В электричках не будет кассиров

Нереальная норма
 
С марта «Укрзалiзниця» втрое увеличила план выручки для проводников. Отныне каждый из них должен ежемесячно сдавать не
1,7 тысячи гривен, как раньше, а 4218. Если не выполнишь норму, то в конце месяца вместо уже привычных 1000-1200 гривен в бухгалтерии получишь лишь минимальную зарплату, то есть 530 гривен. Таким образом «Укрзалiзниця» решила повысить рентабельность вечно убыточных пригородных пассажироперевозок и стимулировать активность проводников. Однако, как выяснилось, эффект может оказаться обратным.
  - Установленный план просто нереальный. Судите сами: в сутки со всех проводников теперь должны собрать почти 13 тысяч гривен. Самый большой показатель, который у нас когда-либо был, пришелся на горячую пору дачников - июль и составил 9900 гривен, – рассказал корреспондентам «КП» инструктор проводников локомотивного депо вокзала «Запорожье-2» Владимир Косенко. – Уверяю вас, что ни один кассир не сможет выполнить новую норму. И работать за 500 гривен тоже никто не будет. А исчезнут проводники, люди вообще перестанут платить.

«Зайцы» проводников
не боятся

 
Проводники-кассиры появились в электричках в конце 2002 года. Тогда на многих станциях и полустанках стали закрывать кассы, так как в день там покупали билеты менее 50 человек. Чтобы пассажирам было где оплачивать проезд и «Укрзалiзниця» получала доход, придумали проводников. В их обязанности входят уборка и контроль за порядком в вагонах, а также продажа билетов пассажирам. С последними двумя задачами справляются они так себе. Хоть и не по своей вине, поскольку большая часть кассиров – это женщины, которых буяны и заядлые «зайцы» без опаски посылают подальше.
 
- Пошарят по карманам, найдут копеек пятьдесят и дают, мол, с тебя хватит. Студенты, особенно из Вольнянска, берут, как правило, один билет на семерых-восьмерых. А еще граждане покупают билет на одну-две остановки, а едут до конечной, - рассказывает проводник с четырехлетним стажем Виктория Франк.
 

Ссадить безбилетника с поезда кассир не может, да и права такого не имеет. В итоге проезд ему оплачивают (не считая людей, купивших билет в кассе, и льготников) от силы процентов 10-20 пассажиров.  Руководство «Укрзалiзницi» обещает приставить к проводникам милиционеров, ведь в присутствии людей в форме наш народ враз становится законопослушнее. Но пока стражи правопорядка сопровождают электрички только в трех направлениях. 
 
В таких условиях значительная часть кассиров уже сегодня заявляет, что отказывается работать за гроши - плана по выручке им наверняка не выполнить, хоть наизнанку вывернись. Другие же будут вынуждены уйти даже против собственной воли (см. КОМПЕТЕНТНО). В итоге электрички наши останутся без проводников, «Укрзалiзниця» без хотя бы минимального дохода, а значит, вполне вероятно, что количество направлений сократят и запорожцы лишатся самого доступного вида транспорта.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

95 кассиров работают в пригородных
 поездах области.
2-3 кассира работают в одной электричке
0,66 - 3,76 грн. стоят билеты
15% человек покупают билеты в кассах
40% пассажиров электричек - льготники
35% пассажиров ездят «зайцем»

КОМПЕТЕНТНО

Уволить придется всех 

Инструктор проводников локомотивного депо вокзала «Запорожье-2» Владимир Косенко:
 
- Даже если кто-то и согласится работать за 530 гривен, то в контракте у проводников указано: в случае невыполнения плана в течение двух месяцев подряд работник будет уволен. Это значит, что к лету мы обязаны будем уволить всех проводников, поскольку с нормой не сможет справиться никто. Наберем новых, но и тем придется через пару месяцев указать на дверь. А вскоре, прослышав, что у нас творится, к нам вообще никто не захочет идти на работу.