Шахты Донбасса будут продавать по группам

Эксперты определили, какие угольные предприятия первыми уйдут с молотка, а где запасы "черного золота" уже исчерпаны.

Угольные предприятия страны ждет приватизация. Именно такой курс определили чиновники, для того чтобы спасти отрасль от полной разрухи. Средств на перевооружение предприятий нет, а цена угля давно в разы ниже его себестоимости. Отсюда единственный выход, который эксперты видят, - это продажа шахт в частные руки.

Сейчас работники Минуглепрома разместили на своем официальном Интернет-портале рейтинг шахт по их привлекательности для инвестора. Так, в группу № 1 так называемых лакомых кусочков для инвесторов попали шахта им. Скочинского, "Южнодонбасская № 3","Трудовская", "Бажанова", "Бутовская", им. Стаханова, все пять шахт госпредприятия "Добропольеуголь". В общей сложности - 33 предприятия, которые определены как наиболее инвестиционно привлекательные и потенциально те, за которые может вестись борьба при продаже. 

Во вторую группу попали шахты, которые могут заинтересовать покупателей только при условии, что будут созданы благоприятные условия. То есть речь идет о шахтах, где еще есть запасы угля, но производство связано с какими-то технологическими сложностями и с сильно устаревшим оборудованием, которое уже полностью требует замены. В этой группе оказался куда более обширный список. Сюда попали больше 55 шахт. Среди них, кстати, такие гиганты, как шахта им. Калинина, им. Челюскинцев, им. Абакумова, им. Кирова и так далее.

В третью, последнюю, группу отнесли те предприятия, которые уже не имеют запасов угля. Среди таких оказались, например, шахта "Лидиевка", Моспинская и 4-21 Петровская. Кстати сказать, в списке предприятий, которые уже отработали свои запасы, сейчас числятся 13 шахт в Донецкой и Луганской областях.

Правда, эксперты относительно продажи шахт настроены не столь оптимистично.

- Самыми привлекательными на этом рынке можно назвать шахты им. Засядько и Скочинского. Но и тут существует ряд проблем. Нужно вложить крупные суммы в перевооружение. Шахты взрывоопасны, и для минимизации рисков аварий также нужно вкладывать ресурсы. Кроме того, инвесторы, а особенно иностранные, понимают, что при покупке шахты нужно будет, как ни крути, договариваться с теневыми структурами. Их побороть еще не удалось. Поэтому самый реальный инвестор, который может заинтересоваться шахтами Донбасса, это внутренний бизнес. То есть крупные горно-металлургические холдинги страны, которые заинтересованы в своем угле, - говорит доктор экономических наук, вице-президент Академии экономических наук Украины Николай Белопольский.

Кстати, что касается колоссальных прибылей, которые может получить госказна от продажи шахт, здесь тоже нет гарантий.

- На приватизацию может уйти не один год, и очередей на покупку наших шахт явно не будет. Большинство предприятий убыточны. Чтобы инвестор начал получать от шахт прибыль, должен пройти ни один год. А до этого нужно вложить десятки миллионов в переоснащение. Одним словом, шахты предстоит распродавать, считай, за копейки. И даже по самой заниженной стоимости они могут оказаться никому не нужны,- заключил Николай Белопольский.