Электровозы, ведущие в тупик

В начатые «верхами» экономические реформы не прочь внести свою лепту и «низы».

Классическая ситуация: рядовые сотрудники днепропетровского государственного предприятия НПК «Электровозостроение» не хотят жить по-старому, поскольку руководитель данного предприятия не может управлять по-новому.  

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«Революционным» настроениям есть объяснение. Дело в том, что с января 2009-го предприятие работало практически раз в неделю, а зарплата многих работников больше напоминала пособие по безработице. И это на одном из крупнейших производителей подвижного состава железных дорог Украины! 

Напомним, что созданное путем слияния собственно завода и профильного института предприятие должно было решать стратегические задачи - обеспечение страны магистральными электровозами и уменьшение зависимости от зарубежных поставщиков. Однако «руководящая и направляющая сила» предприятия уверенно ведет «Электровозостроение» под откос. 

ОБМАНЧИВАЯ СТРАТЕГИЯ

- При развитии предприятия учитываются не коллективные и государственные интересы, а личные, - убежден один из ветеранов предприятия Виктор Кондратьев.

По его словам, вместо увеличения производства востребованных электровозов постоянного тока ДЕ-1 предприятие выпускает электровозы переменного тока ДС-3. Оказывается, в первом случае основной объем поставок комплектующих и агрегатов осуществляется украинскими предприятиями, во втором - иностранными, в частности фирмой «Сименс».

- Неоднократные проверки выявили вопиющие факты, свидетельствующие о стремлении руководства нагреть руки за счет госпредприятия, - отмечает другой уважаемый ветеран, Владимир Зозуля. - Схема незамысловата: в реализации продукции задействованы не прямые потребители, а посредники. Сомнительные хозяйственные операции привели к резкому ухудшению финансовых показателей и росту недовольства в коллективе.

Годовые отчеты финансово-хозяйственной деятельности демонстрируют удручающую тенденцию: в 2007-м чистая прибыль предприятия составила 26653 тыс. грн., в 2008-м - 17753 тыс. грн., а в 

2009-м имелся убыток в сумме 3138 тыс. грн.! Нетрудно заметить, что данная «финансовая колея» ведет в тупик.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Вопрос об увольнении руководителя предприятия возникал неоднократно, но… в прошлом году Валерию Чумаку исполнилось 65, и с ним был заключен новый контракт. При этом чиновники Минпромполитики в нарушение ст. 6 Закона «Об управлении объектами государственной собственности» задним числом внесли изменения в обязательные финансово-экономические показатели предыдущего контракта, что позволяет формально считать его выполненным.

Сотрудники предприятия констатируют, что нынешнее руководство больше озабочено внешними эффектами - например, празднование 75-летия завода с приглашением важных и нужных людей прошло с большой помпой! Хотя завод был образован в 1937-м и в 

1987-м в честь 50-летия был награжден Почетной грамотой Совета министров Украинской ССР. Между тем на предприятии есть специалисты, которые знают, как организовать серийное производство нужных стране электровозов ДЕ-1, могут провести модернизацию предприятия без привлечения госсредств и повысить зарплату сотрудникам.

Словом, «тягловая сила» внизу вполне готова двигать реформы, правда, подходящий момент может быть упущен…