Летчики сгоревшего ТУ-154: "Такого ужаса мы не видели даже в кино"

"Комсомолка" навестила в сургутской больнице пострадавших пассажиров и экипаж.

Фото очевидца Анатолия МАРДАНОВА.

Пассажиры злополучного рейса Сургут-Москва Когалымский авиалиний потихоньку приходят в себя после трагических событий 1 января. Их самолет загорелся, не успев подняться в воздух. Те пассажиры, которые не сильно пострадали в аварии, уже доставлены в Москву. Между тем в окружной клинической больнице Сургута находится 23 раненых.

Фото сделано одним из пассажиров ТУ-154 через минуту после того, как его и других спасенных доставили на автобусе в здание аэропорта

- Всего было доставлено 35 пассажиров. С различной степенью тяжести. В основном у всех - ожоги дыхательных путей, - рассказал "КП" Кирилл Костюченко, заместитель главного врача по ЧС окружной клинической больницы Сургута.

Фото очевидца Анатолия МАРДАНОВА

- Двенадцать пассажиров мы уже отпустили домой. Двое пациентов пока остаются в реанимации, -  продолжает Кирилл Костюченко. - Состояние остальных пострадавших - а их 21 человек - опасений не вызывает. Думаю, через три дня мы всех выпишем.

"Комсомолка" навестила пострадавших в  больнице.

Выбираясь из горящей "тушки", люди прыгали с трехметровой высоты на бетон

- Самолет только развернулся, как во втором салоне раздался крик: «Горим! Пожар!», - вспоминает один из последних пассажиров, покинувших горящую «тушку» Анатолий Марданов. – Кричали ребята из группы «На-На». Стюардесса стала всех успокаивать, просила всех сесть, чтобы открыть двери. Но тут все пассажиры из соседнего салона прибежали к нам.

Пилот Олег Малькин рассказывал о ЧП под капельницей Фото Наталья ЛУКИНЫХ

Анатолий и его жена сидели в последнем ряду в первом салоне. Когда самолет окутало дымом, мужчина натянул на голову свитер с майкой и сел на пол. Стал ждать, пока все выйдут. Кругом уже была паника.

Из горящего самолета пара выбралась одними из последних.

- Мы скатились по надувному трапу,  за нами спустился экипаж, - вспоминает Анатолий. - Второй салон горел.

Пламя в считанные секунды распространилось по самолету. Пассажиры вспоминают, что огонь шел сверху. Во втором салоне открыли двери над крыльями. С правой стороны техники подогнали стремянки, а слева люди, спасаясь из горящего самолета, прыгали на асфальт с трехметровой высоты. Те, кто не успел выбраться, кинулись в первый салон.

Аэропорт Сургута сейчас работает в обычном режиме фото Наталья ЛУКИНЫХ

"Самолет был в порядке..."

Вместе с пассажирами в больнице находятся и летчики экипажа ТУ-154. Вот, что они вспоминают о начале полета.

- Мы готовились к взлету, - рассказал  «Комсомолке» пилот сгоревшего ТУ-154 Олег Малькин. –  Все вроде было в порядке. Самолет ведь прошел все проверки. Перед этим он еще летал в Минеральные Воды, в Москву. Хорошая машина была...

- И вот мы запустили двигатели, - продолжает Олег Малькин. - Снаружи все контролировал техник. Я ушел с наземной связи, начал подключать генераторы. И тут командир скомандовал «Выключай!».

Олег выскочил из кабины. Пассажиры уже кричали «Огонь». Он успел открыть переднюю дверь, выкинул надувной трап.

- Дым мгновенно просачивался во все щели, я в кино такого не видел, - вспоминает трагедию летчик.

Не растерявшись, Олег скинул одного человека на трап, велел принимать пассажиров внизу. Началась паника, давка. Убегая от огня, пассажиры рвались в кабину пилотов.  Экипаж старался направить перепуганных людей к выходу.

Второй трап надуть так и не удалось. Стюардесса тщетно пыталась  утихомирить прорывающихся к выходу людей, но толпа буквально снесла ее. 

По тревоге на работу вызвали медиков аэропорта 

Татьяна Пономарева примчалась одной из первых после того, как весь медицинский персонал аэропорта вызвали по тревоге на работу. 

- Хорошо, я здесь недалеко живу, - рассказывает фельдшер. – Эта трагедия первая на моей памяти... Я и мои коллеги быстро собрали сумки с лекарствами и побежали на помощь.

Медики аэропорта примчались к горящему самолету, когда первые пассажиры уже сидели в автобусе. Их быстро доставили в здание аэропорта. Там были открыты все двери. Помогали все, кто мог. В помещении людям дали питьевую воду. Кому-то врачи надевали кислородную маску, кого-то отпаивали успокоительным.

 

К этому времени - минут через 20 после эвакуации - на подмогу местному здравпункту приехали сотрудники медицины катастроф и скорой. Все пострадавшие были доставлены в больницы. Больше всего людей приняла окружная клиническая больница. 

- Самолет был окутан дымом, мы проверили, чтобы никого не осталось в салоне и тогда уже сами спустились на землю, - говорит Олег Малькин. - Если б все произошло на несколько минут позже, было бы гораздо хуже. Страшно подумать, насколько хуже...

По словам пострадавших, пламя охватило самолет буквально за полторы-две минуты. Выбравшиеся пассажиры наблюдали из здания аэропорта, как «тушка» догорает. Через несколько минут после того, как людей эвакуировали, борт взорвался.

- Его буквально разорвало на три части, - с ужасом вспоминают уцелевшие пассажиры. 

Трое погибших пассажиров ТУ-154 в Сургуте считаются пропавшими без вести

- Трое погибших считаются пропавшими без вести, это информация оперативного штаба, - сообщил "КП" заместитель губернатора ХМАО Вячеслав Навицкий. - В сгоревшем самолете нашли фрагменты женского, мужского и детского тел. На сайте аэропорта опубликованы их фамилии. Но они это или не они, мы пока точно сказать не можем.

Директор «Когалымавиа»: «Все пострадавшие  во время ЧП с Ту- 154 получат страховку»

В ближайшее время пассажиры невыполненного рейса Сургут-Москва получат страховку. Это пообещал директор авиакомпании «Когалымавиа», которой принадлежал сгоревший самолет ТУ-154.

- Все пассажиры застрахованы в компании «Согаз». Они получат деньги по закону. Информация уже опубликована на сайте, там смотрите, - сообщил журналисту "КП" директор «Когалымавиа» Николай Зельников. 

- Когда именно получат деньги? На каком сайте смотреть? - но наши вопросы повисли в воздухе. Николай Зельников уже скрылся за дверью своего кабинета. Отвечать на другие вопросы он отказался, сославшись на то, что комментарии может давать только заместитель губернатора ХМАО.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

- Мы рассматриваем две версии, - рассказал «Комсомолке» руководитель уральского следственного управления СК РФ на транспорте Дмитрий Путинцев. – Это нарушение правил пожарной безопасности и нарушение правил управления воздушными судами. После технических исследований и экспертиз мы сможем точно сказать, из-за чего загорелся самолет.

 Пока следователям удалось выяснить только возможный очаг пожара, но место пока они не называют. О причинах и виновных тоже молчат. Говорят лишь, что это могут быть как сотрудники аэропорта, так и экипаж. Возможные технические неполадки самолета следователи пока не рассматривают.