Кому выгодно запрещать рекламу лекарств?

Верховная Рада в первом чтении приняла соответствующий закон. Какими мотивами руководствовались депутаты, к чему могут привести такие инициативы, неужели нет менее радикальных мер?

В аптеке продается все, но как выбрать действительно нужное?

На эти и другие вопросы пытаются ответить наши эксперты. 

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Проект закона под счастливым номером 7007 с момента своего рождения вызвал бурю общественного негодования. Эксперты давали ему не самую высокую оценку и отмечали ряд существенных изъянов. 

В Главном научно-экспертном управлении после тщательного изучения документа отметили, что он дублирует действующие законы и не дает разъяснений по некоторым спорным позициям, допуская их двоякое толкование. 

- Установление полного запрета рекламы лекарств может привести к сокращению объемов производства рекламной продукции, уменьшению поступлений в бюджет, - добавил руководитель управления Василий Борденюк. - Поэтому мы считаем, что до окончательного выхода Ук­раины из экономического кризиса принятие законов, ограничивающих поступления в бюджет, нельзя считать оправданным. 

Однако доводы экспертов не услышали. Несовершенный документ легко и без особых дискуссий приняли в первом чтении. Чем же руковод­ствовались народные избранники? Они считают, что лекарства станут дешевле, поскольку фармкомпании перестанут тратиться на рекламу, а граждане - здоровее, поскольку не будут заниматься самолечением.

-  Инициатива запреты рекламы исходит в первую очередь от медицинских работников, - считает начальник отдела контроля рекламы департамента потребительской политики и рекламы Госстандарта Украины Олег Кобельков. - Они полагают, что люди занимаются самолечением, вместо того чтобы пойти к врачу, поскольку верят в рекламу. Но запрет ничего не решит. Лучшее решение предложено авторами законопроекта №4708 - обязательно предупреждать крупными буквами на упаковке об опасности самолечения. Многие ругают рекламу за обман. К нам в комитет ежедневно приходит несколько писем с жалобами, которые начинаются словами: «Я поверил рекламе и купил лекарство». Вместе с тем лишь в одном письме из ста идет речь о рекламе лекарств. Остальные касаются так называемых покупок на расстоянии.  А вот они-то никак не регулируются принятым проектом № 7007. 

- Проанализировав мотивы, которыми руководствуется законодатель, мы выявили несколько интересных ошибочных суждений, - отмечает юрист Украинской ассоциации издателей периодической прессы Александр Дяченко. - Утверждается, что массово нарушается  законодательство о рекламе лекарств. Но на самом деле таких нарушений очень мало. В основном речь идет о недобросовестной рекламе товаров и пищевых добавок, которым приписывают лечебные свойства. Проект закона говорит о полном запрете на распространение информации о медпрепаратах в СМИ. Грубо говоря, теперь журналисты теряют возможность писать даже про аспирин и освещать такую важную тему, как охрана здоровья с точки зрения применения лекарств. По нашим оценкам, ни к чему хорошему это не приведет. Когда изымается столь важный инструмент конкурентной борьбы, как реклама, рынок становится более закрытым.  

ПОЧЕМУ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕДНЫ

Введение полного запрета медицинской рекламы для любого нормального человека - нонсенс. К тому же мы прекрасно знаем, как у нас работают такие меры. Вот запретили курить в переходах, но там все равно курят. Запретили игровой бизнес, но появились интерактивные клубы... С лекарствами будет то же самое. Ведь те, кто сейчас нарушают законы, продолжат их нарушать. Если фармацевтические компании несут ответственность за свою продукцию, то фирмы, продвигающие бады и бытовую технику под видом медтехники, останутся при своем.

- К сожалению, люди часто воспринимают покупку бадов в виртуальных магазинах как покупку лекарств и жалуются, что эти средства не работают. Немудрено, ведь пищевые добавки не могут лечить по определению, - говорит президент международного благотворительного фонда «Здоровье украинского народа» Сергей Сошинский. - Но решить проблему такой торговли бадами за счет запрета рекламы лекарств в СМИ невозможно. Как я понимаю, все беды из-за того, что сложно по итогу найти персону, разместившую недобросовестную рекламу и обманувшую потребителя. Но в этом и состоит работа компетентных органов. 

- Принимая такие законы, государство пытается снять с себя ответственность. Законодатель идет интересным путем: если нарушается Закон о рекламе, давайте ее запретим, тогда нечего будет нарушать. Сегодня сегмент лекарств, бадов и медицинских средств занимает треть рекламного рынка. Если закон примут, рынок сократится на треть, - подчеркивает генеральный директор Ассоциации издателей периодической прессы Алексей Погорелов. - Бюджет потеряет деньги, люди - работу, ведь закроются издания. Запрет рекламы - чистой воды популизм (классно для рейтинга говорить, что мы совершаем хорошее дело для народа Украины, но поможет ли это? Уже год работает запрет рекламы алкоголя и сигарет, а курить и пить меньше не стали) и непрофессионализм. В государстве нет целенаправленной коммуникационной политики по поводу здорового образа жизни, пропаганды спорта и физкультуры. Тогда, конечно, проще запретить нам говорить о лекарствах… 

А вот будет ли для пациентов отныне безопасным посещение аптек? Продвигая себя, производители пилюль пойдут к нам непосредственно - через почтовые ящики и своих агентов, ведь персональный разговор агента с потребителем рекламой не является. Уже сейчас сложно отбиваться от навязчивых консультантов в магазинах, а скоро они, видать, появятся и в аптеках... Как видим, изменения не принесут обществу облегчения, а лишь приведут к злоупотреблению рекламой в общественных местах и к переходу бизнеса в тень.  

АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ

У полного запрета рекламы лекарств больше минусов, чем плюсов, тем не менее, отключая рассудок, депутаты голосуют «за». Почему? Не исключено, что народные избранники даже не попытались понять суть проблемы, наивно доверились чьим-то идеям и не задумались над возможными последствиями. 

Вообще, по большому счету, для любого государства запреты выгоднее, но лишь потому, что снимают ответственность, необходимость контроля исполнения закона и его совершенствования. Но вот легче ли от этого обществу? Мировой опыт подсказывает, что нет. Тогда почему наши депутаты идут по этому пути? Может быть, потому, что создавать альтернативу намного сложнее. 

-  Мы обсудили ситуацию за круглым столом и подготовили обращение к депутатам Верховной Рады, - сообщил Александр Дяченко. - Мы предлагаем тщательно доработать закон и снять ненужные ограничения. В первую очередь мы рекомендуем для регулирования рынка рекламы взять за основу законопроект №4708, предложенный депутатами Зарубинским и Шепелевым. А также предложить законодателю обязать Минздрав проводить системную информационную политику по информированию граждан о здоровом образе жизни, правильности применения медицинских препаратов и так далее. Что касается поиска мошенников - это задача МВД, следовательно, необходимо четко прописать его роль в процессе.

Хочется надеяться, что на этот раз депутаты прислушаются к специалистам и внимательно изучат документы, прежде чем отдавать за них свой голос. 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Законодательство Украины и так соответствует европейскому опыту

Олег ДОРОФЕЕВ, адвокат компании Noerr:

- Наша компания провела оценку соответствия отечественного законодательства в сфере рекламы лекарств и пришла к выводу, что оно полностью отвечает практике европейских стран. В ЕС с 2001 г. действует директива, которая является не законом прямого действия, но схемой, по которой надо действовать каждой стране Европы. В документе определено, что запрещается реклама рецептурных средств и тех, что содержат психотропные или наркотические вещества. При этом  каждая страна ЕС может устанавливать дополнительные требования в рамках этой директивы. Например, Германия приняла специальный закон, регулирующий в целом рекламу в сфере здравоохранения. Он устанавливает ограничения, которые можно поделить на две группы: реклама определенных лекарственных средств, виды и формы рекламы. 

К первой категории относятся: запрет рекламы лекарственных средств, которые подлежат регистрации, но еще не зарегистрированы, специальные требования для традиционных лекарств растительного происхождения, лекарств, которые имеют в составе только одну часть, содержащую действующее вещество, полный запрет на сообщение в рекламе гомеопатических средств на их применение, запрет на публичную рекламу рецептурных препаратов и лекарственных средств и изделий, которые имеют отношение к облегчению течения болезней и определенных состояний. 

Вторая группа ограничений аналогична тем, что есть у нас, - это запрет обманчивой рекламы, специальные требования к содержанию рекламы, таких как, например, изображение врачей в рекламе, и некоторые другие. Так что реформа, предложенная авторами законопроекта №7007, полностью противоречит европейским нормам, что может негативно повлиять и на отношения Украины с другими игроками мирового рынка.