«Так не бывает!» - читалось в глазах журналистов, которые 4 декабря столпились у стойки информации в аэропорту «Домодедово». Не бывает, чтобы у самолета отказали сразу вся электроника и три двигателя. Но глава Федерального агентства по воздушному транспорту Александр Нерадько, срочно прибывший на место ЧП, сыплет фактами.
- В субботу Ту-154 вылетел из аэропорта «Внуково» по направлению на Махачкалу, - говорит Нерадько под прицелом видеокамер. - Примерно через 15 минут полета экипаж сообщил диспетчерам «Домодедово», что у самолета барахлит один из двигателей. Буквально через две минуты новое сообщение: отказали все три двигателя, генераторы и приборы навигации.
В самом аэропорту царила страшная суета. Под экстренную посадку «тушки» освобождают вторую полосу, в срочном порядке меняют график вылетов самолетов. Лишь бы сел, родимый! А видимость-то ни к черту.
- Во время посадки была слишком низкая облачность, - сообщает Нерадько. - Экипаж мог не разглядеть взлетно-посадочные огни.
Но экипаж разглядел. Самолет фактически рухнул на полосу.
Скакал зигзагами. Со взлетно-посадочной - в лесополосу. Потом снова на летное поле. И снова в лесополосу. Самолет на огромной скорости понесло прямиком на бетонный забор. Дальше по сценарию - столкновение и неминуемый взрыв.
- До забора оставалось сто метров, - говорит руководитель пресс-службы «Домодедово» Елена Галанова. - Но тут самолет налетел на кочку, на земляной холм, и рассыпался. Развалился на три части.
Оглушительный скрежет металла и внезапная тишина. На «тушку» выжидательно смотрят десятки глаз. Бойцы МЧС давно на месте, они готовы. И через минуту примчатся к самолету. Но в первые секунды пауза: есть ли живые? Что там в салоне? А там паника и суета.
- Кто-то крикнул: «Сейчас взорвемся!» - рассказывает пассажирка Джамиля Мурадова. - И тут началось что-то страшное: люди кричали, толкались, бежали. Я тоже выскочила в проход, но куда бежать? Первыми, конечно, сориентировались мужчины.
- Кто-то показал мне на запасной люк, сказал, что надо его выломать. Там высота был метра три-четыре, - вспоминает один из пассажиров, Тимирлан Тимиров. - Поэтому так много пострадавших: поломали себе руки, ноги. Все поломали.
Плюс получили химические ожоги. Дело в том, что люди падали прямо в лужи чистого керосина. Но, будучи в состоянии аффекта, боли не ощущали. Вскакивали и бежали не разбирая дороги. Боялись взрыва.
Обошлось. Спасатели залили пеной «тушку», спешно эвакуировали тех, кто был не в состоянии самостоятельно покинуть самолет. В общей сложности были госпитализированы 56 человек, еще двое погибли. Президент Дагестана потерял родного брата Гаджимурада Магомедова.
Что же касается тех счастливчиков, которые уцелели, то их на время разместили в аэропорту. В течение пяти часов с пассажирами работали психологи и следователи. Уже в воскресенье, 5 декабря, они вылетели в Махачкалу резервным бортом «Авиалиний Дагестана».
|
ВЕРСИИ ЧП
Ошибка экипажа или подвела техника?
Сейчас, когда можно вблизи рассмотреть место ЧП, понятно, что от носа самолета до бетонного забора всего семь шагов, то есть от столкновения с заграждением и неминуемого взрыва спасло лишь чудо. Кроме того, как выяснилось, если бы самолет завернуло чуть вправо, он бы врезался в аэропортные сооружения, они находятся всего лишь в ста метрах от «тушки».
Что касается самого самолета, то сейчас он напоминает батон колбасы, который разрезали на три части. В местах разлома какой-то фарш из вырванных кресел, оборудования, металла - что к чему, уже не разберешь, но, учитывая, что кресла разбросаны в 100 - 200 метрах от самолета, жертв и тяжелораненых было не избежать.
На данный момент в самолете по-прежнему работают эксперты и криминалисты, «тушка» останется здесь еще несколько дней, руководство «Домодедово» уверяет, что она не мешает работе двух взлетно-посадочных полос.
Между тем следователи пока остановились на трех основных версиях жесткой посадки Ту-154 в «Домодедово»: ошибка экипажа, техническая неисправность самолета перед вылетом и отказ узлов и агрегатов во время полета.
- По заключению специалистов авиационной службы, скорее всего, экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива, и в результате в систему попал воздух, что привело к остановке всех трех двигателей, - уточнил представитель следствия.
По другим данным, самолет взлетел, будучи уже неисправным.
- Следствие изъяло предполетную документацию и другие материалы предполетной подготовки Ту-154. Предварительное изучение говорит о том, что экипаж принял решение вылететь с двумя неисправностями, которые были в самолете, - заявляет источник, близкий к следствию.
|
Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.