Новогодняя распродажа: как не попасть впросак

В предновогодние недели от «супервыгодных предложений» торговых точек рябит в глазах.

В гонке по магазинам нужно сохранять холодную голову.

СКИДКА ВЫШЛА НА ОХОТУ

Западные психологи ввели в социальную психологию новый термин - «синдром распродажи». Среднестатистический потребитель подсаживается на распродажу довольно быстро, ведь ничто не привлекает его больше, чем низкие цены!

- Распродажи и скидки - замечательный инструмент для привлечения клиентов, - говорит независимый эксперт в сфере розничной торговли Андрей Куценко. - Ни одна реклама не привлечет столько потенциальных покупателей, сколько способна собрать вывеска на витрине «скидка 50%»!

Эксперт предостерегает: дешевизна ни в коем случае не должна быть единственным критерием при выборе товара. Покупать нужно только то, что действительно необходимо, и в идеале покупка должна быть не дешевой, а действительно выгодной, с оптимальным соотношением «цена - качество». 

Используя человеческую жадность, специалисты по продажам легко управляют потребителями и быстро добиваются намеченных целей. Купить дешево что-либо ценное, получить подарок или деньги, не приложив к этому особых усилий, -  эти простые человеческие желания вполне естественны. Привлеченный предложением сэкономить много (или немного - не суть важно!) денег, потребитель зачастую готов исполнить любые желания предприимчивого продавца.

В погоне за бесплатным сыром нетрудно угодить и в другую мышеловку. Специалисты отмечают: чтобы реально приобрести товар с существенной скидкой и не попасться на удочку мифического «ценопада», нужно по меньшей мере быть постоянным клиентом данного магазина. В противном случае можно легко попасть впросак и приобрести товар, на который накануне распродажи магазин специально завысил цену, чтобы скидка выглядела повнушительнее.

ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ЗУД

Объявления о скидках и распродажах, специфическая атмосфера магазина, музыкальное сопровождение, специальное освещение - все это провоцирует психологическое состояние, называемое «покупательским зудом». Этот «зуд» не оставляет места здравому смыслу и заставляет только покупать!

Для борьбы с неуемными покупательскими желаниями психологи советуют завести блокнот и аккуратно записывать на его страничках все совершаемые напрасные покупки. Говорят, после изучения этих записей «трезвым взглядом» мало какая транжира сможет остаться равнодушной! А уж если рядом составить список действительно нужных вещей, которые можно было бы купить на эти деньги, эффект будет и вовсе ошеломительным. Но, к сожалению, наличие «спецблокнота», более или менее удерживающее шопоголика от бездумных трат в обычные дни, оказывается совершенно бесполезным в период предновогодних распродаж.

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Дело в том, что в декабрьские дни к привычным обыденным словам добавляются «волшебные». Скидки, акции и распродажи из обычных превращаются в «предновогодние», а каждодневная привычная атмосфера становится «праздничной» и «сказочной». Кроме того, по мере приближения к Новому году распродажи все больше напоминают массовый психоз: люди толкутся в магазинах часами, пытаясь на месте решить, что купить близким в качестве новогоднего подарка. 

В результате самый обычный хлам - свечи, подсвечники, рамки для фотографий, чашки, глиняные фигурки - становится прямо-таки жизненно необходимым товаром. 

- Не обманывайте себя и не оправдывайте спонтанные покупки тем, что «перед Новым годом всем нужно купить подарки», - советует психолог Марина Деркач. -  Признайтесь себе, что вы в очередной раз стали жертвой инстинкта потребления и собственной жадности. Помните: именно жадность становится тем крючком, на который покупатель попадается чаще всего. Поэтому в тот момент, когда рука привычно потянулась, чтобы смести с очередной полки все подряд, попробуйте себя остановить! 

КСТАТИ

Обезопась себя от ненужных покупок: покупать только то, что точно необходимо, заранее составлять список покупок и следовать ему, определиться с подарком до похода в магазин (например, изучив товары в интернет-магазинах), не покупать вещи, без которых можно обойтись, не стесняться отходить от прилавка без покупки, не ходить в магазин в день зарплаты, не ходить в магазин в час пик, не покупать товар лишь потому, что он дешевый. 

НА ЗАМЕТКУ

Шопинг для женщин является своеобразным лекарством от депрессии, и ученые нашли этому подтверждение. Оказывается, в момент покупки наш организм вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины. Чтобы не попасть в ловушку, расставленную собственными гормонами, психологи дают дельный совет: отправляясь в магазин в плохом настроении, не покупайте больше одной вещи! Ведь «гормональный эффект» от симпатичной дешевой безделушки точно такой же, как и от дорогущей шубы! 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА 

Главное - не заразиться праздничным психозом!

- В толпе люди «заражаются» друг от друга особым эмоциональным состоянием, - говорит психолог Виктория Егорова. - Кроме того, не следует забывать и о пропаганде общества потребления, когда потенциальным покупателям рассказывают обо всех грядущих «приятностях» задолго до начала распродаж. Таким образом покупатели «заражаются» еще до попадания в толпу, и на них давит уже двойной прессинг. В итоге, попав-таки в «зону скидок», человек оказывается просто не в состоянии справиться с собственными эмоциями! Чем больше толпа, тем сильнее ее участники подхлестывают друг друга, накаляя всеобщий покупательский психоз. Не удивительно, что накануне праздников покупательский инстинкт значительно усиливается, ведь в торговом зале в непосредственной близости друг от друга одновременно толчется масса людей, и все они «подзаряжаются» друг от друга.