Возможно, украинских водителей ждет новогодний «сюрприз», а именно - новый, адаптированный под Европу административный кодекс. По словам руководства ГАИ, основные фабулы документа не менялись еще с 1984 года. С тех пор появились не только новые авто, дороги, знаки, но и изменилась психология водителей. Над новшествами уже работает специальная группа из представителей Минюста, Минтранса и МВД. Эти чиновники и определят, как, сколько и по каким правилам нарушители будут платить в новом году.
«Комсомолка» решила разобраться в основных позициях евродокумента.
НОВШЕСТВА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ В 2011 ГОДУ
1. Единый штраф за нарушение
Сегодня, например, за отсутствие страхового полиса можно схлопотать от 425 до 850 грн. Строгость наказания отдается на откуп инспектору. Новый документ сделает эту сумму фиксированной для всех видов штрафов. Что правда - то ли сумма будет усредненная, то ли минимальная - в ГАИ пока не говорят. Этот вопрос все еще рассматривается.
2. Дифференцированная ответственность в зависимости от категорий авто
Если сегодня инспектор выписывает штраф только по факту нарушения, то согласно новому админкодексу, на сумму штрафа будет влиять не только проступок водителя, но и категория автомобиля.
Скажем за превышение скорости владелец легкового авто заплатит одну сумму, для водителя маршрутки эта цифра будет больше. Самое суровое наказание за аналогичное нарушение предусматривается для водителей опасных грузов.
3. Градация за превышение скорости
За превышение до 20 км/ч ответственность сегодня не предусматривается. Потому по городу можно передвигаться не 60, а все 79 км/ч. Согласно новым правилам вводится градация наказаний: до 10 км/ч, от 10 до 30 км/ч, от 30 до 50 км/ч и выше. Тем самым вступит в силу европейская система наказаний: чем быстрее едешь, тем больше платишь. А это значит, лихачить в черте города можно будет до отметки не более 60 км/ч. Также на сумму наказания будет влиять и категория авто (см. пункт 2).
4. Чем больше промилле, тем суровей штраф
Сегодняшний порог разрешенных промилле в крови - 0,2. Все, что выше, подпадает под суровую статью «Вождение в нетрезвом виде», а это штраф более чем в 2 тыс. грн. и возможное лишение прав.
С принятием нового кодекса сумма наказания будет зависеть от количества выпитого спиртного. Начиная с 0,2 промилле эта сумма будет расти в геометрической прогрессии. А пороги пьянства будут рассчитываться от 0,2, 0,8 и выше. Подобный способ наказания используется во всей Европе.
5. Специальная статья для уличных гонщиков
Новый кодекс обещает «веселенькую жизнь» любителям гонок по ночному городу, а также их организаторам. Сегодня все, что может сделать инспектор, - это выписать «стритрейсеру» штраф за превышение. Обновленный документ будет включать отдельный пункт специально для гонщиков и организаторов гонок.
Настолько больно гаишники будут бить рублем любителей погонять, пока не ясно. Но по слухам, эта ответственность будет наравне с вождением в нетрезвом виде.
6. Общественных работ больше не будет
С повышением штрафов в 2008 году в Украине появился новый вид наказания - общественные работы. Да вот за два года никто так и не увидел ни одного водителя крутого «мерса» с метлой в руке.
В ГАИ также уверены: общественные работы доказали свою неэффективность. Не секрет, что «купить» такую справку проблем на составляет. Следовательно, новый админкодекс подобный вид наказания для водителей, скорее всего, предусматривать не будет.
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
Евгений КРАВЕЦ, начальник пресс-службы департамента ГАИ Украины:
- Хотим успокоить водителей: мы не говорим о повышении сумм штрафов по всем нарушениям. Штрафы будут повышены в основном за грубые нарушения. Такие, как переезд железнодорожных переездов, управление авто в нетрезвом состоянии, превышение скорости. Наша цель - сделать административный кодекс более эффективным и улучшить безопасности на дорогах.
ВОПРОС РЕБРОМ
Будут ли инспекторы забирать права до уплаты штрафа?
СМИ распространили информацию: якобы с нового года инспекторы будут забирать права у всех нарушителей, а вернуть их можно будет только после предъявления в ГАИ квитанции об оплате. С этим вопросом мы обратились в Департамент.
- Права как забирали, так и будем забирать, но только за нарушения, которые предусматривают эту процедуру, - говорят в Департаменте ГАИ. - Это судебные статьи, такие как вождение в нетрезвом виде, создание аварийной ситуации, ДТП. Возможно, этот список пополнится новыми пунктами, такими как нарушение при пересечении ж/д переездов. Перед тем как подавать проект в Кабмин, мы дадим его на рассмотрение юристам.
Фото Максима ЛЮКОВА.