Замначальника областного управления по делам защиты прав потребителей Нина Перепелица: «Откажитесь от вареной колбасы, копченой рыбы и алкогольных настоек»

В Днепропетровске начались массовые предновогодние закупки. Люди, наученные горьким опытом «взвинченных» цен и огромных очередей у касс накануне праздников, запасаются консервацией, алкоголем, овощами, впопыхах забывая обратить внимание даже на срок годности.

Чтобы не испортить себе новогоднюю ночь, будьте внимательны при покупке продуктов для праздничного стола. Фото Павла ДАЦКОВСКОГО и с сайтов www.domik.net, www.photosight.ru

 

Фото Павла ДАЦКОВСКОГО и с сайтов www.domik.net, www.photosight.ru
 

Но мало кто знает, что за 2010 год Госпотребстандарт из всей проверенной продукции на рынках и в супермаркетах забраковал почти третью часть из-за полного несоответствия качества.Как встретить Новый год без ущерба для здоровья, рассказала в ходе Прямой линии заместитель начальника областного управления по защите прав потребителей Нина Перепелица.

Теперь в колбасе нет даже сои, только мука и бумага

- Здравствуйте! Мы с семьей смотрели разные передачи о качестве мяса, которое продается в наших магазинах, и теперь вообще опасаемся покупать что-то из мясного для новогоднего стола…

Нина Перепелица: - Советую отказаться от вареной, копченой колбасы и других фаршевых изделий в пользу балыка, ветчины - настоящего, а не обработанного мяса. Мы планируем массовую проверку колбасных изделий начать именно с вареной колбасы. Потому что если раньше мы знали о добавлении в колбасу сои и жил, то теперь некоторые производители и на таких добавках экономят, и в колбасу идет и мука, и бумага. Колбаса на ощупь обязательно должна быть сухая, а не влажная. И нужно помнить: чем более натуральная колбаса, тем у неё менее красивый вид! Ведь раньше заботились о том, чтобы содержащееся в колбасе натуральное мясо прошло как можно меньше обработок, стараясь свести на нет использование ароматизаторов и красителей, поэтому колбаса была слегка землистого цвета. Сейчас же главная забота производителей - сэкономить на производстве и продлить срок хранения готовой продукции, сохранив товарный вид. А это без ароматизаторов и красителей невозможно.

- Добрый день! Это Алла. Во многих новогодних салатах используются крабовые палочки. Что про них скажете?

Н.П.: - Естественно, в них никаких крабов нет и никогда не было. В лучшем случае это фарш трески с ароматизаторами крабового мяса и розовым красителем «под краба». В худшем - это фарш рыбы непонятного качества. Еще многие любят покупать к праздничному столу икру. Когда-то мы проводили эксперимент, с помощью которого выяснили: 1 килограмм черной икры, выращенной натуральным образом, стоит 10 тысяч гривен! Вся та икра, которая продается в наших магазинах, выращивается так: аквариум с водой размером чуть больше, чем стандартная комната, кишит огромным количеством рыбы, у которой не то что нет нормальных условий для развития и вынашивания икры, она с трудом передвигаться может. Для ускоренного процесса получения икры рыбу постоянно подкармливают разными пищевыми и химическими добавками. В итоге от всей пользы, которую мы ожидаем от икры получить, не остается ничего.

Алкогольные настойки могут подвести

- Здравствуйте, Нина Вяче­славовна! Скажите, правда ли, что у алкоголя такой большой срок хранения, как написано на этикетке, - 1-2 года?

Н.П.: - Часто на алкогольных напитках вы увидите надпись: «Срок годности - 1 год», но не полагайтесь на одну только эту надпись, внимательно смотрите на содержимое. Если заметите хоть какой-нибудь осадок - брать этот алкоголь уже нельзя. Особенно это касается всевозможных настоек: у них срок годности вообще 4-6 месяцев, поскольку содержащиеся в них красители и добавки в соединении со спиртом могут образовать такую «взрывоопасную» смесь, которой легко можно отравиться. Мы по истечении срока годности снимаем с продажи больше всего именно таких настоек. То же самое касается водки с перцем: недопустимо, чтобы перец побелел! Это означает, что нарушалась либо технология приготовления, либо условия хранения, например, попадали солнечные лучи на напиток.

- Еще скажите, можно ли доверять тем продуктам в магазинах, которые продаются со скидкой? Или эти скидки делаются для того, чтобы избавиться от просроченной продукции?

Н.П.: - Нет, как правило, такие акции устраиваются в каждом магазине с целью привлечь внимание либо к тому товару, который впервые поступил на рынок, либо к тому, который в данный момент на складе находится в избытке, и магазин просто уменьшает свою торговую надбавку. Если вы видите, что со сроком годности все в порядке и на самом товаре не больше двух стикеров с ценой, можно не бояться. Один стикер прикрепляет товаропроизводитель с указанием своей фирмы, датой изготовления, а второй клеит магазин, где эта продукция реализуется. Однако этот второй не должен перекрывать информацию товаропроизводителя о сроке годности. Если же на товаре более чем два стикера, то, возможно, дату изготовления уже пытаются «освежить».

- Добрый день, беспокоит Евгений. Подскажите, есть ли страны-производители, которым не стоит доверять?

Н.П.: - На данный момент такой список «нежелательных стран-производителей» утвержден не был. Лучше берите ту продукцию, которая была упакована в той же стране, где и произведена. Это означает, что в процесс фасования и транспортировки никто не мог вмешаться. А вообще вся импортирующаяся к нам продукция проходит достаточно строгий контроль на таможне по наличию у неё всего перечня необходимой сопроводительной документации: это и сертификат качества, и заключение санитарно-эпидемиологической службы. Но, например, лично я доверяю больше всего отечественному товаропроизводителю.

- Говорят, можно доверять той отечественной продукции, которая экспортируется в другие страны. Дескать, Европа плохого не возьмет. А как определить, какая наша продукция экспортируется?

Н.П.: - Знаете, это очень сложно. Сейчас к товаропроизводителю предъявляются такие строгие условия по маркировке, что иногда все обязательные для размещения обозначения уже занимают то место, которое производитель использовал в качестве визуального привлечения внимания покупателя, поэтому дополнительное обозначение об экспорте уже просто некуда «втулить». Признаком экспорта может быть то, что состав продукции переведен на несколько языков.

- А экзотическим фруктам, которые нам импортируют разные страны, можно доверять? Ведь на ящиках с фруктами зачастую вообще никакой информации нет…

Н.П.: - Мы как раз сейчас готовим несколько постановлений по поводу временной приостановки реализации заграничных фруктов, потому что бывает, что вся сопроводительная информация только на иностранном языке, и непонятно даже, как фрукты обрабатывались для транспортировки - запрещенным или разрешенным методом.

- А с чем связано то, что импортные овощи на вкус, как пластмасса, а точнее, почти безвкусные?

Н.П.: - Все овощи и фрукты отправляются «в дорогу» недозревшими и дозревают уже в пути или по прибытии в страну. Таким образом, созревают неестественным способом - не на солнце и не в земле.

 

Фото Павла ДАЦКОВСКОГО и с сайтов www.domik.net, www.photosight.ru
 

Будьте осторожны с замороженной и копченой рыбой!

- Здравствуйте. Это Татьяна. Слышала, что рыбу без костей лучше не покупать, так как кости из неё не вытаскивают, а прямо внутри расплавляют с помощью кислоты…

Н.П.: - Честно говоря, впервые слышу. Например, из осетра позвоночник необходимо вытянуть сразу же после того, как рыбу поймали, потому что дальше он начинает разлагаться и из позвонка выделяются токсические вещества.

А вот форель - вся садковая, а не пойманная в реке. Садковое хозяйство - это большой чан с водой, за температурой которого внимательно следят.

- Еще скажите, можно ли доверять замороженной рыбе?

Н.П.: - На замороженную продукцию нужно смотреть очень внимательно. Легко определить, была ли продукция дефростирована. Хорошая заморозка - глазированная: тоненький и равномерный слой льда. Если там наплыв, снег, потеки крови, это значит, что продукция размораживалась.

- Чем плохо то, что продукт размораживался?

Н.П.: - При повторном замораживании образуется более толстый и неравномерный лёд, который рвет мясные ткани, оттуда выходит сок. Так происходит несколько раз, и в итоге мы получаем продукт, в котором льда больше, чем мяса, и совершенно другие вкусовые качества. Нормальная потеря в весе при размораживании - до 35%.

- А что скажете по поводу копченой рыбы?

Н.П.: - Ой, здесь проявить бдительность еще важнее, чем при покупке замороженной. Потому что в основном продается рыба, искусственно копченная при помощи жидкого дыма, ведь содержать целую коптильню для правильного традиционного горячего копчения - очень недешевое удовольствие. А жидкий дым - это же сплошная химия, кроме того, что и обработка мяса не выполняется должным образом. «Жидкое копчение» заключается в замачивании в ванне колбас или рыбы на непродолжительное время в растворе химических веществ и красителей. В состав этого «жидкого копчения» входят канцерогенные вещества. В Евросоюзе этот процесс законодательно запрещен, чего мы в Украине пока сделать не можем, поэтому добиваемся того, чтобы об этом в обязательном порядке производители писали на упаковке.

- Как же отличить настоящее копчение от «жидкого»?

Н.П.: - Очень просто: закопченный по технологии продукт будет сухим, равномерного цвета, с легким запахом копчености. А после мокрого «копчения» он влажный, рыхлый, тяжелый, неравномерного цвета, с подтеками, либо ярко-оранжевый, либо слабо-коричневатый (в зависимости от красителя) и с сильным запахом копчености.

из личного дела

Перепелица Нина Вячеславовна

Заместитель начальника Главного управления по делам защиты прав потребителей, начальник управления контроля качества продовольственных и непродовольственных товаров.

В 1981г. закончила Киевский институт народного хозяйства имени Д.С.Коротченко по специальности «товаровед продовольственных товаров» высшей квалификации.

Работала в Индустриальном Продторге. В управлении по делам защиты прав потребителей - с момента его образования в 1994 году.

на заметку

Куда жаловаться на некачественный товар?

Днепропетровское Главное областное управление по делам защиты прав потребителей, ул. Баррикадная, 23, т.: (056) 744-09-62, 744-09-62 (пн.-пт. с 8.00 до 17.00).