Реформа скорой помощи: успеть на вызов за 600 секунд

В ближайшее время в Украине начнется реформа скорой помощи. Это не просто острая необходимость, но еще и наши международные обязательства.

Ведь уже в следующем году к нам приедут участники и гости Евро-2012 - граждане Европы, привыкшие к высоким стандартам медицинского обслуживания. Пока мы не в состоянии предоставить им столь качественные медуслуги. Но уже совсем скоро у нас появятся специализированные отделения для экстренных пациентов, обученные врачи и современные автомобили, обеспеченные необходимым медицинским оборудованием. О том, что нас еще ждет, разговариваем с экспертами.  

ДВЕ БЕДЫ: НЕТ СИСТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

У нас в стране, как и в иных европейских государствах, на 13 тысяч человек приходится одна бригада СП. Вот только заграничные экстренные службы работают быстрее и эффективнее. Почему же у нас так не получается? 

- Сегодня в Украине скорая помощь  - служба без системы, - отмечает один из разработчиков реформы экстренной медицинской помощи советник министра здравоохранения Владимир ЮРЧЕНКО. - Когда мы изучили опыт разных стран, то заметили одну закономерность. Например, в Польше за оказание экстренной помощи по закону отвечает воевода - губернатор. Он через своего подчиненного представителя обязан организовать эту помощь в границах воеводства. В Германии это ответственность правительства земли, в США - штата. А у нас на территории области ни губернатор, ни начальник управления здравоохранения прямой ответственности за организацию экстренной медпомощи не несут, поскольку структуры такой нет, а значит, нет и полномочий. 

Экстренная медпомощь - не просто бригады (машина - врач - медсестра - фельдшеры - санитары - водители), а важная часть единой системы, где все отношения должны быть четко прописаны. Мы подготовили Закон «О единой системе экстренной медицинской помощи», который позволит не просто нормировать работу «скорой», а создать эффективную систему оказания экстренной помощи. Наше решение основано на заимствованиях самых лучших идей из стран Европы и США. 

ЧТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ

1. Все подразделения «скорой» в области объединятся в одну структуру. 

Сейчас у каждой районной больницы своя скорая помощь, что мешает эффективно работать. Поэтому во всех регионах на базе центров медицины катастроф сформируют Центры экстренной медпомощи как главное подразделение и подчинят им все без исключения машины и бригады «скорой». Также организовывается единая диспетчерская служба для обслуживания вызовов. 

2. Появятся врачи неотложной помощи. 

Это отдельная профессия. Подобных специалистов уже готовят в наших университетах как врачей общей практики, затем они проходят интернатуру и приобретают квалификацию «врач неотложных состояний». Таких в Украине уже 5510. Но этого пока недостаточно.

3. Откроются специализированные отделения. 

Это в некотором смысле ноу-хау.  Ведь сейчас пациентов по «скорой» принимают больницы, и пациенты, которые госпитализируются по показаниям, и те, что поступили по «скорой», идут через один приемный покой. Из-за чего люди, требующие экстренной помощи, долго ждут ее. 

Поэтому в профильных больницах сформируют отделения неотложной помощи. В них будут работать именно врачи неотложных состояний, а не терапевты или хирурги. Будут своя операционная, реанимация и койки. Потоки больных разделят: те, что прибывают по «скорой», остаются в отделении неотложной помощи, те, что приходят по направлению, - госпитализируются через приемный покой больницы.  

 

НА ЛОНДОНСКИЙ МАНЕР

- Впервые мы предлагаем законодательно нормировать время доезда: в городе - до 10 минут, в сельской местности - до 20 минут, - с оптимизмом продолжает Владимир Юрченко.

- За 10 минут? В Киеве? Это же утопия…

- Давайте сразу определимся с понятиями: неотложная и экстренная помощь - это разные виды помощи. Неотложка находится при поликлиниках и обслуживает хронических и тяжелобольных людей. Эта система действует только в Киеве и еще парочке больших городов, и она не изменится. В регионах происходит совмещение функций неотложной и скорой помощи, а в райцентрах вообще нет подобных служб. У них от силы 2-3 машины. Все потому, что мы считаем по нормативу: на 13 тысяч человек - одна бригада скорой помощи. 

Так вот, чтобы приехать к пациенту как можно быстрее, в разных странах делается очень многое. Мы изучили опыт Лондона. В этом 10-миллионном городе машина «скорой» приезжает за 8 минут! Мы были очень удивлены и хотим внедрить у себя подобную систему. Сейчас пилотные проекты обкатываются в Харькове и Львове. 

Для этого создают особые системы диспетчеризации, способные своевременно получить и обработать вызов. Все бригады работают с электронными метками, GPS-системами, диспетчер на большой карте видит, где дежурят машины в городе. И, получив вызов, направляет к пациенту ту машину, которая находится ближе всего. 

- По городу 10 минут, может быть, мы и потянем. Но как быть с селом? Двадцать-то минут…

- И здесь не должно быть проблем. Идея в том, чтобы выдвигать машины на так называемое временное пребывание, равноудаленные от населенных пунктов точки. Машины там дежурят и по первому вызову отправляются к пациентам. Если система будет так организована, то даже мы в главной диспетчерской Киева сможем видеть, как она работает в целом, контролировать перемещение машин по всей стране на одном большом экране.

- Что должно быть у бригады СП?

- Есть мировые стандарты. Обязательно наличие дефибриллятора, электрокардиографа, пульсометра, монитора, кислорода, маски для искусственной вентиляции легких и т.д. Также должен быть набор медикаментов для оказания неотложной помощи. «Скорая» «Фиат» или «Рено» стоит от 70 тысяч евро. Не менее половины - это стоимость медицинского оборудования, которым обеспечена такая машина. Если же она не укомплектована, то не может приобретаться, поскольку это не скорая медпомощь.  

Чтобы стать лучше, нашим экстренным службам нужны не только современные машины и оборудование, но и квалифицированные чуткие врачи.

 

 

ДОКУМЕНТЫ УЖЕ В ПАРЛАМЕНТЕ

Европейская скорая помощь нужна как воздух, ведь менее чем через полтора года нам предстоит принимать зарубежных спортсменов и болельщиков. От того, как мы справимся, будет зависеть имидж нашей страны. 

- Все, что сейчас делается для экстренной медпомощи, делается не под «Евро-2012», а просто потому, что это необходимо сделать, - возражает директор Департамента развития медицинской помощи Минздрава Украины Николай Хобзей. - Просто предстоящий чемпионат стимулирует нас к более активному продвижению к системе оказания экстренной медицинской помощи европейского уровня. 

- И в какую сумму нам обойдется европейская «скорая»?

- Машины и диспетчерская - основные статьи расхода. Уже все посчитано. Скажем, одна машина стоит 70 тысяч евро, а нам надо их 3 тысячи. Кроме того, возникает вопрос качества связи. Мы обратились к правительству по поводу выделения соответствующих частот, а также обеспечения радиоцентра и специализированных бригад современными цифровыми средствами связи. Если правительство пойдет навстречу, то нам выделят одну частоту для системы экстренной помощи, которая будет корреспондироваться с частотами европейских систем неотложной помощи, а также с частотами отечественных экстренных служб - МВД и МЧС. Ориентировочная стоимость связи - почти 42 млн грн.

- Где же мы столько денег возьмем? 

- Понятно, что сразу таких сумм не найти, но постепенно эту задачу можно реализовать. В первую очередь необходимо обеспечить регионы, задействованные в проведении чемпионата. Мы должны обслужить 5800 км дорог для принятия болельщиков. Если ставим норму приезда 10 мин., то нам надо как минимум 273 машины. 

- Справимся за год?

- Конечно, справимся. Сейчас самое главное - принять закон и определить ответственных за оказание экстренной медпомощи. Это ведь элемент национальной безопасности страны. Другой службы, способной выполнять такие задачи, в нашей стране просто нет. И по закону отвечать за создание системы будут губернаторы областей...

- Они об этом знают? А как же извечное тихое сопротивление на местах?

- Конечно же, знают. Мы давно обсуждаем эти изменения. Никакого сопротивления! 90% руководителей заявили о поддержке законопроекта и готовы его реализовывать.

От оперативности врачей зависит жизнь пациента. 

 

 

ЦИФРЫ

Сегодня в Украине существует 3343 бригады скорой медпомощи, из них 56% - фельдшерские, остальные - врачебные, в том числе свыше 350 - специализированные (реаниматологические, травматические, токсикологические и т.д.). 

987 подразделений находятся при центральных райбольницах в виде отделений. В больших городах насчитывается 100 станций.

ВАЖНО!

Что сообщать диспетчеру?

* Причину вызова.

* Точный адрес и контактный телефон.

* Фамилию пациента и свою фамилию.

* Маршрут проезда, ориентиры.

Диспетчер обязан по требованию гражданина назвать личный рабочий номер, а после приема информации - повторить записанный адрес, сообщить номер вызова и время его получения. Диспетчер также имеет право потребовать от абонента встречать бригаду в условленном месте.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Все машины должны стать специализированными

Анатолий ВЕРШИГОРА, главный врач Киевской городской станции скорой медицинской помощи: 

- До сегодняшнего времени у нас бригады «скорой» делятся на обычные и специализированные. На мой взгляд, это абсурд. Человек часто не в состоянии толком объяснить, что у него стряслось, и по телефону диспетчер не может установить, какая именно ему помощь нужна, а речь ведь идет о неотложном состоянии, когда надо срочно выехать, потратив не более 15 мин. У нас же получается по вызову должна приехать одна бригада, поставить диагноз и затем вызвать специализированную… Это нерационально. Все бригады должны быть готовыми сразу же оказывать помощь. Есть специалист - врач неотложных состояний, он должен поставить диагноз (инфаркт, инсульт, аппендицит, травма и т.д.) и доставить человека в больницу. Скорая помощь без оборудования и квалифицированного специалиста - не скорая помощь!  

НА ЗАМЕТКУ 

В Киеве работают ежесуточно около 150 бригад. Практически все они обеспечены ЭКГ. Остро не хватает дефибрилляторов и современных дыхательных аппаратов.GPS и «тревожная кнопка» для буйных

Сегодня весь парк реанимобилей скорой помощи города работает с GPS-системой. На оснащение карет скорой помощи понадобился примерно год и около двух миллионов гривен. Главный плюс модернизации - оперативность и надежность. Диспетчеры всегда знают, в какой точке города находится каждая из бригад врачей.

На большом экране в центральной диспетчерской отображаются все бригады, подстанции и адреса, с которых поступают вызовы. Специальными символами обозначены свободные бригады. Когда поступает вызов, диспетчер определяет, какая из машин ближе всего к больному. Ее и направляют к страждущему. Это позволяет экономить бензин, а главное - драгоценное время.

- Раньше вся информация поступала по телефонной связи, рации часто не работали, в такой ситуации определить местоположение машин было практически нереально, - говорит харьковский вице-губернатор Игорь Шурма, курирующий здравоохранение.

Но быстрое и точное определение координат - не единственное преимущество новинки. Не секрет, что встречаются и неадекватные больные. Нападения на врачей скорой помощи не редкость. Ранее быстро отреагировать на такую ситуацию было проблемой, а сегодня, если врач видит, что пациент агрессивен, нажимает «тревожную кнопку», в диспетчерскую тут же поступает сигнал, и на помощь медикам срочно высылают наряд милиции.

- Сегодня нам нужна унифицированная система. Если каждый будет создавать что-то на свой лад, мы никогда не сможем обеспечить функциональную межобластную связь, - считает  Игорь Шурма.

Общая служба с Белоруссией и Польшей

В этом регионе не просто пожелали обзавестись «скорой» европейского образца, но и создали трансграничный центр экстренной помощи, куда входят экстренные службы приграничных территорий Украины, Польши и Беларуси. Проект финансируют Европейский фонд регионального развития и Программа экономической помощи странам, которые не являются членами ЕС. И делается это не только для того, чтобы принимать гостей чемпионата Европы по футболу.

- Проект преследует две главные цели - создание условий для долгосрочного сотрудничества размещенных на приграничных территориях медицинских служб, а также обустройсто сети пунктов экстренной помощи для повышения безопасности на международных автострадах, - отмечает заместитель начальника ГУ здравоохранения Львовской облгосадминистрации Орест Середа. - Его реализация позволит наладить долгосрочное сотрудничество между Львовским областным центром экстренной медицинской помощи с польскими Воеводским госпиталем в Перемышле и Воеводской станцией экстренной помощи и санитарного транспорта. Кроме того, мы сможем развивать инфраструктуру региональных транспортных сетей, повышать эффективность оказания экстренной помощи больным и потерпевшим в автоавариях гражданам Украины и ЕС.

В рамках проекта для Львовской области уже закуплено 5 реанимобилей класса «С» и создано пять пунктов экстренной помощи вдоль основных транспортных магистралей международного класса, что позволяет медикам прибыть на место происшествия в течение 15 минут.

Фото Максима ЛЮКОВА и из архива «КП».