В борьбе с гололедом соль используют не по правилам и во вред обуви

В последние дни дорожники и дворники Харькова усиленно сражаются с ледяной коркой на тротуарах и проезжей части. «Комсомолка» узнавала, чем именно приходится жертвовать человеку, вышедшему на посыпанную солью улицу.

Фото из архива "КП".

Дворники посыпают дорожки по СНиПу

Чаще всего наши дворники посыпают тротуары песком, но иногда, причем чаще всего на центральных улицах, доводится видеть людей с солью в руках. Последняя, как известно, небезопасна для обуви и автомобильных шин.
Как объяснили нам в КП «Харьковблагоустройство», дорожки возле подведомственных жилых домов коммунальной собственности в 90 % случаев посыпаются песком. А центральные улицы и множество других объектов обрабатываются теми, кто за эти участки отвечает.
- Чтобы никто не падал, наши сотрудники посыпают не только тротуары, но и протоптанные отдельно дорожки «где попало», - объясняет директор предприятия Екатерина Сливинская. - Чем именно посыпать, определено в Правилах благоустройства, в СНиПе (строительные нормы и правила - Ред.), и каждый субъект должен придерживаться этих требований. К примеру, на ул. Сумской из 92-х зданий нами обслуживаются только 54 жилых дома. Чем посыпает лед театр имени Шевченко или университет строительства и архитектуры, мы не знаем.
Если ситуация с погодными условиями усложняется (скажем, после дождя резко опустилась температура), коммунальные дворники используют вместе с песком и обычную кухонную соль - в виде смеси.
Примерно такая же ситуация и на дорогах, где хозяйничает КП «Дорремстрой». Дорожники говорят, что вещество, которым они посыпают проезжую часть вместе с песком, - это обыкновенная соль, пригодная для приготовления пищи, просто ее поставляют не в килограммовых пачках, а вагонами.

«Белой смерти» боится только качественная обувь

В обувных мастерских Харькова «Комсомолке» рассказали, что соль на тротуарах - это не самое приятное вещество для обуви.
- От влаги обувь набухает, затем вода высыхает, соль остается внутри, и кожа ботинка теряет эластичность и усыхает. Обувь становится жестче и быстрее выходит из строя, - говорит специалист по ремонту обуви Сергей Шуринов. - А вот если обувь сделана из кожзаменителя, на нее соль не влияет. Получается, чем качественнее обувь, тем больше с ней будет проблем. Особенно это касается замши.
- Соль может также ухудшить свойства клея, которым скреплена обувь, особенно если этот клей не совсем хорошего качества, - делится опытом еще один ремонтник Алексей Моисеев.
При этом мастера отмечают: несмотря на более интенсивное использование соли (особенно на центральных улицах), количество обуви, подпорченной якобы из-за соли, особо не изменилось по сравнению с прошлым и позапрошлым годом.

Суд за испорченные ботинки не имеет перспектив

Специалисты Харьковской правозащитной группы допускают, что отдельно взятый гражданин может подать в суд иск о взыскании материального ущерба за пострадавшую от соли обувь, но это будет изначально проигрышное дело.
- Я даже теоретически не могу себе представить, как это может быть, а фактически это совершенно нереально, - уверена заведующая общественной приемной ХПГ Людмила Клочко. - Истцу придется доказывать вину, сам вред, а также связь вреда и вини. Скажем, что человек ходил не где-нибудь в районе вокзала, где за это отвечают транспортники, а не городские власти. Доказывать, кто посыпал тротуар. И почему, собственно, обувь пострадала. То ли от того, что плохо приклеена, то ли материал попался некачественный, то ли это результат неправильного ухода.
Правозащитники отмечают, что у нас не запрещено посыпать тротуары чем бы то ни было. То есть на тротуар можно сыпать фактически все, что не является отравляющим веществом.

Кстати

Согласно принятым в 2007 году «Правилам благоустройства территории города Харькова», обычную соль с химической формулой Na Cl в первой столице использовать недопустимо. В «Правилах...» так и записано: «Борьба с гололедом на проезжей части и тротуарах осуществляется путем посыпания песком без применения хлоридов». В то же время, по данным мэрии, только на центральные магистрали города высыпают десятки тонн чистой соли.