Ее называют одним из самых волшебных голосов ХХ века, символом Франции. Про голос говорить не будем. По-слушайте ее песни, и все поймете сами. Вопрос в другом. Как Пиаф, «консерваториев не кончавшая», смогла очаровать родину и весь мир?
СЕСТРА ГАВРОША
Плод любви бродячей артистки и уличного клоуна, Эдит воспитывалась у бабки, содержательницы притона. Чтобы малышка не мешала «девочкам» работать, ей в бутылочку с молоком добавляли вино. Пусть поспит.
«Увы, я слишком рано прошла уродливую школу жизни и любви, - признавалась Пиаф. - Любовь всегда от меня ускользала. Может, потому, что я никогда не была красивой? Я это знала, страдала, и мне необходим был реванш! В 18 я обосновалась на площади Пигаль, среди пропащих девиц. Влюбилась в сутенера, готова была сделать для него что угодно, кроме одного… Хотя я и очень непостоянна, но всегда была влюблена в любовь и не могла унизиться до того, чтобы торговать ею. Мои категорические отказы вызывали у Альберта гнев. Между нами происходили чудовищные потасовки. Однажды после часовой драки он сказал: «Хорошо, пой на улице. Но каждый день приноси мне тридцать франков». Я пела, потому что иначе не умела зарабатывать на жизнь и содержать сутенера. Но я пела еще и потому, что только тогда чувствовала себя счастливой. Потом я узнала, что это называется призванием».
Талант уличной певицы заметил хозяин кабаре на Елисейских Полях Луи Лепле. Стал учить ее основам сценического искусства и дал псевдоним Пиаф (Воробышек). Первые концерты, любовь публики. Но... Луи застрелили. Среди подозреваемых - Эдит. Обошлось.
Потом будут другие учителя в ее жизни. Талант Воробышка, пробиваясь сквозь свинцовые мерзости жизни, в конце концов завоюет весь мир. «И пусть умолкнут хулители Эдит, распускающие сплетни о ее сексуальной неуемности, любые разговоры о ней сводящие к постели, - пишет ее секретарша Жинетт Ришер. - Она любовь понимала по-другому. Над всем царили чувства, только они порождали страсть... Но страсть скоротечна. И она пускалась на поиски новой любви, находила ее и снова влюблялась как в первый раз. И начинала новую жизнь. Выбрасывала попранную кровать и меняла свой гардероб. Она всегда сама бросала мужчин. Для многих стала Пигмалионом, отдавала им все, что имела. А потом выбрасывала из золотой клетки, возвращая им свободу». Среди сотворенных и выпущенных на свободу талантов - Азнавур, Ив Монтан, певцы мировой величины.
И только одного мужчину она не смогла долюбить до конца. Марселя Сердана. Он был женат. Эдит не помышляла о разводе: не могла переступить через его детей. И они никогда вдвоем не появлялись на публике. В Париже Марсель жил у Эдит тайно. Когда уезжал к семье, она писала письма, но по почте не отправляла. Подруга возила их в Касабланку на самолете. Он встречал ее в аэропорту, писал ответ. Подруга садилась в самолет и доставляла послание лично в руки Эдит.
МИЛЛИОН ЛЕПЕСТКОВ РОЗ
Марсель готовился к бою за звание чемпиона мира. Эдит отправилась в Лезье к святой Терезе. Ребенком она ослепла. Врачи не смогли помочь. Бабушка - хозяйка борделя - поехала в Лезье. Святая Тереза откликнулась на молитву грешницы. Девочка прозрела. И вот теперь взрослая Пиаф сама молилась за победу любимого. По преданию, если святая Тереза исполнит желание - воздух благоухает розами. Вернувшись с богомолья, певица почувствовала в квартире запах роз.
Марсель первым из французов стал чемпионом мира по боксу в среднем весе. Они вернулись в отель и с порога до спальни шли по дорожке, усыпанной лепестками роз. А на кровати, как вишенка на торте, лежала ночная рубашка в розочках. Потрясенный Марсель плакал как дитя. Это был подарок чемпиону от любимой.
А потом у Пиаф были гастроли в Америке. Сердан собирался плыть к ней на теплоходе. Она сказала, что не может так долго ждать. Менеджер боксера делает все возможное и невозможное, чтобы достать билеты на ближайший самолет. Их уступила пара молодоженов, собравшихся в свадебное путешествие. Самолет врезался в гору на Азорских островах. Тело Сердана идентифицируют по часам, подаренным Эдит.
Жизнь певицы покатилась под откос. Слабым утешением стала крепкая дружба с вдовой Марселя, забота о его детях. И сеансы спиритизма, на которых она вызывала «дух любимого»... А потом пойдет череда автокатастроф. Спасаясь от боли, она подсядет на наркотики. Точнее, на усиленные дозы морфия разбитую певицу подсадит медсестра, чтобы самой спать по ночам. Будут алкоголь, другие мужчины, болезни. И как последний подарок небес, подобный чемпионскому званию для Марселя, станет для 47-летней певицы 27-летний красавец парикмахер Тео. Католичка, она обвенчается с греком в православной церкви, даст псевдоним Сарапо («Я тебя люблю!»), дуэтом исполнит хит «Для чего нужна любовь» в надежде сделать звезду типа Ива Монтана. Увы, поздно. Жить ей оставалось менее года. Рак печени.
Днями и ночами, сидя у постели умирающей жены, он бережно и нежно держал ее за руку, поправлял волосы, гладил лицо. Тео любил ее, немолодую, разрушенную, угасающую, как никто и никогда прежде. И эта запоздалая выстраданная любовь позволила Пиаф чувствовать себя женщиной до последнего дыхания. Тео переживет любимую на семь лет. Он погибнет в автокатастрофе.
|
ДВОЙНИК ИЗ СССР
А в это время в Москве подрастала девчонка, страстно желавшая стать певицей, как Пиаф. В музучилище юное дарование умело копировало кумира. Когда один пылкий юноша воскликнет: «Почему у нас нет своей Эдит Пиаф?» - та ответит: «Есть! Она - во мне! Просто еще не поет...» Позже Пугачеву действительно стали называть русской Пиаф. Мой знакомый вращался в близком окружении Пугачевой. Видел у нее книгу про Пиаф, сам читал. С пометками карандашом, сделанными рукой Аллы. Особенно много - в рассказе про Тео, который был моложе звезды на
20 лет. Их свадьба вызвала много пересудов во Франции. Знакомый утверждал, что, судя по пометкам, Пугачева взяла эту историю на заметку. И вскоре сама вышла замуж за красавца болгарина Киркорова, на 18 лет ее моложе. И тоже венчалась в православном храме. То замужество надолго привлекло внимание к паре. А когда интерес иссяк, в ее жизни появился Максим Галкин, еще более юный фаворит. Дело случая? Но вот и маэстро Раймонд Паулс заявил в одном интервью, что Пугачева меняет мужей, как Эдит Пиаф. Это единственная наша певица, окружавшая себя талантливой молодежью, подобно Пиаф. Та дала путевку в жизнь Азнавуру, Монтану; Пугачева - И. Николаеву, Челобанову, Кузьмину... Масштаб не тот? Как и накал любовных страстей? Важен сам факт. Думаю, и хит «Миллион алых роз» навеян историей о лепестках в спальне Пиаф и ее любовника. Есть и другие совпадения.
Пиаф была символом Франции. У нас тоже говорили про эпоху Пугачевой. Хотя с этим не каждый, думаю, согласится. Но титул русской Пиаф у нее никто из коллег по эстраде отобрать не сможет.
Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ («Экспресс газета»).