Приехала в Москву Хелен Миррен к выходу фильма Майкла Хоффмана (где сыграла жену Толстого Софью Андреевну) на DVD. Утром 29 ноября актриса вышла к журналистам под руку с сопродюсером картины Андреем Кончаловским.
- В мире немало великих людей с бородой. Один из них - Лев Толстой, - заметил Кончаловский. - Надеюсь, после нашей картины кто-то отличит Толстого от Дарвина. Уже за это фильму надо сказать спасибо.
Сценарий написан по мотивам романа Джея Парини The Last Station, основанного на дневниках Толстого и его родных. Писатель по сей день заставляет многих ломать голову: от чего бежал на старости лет - от своих страстей или от жены?
- Хелен, вы лучше поняли Толстого, сыграв его жену? - спросили у нее.
- Да я своего-то супруга (режиссера Тейлора Хэкфорда. - Ред.) не понимаю, а вы про Льва Толстого! - отшучивалась Хелен. - А если серьезно, думаю, проблемы между Львом Николаевичем и Софьей могли возникнуть на почве религии. Он был не так религиозен. Хотя душа у него такая, что любой бог был бы рад видеть ее, эту душу, на своих небесах! Еще, мне кажется, уходя из дома, Левочка (так писателя звала жена. - Ред.) не оставлял Софью. Он просто ушел...
Хотя, чтобы покинуть жену, у писателя было множество причин. У нее характер непростой... Вот я играла королеву Елизавету (в картине «Королева». - Ред.), холодную, сдержанную женщину. И жену Толстого - полную противоположность. Помню, на примерке костюмов Софьи Андреевны мне говорили: в этом платье будете карабкаться по карнизу на балкон, в этом - разобьете сервиз при ссоре с мужем, а в этом - попытаетесь утопиться в пруду. Я подумала: «Оу! Характерная роль!» И, признаюсь, сметая со стола столовый сервиз, я получила удовольствие!
О чем рассказала «Комсомолке» актриса
Стас ТЫРКИН
Мы беседовали с замечательной актрисой в библиотеке английского посла пару-тройку лет назад - и чопорность обстановки ничуть не передавалась моей собеседнице. Эта часть интервью - интересная, между прочим, - тогда не уместилась в газете.
КАК МИРОНОВЫ СТАЛИ МИРРЕНАМИ
- Ваша семья бежала в Англию после революции. Чувствуете в себе русское начало?
- Кажется, чувствую, но, возможно, это лишь работа моего воображения. Мы все склонны к романтике и самообману, а актеры - тем более. Разумеется, во мне сидят русские ДНК, наполовину я русская, но как они сочетаются с английским воспитанием, не знаю.
- Отец учил вас русскому языку?
- Нет. Его привезли в Англию, когда ему было два с половиной года. Он вырос среди белых политэмигрантов. Дед был одним из них, очень гордился историей своего рода, страдал оттого, что никогда не вернется в Россию... Отец разговаривал на двух языках, но о своем русском происхождении хотел забыть. Его целью была полная ассимиляция.
В то время очень трудно было иностранцам в Англии, в обществе процветала ксенофобия, боялись иммигрантов. Чтобы поступить на гражданскую службу, отцу пришлось скрывать свое русское происхождение. Стеснялся он и необычного имени - Василий Петрович Миронов, но сменить его не мог, пока был жив мой дед. Но как только тот умер - папа сразу стал Базилом Мирреном!
- А что же почувствовали вы, Елена Васильевна Миронова, когда английская королева жаловала вас титулом Дамы Британской империи?
- Я потому и согласилась принять этот титул, что являюсь дочерью эмигранта. Для меня в этом особая гордость и честь - быть награжденной страной, ставшей пристанищем для моей семьи. Жаль, что отец не дожил до этого. Хотя в отличие от деда он и не был сторонником монархии, думаю, он все же был бы горд.
КАК НЕТРУДНО РАЗДЕТЬСЯ ПЕРЕД КАМЕРОЙ
- Как-то я беседовал с Дайан Китон по поводу комедии «Любовь по правилам и... без» - и она призналась, что в 58 ей куда легче было раздеться перед камерой, чем в 30. У вас, кажется, такой проблемы не было никогда?
- Да, мне удалось переступить чувство неудобства, но это не так уж приятно. А то, что чем старше актриса, тем легче ей играть обнаженной, - чистая правда.
- ?!
- Потому что тебе все равно! Ты стала мудрее, перед тобой уже нет задачи потрясти всех своей красотой. Да и вокруг уже никто не видит в тебе сексуальный объект...
- Только не в вашем случае!
- Не знаю, не знаю. Может быть, в кино мы и выглядим еще ничего, но на съемках... Поймите, съемочная площадка - чисто мужское место. 95 процентов людей здесь - мужчины. Когда ты молода и красива, конечно, они смотрят на тебя. Разумеется, ведут себя как джентльмены, и тем не менее. Когда женщина старше, она как бы обретает равенство с мужчиной. Секс уже ни при чем: «Вы не находите меня привлекательной, и мне наплевать на это!»
- Что вы думаете о новой тенденции - сексуальных комедиях для взрослых, в которых вы и сами снимаетесь?
- Это знак времени, детка. Последствие беби-бума 60-х годов. Люди моего поколения сосредоточили в своих руках огромную экономичекую власть. Они были подростками 60 - 70-х, создавшими молодежную культуру того времени, они выросли на рок-музыке и кино. Сейчас им за пятьдесят, карманы ломятся от денег, но они хотят того же, чего и в молодости: слушать рок, ходить в кино. Вот почему «Роллинг Стоунз» до сих пор успешно гастролируют, вот почему Голливуд делает сексуальные комедии. Причина чисто экономическая.
|
О СЪЕМКАХ НА ГРАНИ ФОЛА В «КАЛИГУЛЕ»
- Не могу не спросить о «Калигуле». Соглашаясь сниматься, вы догадывались, что картину ждет... дурная слава?
- Да-да, догадывалась. Сценарий Гора Видала был экстремален, да и режиссер Тинто Брасс знаменит буйными эпатажными произведениями. Так что сюрпризом это не стало. И потом, работ в кино тогда у меня было немного, а сниматься очень хотелось... Если вы забудете о порносценах, в которых снимались модели «Пентхауса», все остальное так и задумывалось. Как-то я пересмотрела фильм - он ведь о Древнем Риме, а не о среднем классе в Британии или сказочных хоббитах! Думаю, в те дикие, жестокие времена жизнь была похожа на ту, что изображена в «Калигуле»...
Я никогда не жалела, что снялась в «Калигуле». Благодаря ему я купила свой первый дом. И до сих пор дружу с Тинто - он смешной и умный парень!
А что меня действительно поражает - в России все видели «Калигулу»! Если бы он был так уж плох, этого бы не случилось.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Хелен МИРРЕН родилась 26 июля 1945 года в Лондоне. Настоящее имя - Илинея (Елена) Лидия Миронофф. В шесть лет Хелен осознала, что хочет стать актрисой. Дебютировала в Лондонском национальном молодежном театре ролью Клеопатры. После чего была приглашена в труппу Королевского Шекспировского театра. Одна из первых работ в кино - экранизация шекспировского же «Сна в летнюю ночь». Совмещает работу в кино (снялась более чем в 80 фильмах) с активной сценической деятельностью. Дважды лауреат Каннского фестиваля. Муж - постановщик голливудских блокбастеров Тэйлор Хэкфорд («Долорес Клэйборн» по Стивену Кингу, «Адвокат дьявола» с Аль Пачино и Киану Ривзом и т. д.). Имеет три дома - в Лондоне, Лос-Анджелесе и на юге Франции.
Пять самых известных фильмов Хелен Миррен:
* «Калигула»
* «Эскалибур»
* «Повар, вор, его жена и ее любовник»
* «Госфорд Парк»
* «Королева»