Делаем утро радостным
Чтобы начать день с хорошего настроения, не придется делать ничего экстраординарного. Существуют простые правила, соблюдая которые каждый из нас сможет сделать собственное утро радостным:
* Чтобы утром не тратить драгоценные минуты на чистку обуви и поиск ключей от машины, готовьтесь на работу с вечера.
* Не ложитесь спать в неубранной квартире - немытая посуда и беспорядочно разбросанные вещи способны испортить настроение любому.
* Перед тем как лечь спать, проветрите комнату.
* Хорошо выспитесь, а проснувшись, улыбнитесь и скажите себе, что сегодня в вашей жизни обязательно произойдет что-то хорошее.
* Включите любимую музыку, побалуйте себя легким вкусным завтраком, сварите любимый кофе.
Для такого «самонастроя» потребуется совсем немного времени, зато эффект сохранится в течение всего рабочего дня!
Не опаздываем!
Чтобы окончательно прийти в себя после праздников, психологи советуют хотя бы в первый рабочий день добраться до офиса как минимум за четверть часа до начала работы. И уж, конечно, не стоит опаздывать!
- Даже если человек находит вполне достойное оправдание своему опозданию, психологический осадок в виде чувства вины и необъяснимой тревоги может заметно подпортить настроение, - разъясняет психолог Оксана Навроцкая. - Накапливаясь, подобный негатив гасит чувство удовлетворенности работой.
Кстати, специалисты утверждают, что психологически комфортная для человека работа - это во многом ритуал. И четко фиксированное время начала работы является одним из элементов такого ритуала, значительно повышающим эффективность работы.
Настраиваемся на успех
Начало нового года - это масса планов. Начинать «новую жизнь» с понедельника можно хоть каждую неделю, а вот с нового года - только раз в году. Неудивительно, что многие нервничают по поводу того, удастся ли решить все проблемы, воплотить в жизнь все задуманное, и если не удастся, так стоит ли начинать?
- Правильнее всего относиться к проблемам как к задачам, которые вы рано или поздно обязательно решите, - считает психолог. - Всегда настраивайтесь на удачу и думайте о неизбежно хороших результатах. Представьте себе свои будущие успехи, и тогда их достижение станет только вопросом времени! Помните, что люди, настроенные на успех, берут все в свои руки и создают собственное будущее, никогда не полагаясь на волю случая.
Планируем день
Чтобы работа была продуктивной, придется потратить немного времени на составление плана. Внесите в него каждую мелочь - разбор писем из почтового ящика и накопившихся документов, необходимые встречи и телефонные звонки, а выполнение наиболее важных задач запланируйте на пик работоспособности (у большинства людей пики суточных подъемов работоспособности приходятся на периоды с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00).
Специалисты по тайм-менеджменту уже давно подсчитали, что работа со списком запланированных дел в первый же день увеличивает производительность труда на 25 процентов! Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день. В течение дня сверяйтесь с планом и корректируйте свою работу.
Используем принцип Эйзенхауэра
По понятным причинам изучение в Интернете фотографий и заметок и обсуждение в социальных сетях встреч и событий, случившихся в праздничные дни, часто оказывается гораздо увлекательнее будничной рутины. Однако опыт показывает, что эти приятные во всех отношениях занятия могут настолько сильно отвлечь от насущных задач, что на адаптацию к рабочему процессу времени не останется вовсе! По этой же причине специалисты советуют избегать соблазна обсуждать с сотрудниками прошедшие праздники: разговор может затянуться надолго, а работа так и останется несделанной.
Воспользуйтесь принципом Эйзенхауэра - техникой расстановки приоритетов, использование которой позволит выделить важные и существенные дела и решить, что делать с остальными. Считается, что 34-й президент США не только придумал эту технику, но и сделал ее стандартом своей работы. Эйзенхауэр выделил четыре категории дел по двум критериям - важности и срочности.
* Задачи А. Важные и срочные. Критические ситуации, проекты с горящим сроком - словом, задачи, которые нужно выполнять без промедления.
* Задачи Б. Важные и несрочные. Стратегическое планирование в бизнесе, личностное развитие - для решения задач данного типа необходимо устанавливать временные рамки.
* Задачи В. Неважные и срочные. Например, спонтанные просьбы или поручения «сделать что-то сейчас и быстро», не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям. По возможности от таких просьб следует отказываться или перепоручать.
* Задачи Г. Неважные и несрочные. Это мелочи, крадущие наше время, - перекуры, пустая болтовня плюс примета уже нашего времени: бесконечное блуждание по социальным сетям. В идеале эти дела нужно постараться устранить из своей жизни раз и навсегда.
Не забываем об отдыхе
Как правило, рабочий день делится на две части обеденным перерывом. Но и внутри «половинок» рабочего дня также важно чередовать труд и отдых. Специалистами по психологии труда установлено, что для повышения эффективности работы необходимы перерывы продолжительностью 10-15 минут каждые один-два часа. Конкретное оптимальное соотношение времени работы и перерыва зависит от характера работы и индивидуальных особенностей организма.
Подводим итоги работы
Конец рабочего дня нужно посвятить «постановке точки» - например, доделать хотя бы одно дело до полного завершения. После этого следует подвести итоги работы, проделанной за день.
- По окончании рабочего дня постарайтесь не задерживаться на работе не только физически, но и психологически: не несите домой рабочие проблемы, - советует Оксана Навроцкая. - Найдите и прочувствуйте свое «главное достижение дня» и похвалите себя за него. Это и будет ваша позитивная точка!
В ТЕМУ
Научитесь любить свою профессию!
- Чтобы работа приносила радость, нужно ее просто полюбить, - уверена психолог Марина ДЕРКАЧ. - Согласитесь: в наше непростое время уже сам факт наличия работы является положительным. А ведь можно еще вспомнить, чем хороша ваша профессия, чего вам уже удалось добиться, а что еще только значится в планах. Если перечислить все то хорошее, что нам дает работа, получится не так уж мало. Причем речь идет не только о серьезных вещах вроде карьеры, личностного роста и самореализации. Возможно, именно по дороге на работу вы познакомились с будущим мужем, а в офисе нашли родственную душу, которая потом стала вашей лучшей подругой. В конце концов, именно работа дает нам возможность посидеть в уютном кафе, сходить в кино, провести отпуск у моря, сделать подарки близким людям. А самое главное - чувствовать себя по-настоящему нужными.
А если кому-то кажется, что все свое рабочее время он проводит впустую, можно вспомнить известную шутку о том, что занятие ерундой на рабочем месте развивает слух, боковое зрение, реакцию и… бдительность!