Предложение 1.
Поднять пенсионный возраст
Правительство настаивает на том, что женщины должны работать столько же, сколько и мужчины, и выходить на заслуженный отдых не в 55 лет, как сейчас, а в 60. И если летом предлагалось провести повышение за 10 лет, то есть каждый год повышать возраст на полгода, то теперь решили уложиться в пять (см. график повышения пенсионного возраста для женщин).
Минимальный возраст для женщин, которые не заработали на пенсию, а получают государственную социальную помощь, вырастет с 58 до 63 лет. Повышение возраста будет происходить по тому же графику - раз в полгода.
Мужчинам повезло больше: возраст выхода на пенсию пока планируют повысить только госслужащим - он составит 62 года.
Предложение 2.
Две пятилетки - на государство
Чтобы получать пенсию по возрасту, придется отработать на 10 лет дольше, чем сегодня. Правительство предлагает повысить необходимый стаж для назначения минимальной пенсии с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин - до, соответственно, 30 и 35 лет. Минимальный стаж для получения половины минимальной пенсии хотят повысить с 5 до 15 лет.
Не повезло и тем, кто служит в армии, СБУ или милиции. Им придется служить на 5 лет дольше. А выплаты пенсий правительство предлагает начать не после выхода в отставку, как сейчас, а после достижения пенсионного возраста. То есть если офицер уволился в 45 лет, то до 60 лет ему придется где-то работать.
Предложение 3.
Ограничить права работающих пенсионеров
Для работающих пенсионеров перерасчет пенсий в связи с повышением прожиточного минимума будет проводиться только после их увольнения. Кроме того, предлагается ограничить для них начисление надбавок за стаж - получать их можно будет только после увольнения.
Предложение 4.
Платить меньше
В правительстве решили, что чиновник или депутат в старости сможет прожить на 1100 долларов в месяц. Поэтому максимальную пенсию с учетом всех надбавок и доплат предлагается установить на уровне 12 прожиточных минимумов для пенсионеров. На сегодня это - 8808 гривен.
Зато для обычных граждан решено ограничить надбавки за стаж. Они теперь будут назначаться на 10 лет позже, чем сейчас. За каждый полный год страхового стажа (свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам) пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера начисленной пенсии, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. А рассчитывать пенсию предлагается по зарплатам, которые начислялись после 2000 года.
Предложение 5.
Пусть молодежь больше платит
Второй этап пенсионной реформы затронет тех, кому на дату введения системы исполнилось не более 35 лет. Они будут платить дополнительные страховые взносы в размере 2% с последующим ежегодным повышением на один процентный пункт до 7%. Начнет работать эта система не раньше, чем бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным.
|
ПОЗИЦИЯ
|
Народный депутат Александр СТОЯН: «Наша цель - справедливые и выгодные правила начисления пенсий для всех»
Реформирование пенсионной системы - необходимый процесс, считает член парламентского Комитета по вопросам социальной политики и труда Александр Стоян. Ведь решение этой проблемы обеспечит не только наполнение Пенсионного фонда, но и даст людям уверенность в своем будущем. Затягивание же реформ в пенсионной сфере, по мнению Стояна, может привести к ее коллапсу. Поскольку уже сегодня на плечах одного работающего лежат обязательства по обеспечению выплат одному пенсионеру.
- В случае сохранения такой динамики в 2015 году каждый работающий будет обязан кормить уже двух пенсионеров, - сообщил депутат.
В связи с этим он считает, что повышение пенсионного возраста для работающих - вынужденный шаг, который приведет к позитивным изменениям. Для украинских пенсионеров, как нынешних, так и тех, кто уже вскоре получит пенсионное удостоверение, это возможность получать индексированные, в зависимости от уровня инфляции пенсии, а не перебиваться с хлеба на воду.
Депутат также считает, что параллельное существование накопительной и солидарной систем не только оградит пенсионеров от экономических катаклизмов, но и позволит им иметь существенную надбавку в зависимости от размера взносов, которые человек делал на свой лицевой счет в течение 20-40 трудовых лет.
- Этими деньгами гражданин может при выходе на пенсию распоряжаться по собственному усмотрению и даже передавать по наследству, - отмечает Александр Стоян.
Он также напомнил, что конечная цель пенсионной реформы - это справедливые, понятные и выгодные правила начисления пенсий для всех.
- Почему учитель или медик должны обеспечивать выплату пенсий человеку, который скрывал свои прибыли и ни одной копейки не отдал в Пенсионный фонд? - спрашивает Александр Стоян.
Владимир ХАРЧЕНКО.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В 2011 году социальные стандарты возрастут
Об этом заявил председатель парламентского Комитета по вопросам социальной политики и труда Василий Хара.
По словам депутата от ПР, минимальные зарплаты и пенсии, прожиточный минимум, а также помощь при рождении ребенка на протяжении всего следующего года будут увеличиваться. Рост всех ныне существующих социальных стандартов изначально был предусмотрен в проекте бюджета, несмотря на сложности с государственными финансами и долги, оставленные стране предыдущим правительством.
- Конечно, можно хотеть и большего от бюджета на 2011 год. Но те люди, которые понимают, в каком положении находится экономика государства, ее финансовая составляющая, какие колоссальные долги оставило предыдущее правительство, за 5 лет разрушившее 30% промышленного производства, высоко оценивают социальную составляющую бюджета, - заявил депутат.
По прогнозам Василия Хары, уже к концу 2011-го уровень социальных стандартов в Украине будет существенно увеличен.
ДЕНЕЖКИ
МВФ дал Украине еще $1,5 миллиарда: Чем расплатимся?
Напомним, что украинцам за эти деньги придется дорого заплатить. Летнее повышение цен на газ снова подняло стоимость отопления в частных домах и тарифы на отопление с горячей водой в многоэтажках. И это еще не конец: очередное подорожание планируется с 1 апреля.
Новыми проблемами для украинцев грозит возобновление с 1 января 2011 года взыскания пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг (см. сайт kp.ua). И, наконец, правительство подготовило проект пенсионной реформы (см. выше). Все эти шаги были сделаны именно для того, чтобы удовлетворить требования фонда. Не слишком ли высокая цена за международные миллиарды?
- МВФ нам ничего не навязывает - все условия подписаны украинской стороной добровольно, - говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - С другой стороны, у меня нет уверенности в необходимости этих ресурсов именно сегодня. От помощи фонда отказываться не стоит, но в первую очередь это должно быть сотрудничество на уровне консультаций и советов, а не ресурсов.
Говоря о реформах, к которым «подстегивает» Украину МВФ, эксперт утверждает, что все равно их так или иначе нужно было бы проводить. Так что в том, что у Украины есть внешний стимул, больше хорошего, нежели плохого. Но реформы нельзя проводить впопыхах, как это было сделано с Налоговым кодексом, как это сегодня происходит с бюджетом и пенсионной реформой.
Наталья МИЧКОВСКАЯ.
СПРАВКА «КП»
Программа сотрудничества с МВФ предусматривает выделение Украине кредита на сумму $15,15 миллиарда. Срок действия программы - 2,5 года. Средства привлекаются под ставку 3,5% годовых. Ранее Украина уже получила первый транш кредита МВФ в размере $1,89 миллиарда. Нынешние $1,5 млрд - это второй транш.
Фото УНИАН.