда: в городе - до 10 минут, в сельской местности - до 20 минут, - с оптимизмом продолжает Владимир Юрченко.
- За 10 минут? В Киеве? Это же утопия…
- Давайте сразу определимся с понятиями: неотложная и экстренная помощь - это разные виды помощи. Неотложка находится при поликлиниках и обслуживает хронических и тяжелобольных людей. Эта система действует только в Киеве и еще парочке больших городов, и она не изменится. В регионах происходит совмещение функций неотложной и скорой помощи, а в райцентрах вообще нет подобных служб. У них от силы 2-3 машины. Все потому, что мы считаем по нормативу: на 13 тысяч человек - одна бригада скорой помощи.
Так вот, чтобы приехать к пациенту как можно быстрее, в разных странах делается очень многое. Мы изучили опыт Лондона. В этом 10-миллионном городе машина «скорой» приезжает за 8 минут! Мы были очень удивлены и хотим внедрить у себя подобную систему. Сейчас пилотные проекты обкатываются в Харькове и Львове.
Для этого создают особые системы диспетчеризации, способные своевременно получить и обработать вызов. Все бригады работают с электронными метками, GPS-системами, диспетчер на большой карте видит, где дежурят машины в городе. И, получив вызов, направляет к пациенту ту машину, которая находится ближе всего.
- По городу 10 минут, может быть, мы и потянем. Но как быть с селом? Двадцать-то минут…
- И здесь не должно быть проблем. Идея в том, чтобы выдвигать машины на так называемое временное пребывание, равноудаленные от населенных пунктов точки. Машины там дежурят и по первому вызову отправляются к пациентам. Если система будет так организована, то даже мы в главной диспетчерской Киева сможем видеть, как она работает в целом, контролировать перемещение машин по всей стране на одном большом экране.
- Что должно быть у бригады СП?
- Есть мировые стандарты. Обязательно наличие дефибриллятора, электрокардиографа, пульсометра, монитора, кислорода, маски для искусственной вентиляции легких и т.д. Также должен быть набор медикаментов для оказания неотложной помощи. «Скорая» «Фиат» или «Рено» стоит от 70 тысяч евро. Не менее половины - это стоимость медицинского оборудования, которым обеспечена такая машина. Если же она не укомплектована, то не может приобретаться, поскольку это не скорая медпомощь.
|
ДОКУМЕНТЫ УЖЕ В ПАРЛАМЕНТЕ
Европейская скорая помощь нужна как воздух, ведь менее чем через полтора года нам предстоит принимать зарубежных спортсменов и болельщиков. От того, как мы справимся, будет зависеть имидж нашей страны.
- Все, что сейчас делается для экстренной медпомощи, делается не под «Евро-2012», а просто потому, что это необходимо сделать, - возражает директор Департамента развития медицинской помощи Минздрава Украины Николай Хобзей. - Просто предстоящий чемпионат стимулирует нас к более активному продвижению к системе оказания экстренной медицинской помощи европейского уровня.
- И в какую сумму нам обойдется европейская «скорая»?
- Машины и диспетчерская - основные статьи расхода. Уже все посчитано. Скажем, одна машина стоит 70 тысяч евро, а нам надо их 3 тысячи. Кроме того, возникает вопрос качества связи. Мы обратились к правительству по поводу выделения соответствующих частот, а также обеспечения радиоцентра и специализированных бригад современными цифровыми средствами связи. Если правительство пойдет навстречу, то нам выделят одну частоту для системы экстренной помощи, которая будет корреспондироваться с частотами европейских систем неотложной помощи, а также с частотами отечественных экстренных служб - МВД и МЧС. Ориентировочная стоимость связи - почти 42 млн грн.
- Где же мы столько денег возьмем?
- Понятно, что сразу таких сумм не найти, но постепенно эту задачу можно реализовать. В первую очередь необходимо обеспечить регионы, задействованные в проведении чемпионата. Мы должны обслужить 5800 км дорог для принятия болельщиков. Если ставим норму приезда 10 мин., то нам надо как минимум 273 машины.
- Справимся за год?
- Конечно, справимся. Сейчас самое главное - принять закон и определить ответственных за оказание экстренной медпомощи. Это ведь элемент национальной безопасности страны. Другой службы, способной выполнять такие задачи, в нашей стране просто нет. И по закону отвечать за создание системы будут губернаторы областей...
- Они об этом знают? А как же извечное тихое сопротивление на местах?
- Конечно же, знают. Мы давно обсуждаем эти изменения. Никакого сопротивления! 90% руководителей заявили о поддержке законопроекта и готовы его реализовывать.
|
ЦИФРЫ
Сегодня в Украине существует 3343 бригады скорой медпомощи, из них 56% - фельдшерские, остальные - врачебные, в том числе свыше 350 - специализированные (реаниматологические, травматические, токсикологические и т.д.).
987 подразделений находятся при центральных райбольницах в виде отделений. В больших городах насчитывается 100 станций.
ВАЖНО!
Что сообщать диспетчеру?
* Причину вызова.
* Точный адрес и контактный телефон.
* Фамилию пациента и свою фамилию.
* Маршрут проезда, ориентиры.
Диспетчер обязан по требованию гражданина назвать личный рабочий номер, а после приема информации - повторить записанный адрес, сообщить номер вызова и время его получения. Диспетчер также имеет право потребовать от абонента встречать бригаду в условленном месте.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Все машины должны стать специализированными
Анатолий ВЕРШИГОРА, главный врач Киевской городской станции скорой медицинской помощи:
- До сегодняшнего времени у нас бригады «скорой» делятся на обычные и специализированные. На мой взгляд, это абсурд. Человек часто не в состоянии толком объяснить, что у него стряслось, и по телефону диспетчер не может установить, какая именно ему помощь нужна, а речь ведь идет о неотложном состоянии, когда надо срочно выехать, потратив не более 15 мин. У нас же получается по вызову должна приехать одна бригада, поставить диагноз и затем вызвать специализированную… Это нерационально. Все бригады должны быть готовыми сразу же оказывать помощь. Есть специалист - врач неотложных состояний, он должен поставить диагноз (инфаркт, инсульт, аппендицит, травма и т.д.) и доставить человека в больницу. Скорая помощь без оборудования и квалифицированного специалиста - не скорая помощь!
НА ЗАМЕТКУ
В Киеве работают ежесуточно около 150 бригад. Практически все они обеспечены ЭКГ. Остро не хватает дефибрилляторов и современных дыхательных аппаратов.GPS и «тревожная кнопка» для буйных
Сегодня весь парк реанимобилей скорой помощи города работает с GPS-системой. На оснащение карет скорой помощи понадобился примерно год и около двух миллионов гривен. Главный плюс модернизации - оперативность и надежность. Диспетчеры всегда знают, в какой точке города находится каждая из бригад врачей.
На большом экране в центральной диспетчерской отображаются все бригады, подстанции и адреса, с которых поступают вызовы. Специальными символами обозначены свободные бригады. Когда поступает вызов, диспетчер определяет, какая из машин ближе всего к больному. Ее и направляют к страждущему. Это позволяет экономить бензин, а главное - драгоценное время.
- Раньше вся информация поступала по телефонной связи, рации часто не работали, в такой ситуации определить местоположение машин было практически нереально, - говорит харьковский вице-губернатор Игорь Шурма, курирующий здравоохранение.
Но быстрое и точное определение координат - не единственное преимущество новинки. Не секрет, что встречаются и неадекватные больные. Нападения на врачей скорой помощи не редкость. Ранее быстро отреагировать на такую ситуацию было проблемой, а сегодня, если врач видит, что пациент агрессивен, нажимает «тревожную кнопку», в диспетчерскую тут же поступает сигнал, и на помощь медикам срочно высылают наряд милиции.
- Сегодня нам нужна унифицированная система. Если каждый будет создавать что-то на свой лад, мы никогда не сможем обеспечить функциональную межобластную связь, - считает Игорь Шурма.
Общая служба с Белоруссией и Польшей
В этом регионе не просто пожелали обзавестись «скорой» европейского образца, но и создали трансграничный центр экстренной помощи, куда входят экстренные службы приграничных территорий Украины, Польши и Беларуси. Проект финансируют Европейский фонд регионального развития и Программа экономической помощи странам, которые не являются членами ЕС. И делается это не только для того, чтобы принимать гостей чемпионата Европы по футболу.
- Проект преследует две главные цели - создание условий для долгосрочного сотрудничества размещенных на приграничных территориях медицинских служб, а также обустройсто сети пунктов экстренной помощи для повышения безопасности на международных автострадах, - отмечает заместитель начальника ГУ здравоохранения Львовской облгосадминистрации Орест Середа. - Его реализация позволит наладить долгосрочное сотрудничество между Львовским областным центром экстренной медицинской помощи с польскими Воеводским госпиталем в Перемышле и Воеводской станцией экстренной помощи и санитарного транспорта. Кроме того, мы сможем развивать инфраструктуру региональных транспортных сетей, повышать эффективность оказания экстренной помощи больным и потерпевшим в автоавариях гражданам Украины и ЕС.
В рамках проекта для Львовской области уже закуплено 5 реанимобилей класса «С» и создано пять пунктов экстренной помощи вдоль основных транспортных магистралей международного класса, что позволяет медикам прибыть на место происшествия в течение 15 минут.
Фото Максима ЛЮКОВА и из архива «КП».