В украинской Венеции закапывают старинные иконы и крестятся двумя пальцами

Древнейшее старообрядческое поселение сохранило свои традиции, затерявшись в заповедной дельте Дуная.

Парковка лодок.

Вы бывали на краю света? Когда попадаешь в Вилково,  именно такие ощущения. С трассы «Одесса-Рени» налево ведет зеленая дорога, по бокам которой мохнатые ели, березы и осины, сменяясь простирающимися плавнями с высоким камышом. В небе парят орлы, тяжело машут крыльями пеликаны. Перед машиной пересекает дорогу куница, юрко прячется в камыши. А приземистые выбеленные  домишки уже встречают нас. Редко среди них встретишь каменное строение. Все в основном из камыша, который покрывает слой самана - камыш с глиной. Дома стоят на клочках земли, посреди воды. Вместо дорог и улиц – каналы, вместо машин лодки. Именно поэтому Вилков называют Украинской Венецией. 

- А вот Венецию Итальянским Вилково никто не назовет, потому что наш край самый уникальный, - гордятся своим местечком вилковцы. 

Рыбаки.

У каждой лодки есть свой номер, как у машины. Его выдает инспектор, которому вилковчане сдают на права вождения лодкой. 

- Изучаем правила проезда перекрестков, проезд на светофоры, - объясняет Николай, - где причаливать можно, стоянки, выход на Дунай. 

Самый большой Белгородский канал.

Правда,  детям права не выдают. Хотя они наравне со взрослыми умело управляют транспортным средством. Вместе с мамами едут на лодке, везут клубнику, рыбу, вино на базар, помогают выгружать. Клубника в Вилково особенная, выращенная на благодатной почве – дунайском иле. Сладкая, ароматная, нигде такую не попробуешь. Как и виноград Новак. Из него делают волшебное вино с чудесным запахом и терпковатым вкусом. Правда с ним шутить не стоит. Пару стаканов и ноги уже идут сами, не слушая голову. 

- В прошлом году вилковчане пригласили в гости, – рассказал турист, - выпили, возвращался на турбазу, не помню как. Очнулся в канале. Сразу хмель прошел. И в отель пришел совершенно трезвый. 

Старообрядческая церковь.

Вилковчане на редкость гостеприимны. Всегда пойдут на встречу, только если не будешь их фотографировать без их разрешения. Бредя по деревянным мостикам вдоль канала встречаем  женщину, которая моет в зеленоватой, чуть тронутой ряской воде тарелки.  

- Мы липоване - чистые, - говорит Наталья, - а хохлы, которые поселились здесь позже - грязные. У нас сохранилась вера и традиции. – Женщина показывает старинные библейские книги. В ее доме царит удивительный беспорядок, вещи раскиданы по стульям, лежат на диване. Зато двор просторный, ничем не застроен, чисто подметен. В саду у Натальи припрятаны иконы. В позапрошлом году старинную реликвию, доставшуюся от прадедов украли. Остальные иконы она закопала. И каждый год меняет место, чтобы они не поцвели. 

Старообрядческая церковь.

Церковь у липован особенная. Вера старообрядческая. Крестятся они двумя пальцами, в церкви два входа – один для мужчин, которые стоят у алтаря, другой для женщин, располагающиеся для молитвы в глубине зала. На женской половине ковры, подушечки. Чтобы удобно было коленками становиться. А лучше рукой касаться подушки и так молиться. Иконостас, как у православных, яркий, золотой. Но есть иконы, например «Царь царевич», которых в христианстве нет.   Есть версия, что слово липоване пошло от Филиппа, который привел верующих, не согласных с реформой Никона, в Нижнее Придунавье.  Хотя липоване не согласны с такой легендой и считают, что жили на этой земле исконно. А уже потом пришли запорожские казаки, обиженные Екатериной второй, основав свое поселение. Их потомков так и называют хохлы. Липоване стараются сохранить свой род. Но иногда это не удается. 

- Всякое бывает, - вздыхает липованка Полина. – Сердцу не прикажешь. 

Существование древнего поселения подтверждают находки, собранные в музее Вилково, где много бытовой утвари, черепки посуды, орудий рыбной ловли. Основная еда местных жителей – рыба. Ее подают в ухе, варенную, жареную. Вилковчане снабжают рыбой не только себя, но и города Одесской области. 

Через мост.

Самая главная опасность для вилковчан – наводнения. Если уровень Дуная поднимется, вода из каналов зальет огородики, палисадники, дворы. Поэтому дома строят на возвышениях, каменных подушках, куда не доберется вода. 

Мы идем дальше, аккуратно ступая по доскам. Некоторые прогнили и гнутся под нами.  Возле каждого дома стоянки, парковки для лодок, мостики, чтобы мыть посуду и стирать белье. У Владимира в водном гараже стоит лодка. Открыл ворота, и в путь по каналу. 

Мусор вилковчане складывают по берегам каналов, тем самым укрепляя их от размыва. А еще вбивают колышки, обивают досками. Сами каналы называют ериками. А заброшенные, неухоженные, поросшие камышом – бухариками. В то же время ерики имеют свои имена – самый большой белгородский – это центральная улица города. Там даже есть заправка для моторок. А еще большой причал. Для большой реки вилковчане держат лодки на ее берегу.

Дунай любят по-особенному, несмотря на его бурный характер. На реке много омутов, подводных течений. А на другом берегу уже румынская погранзастава. Чтобы выйти на лодке на большую воду, рыбаки берут разрешение, катая туристов по заповедным  островам и гирлам Дуная. 

В этом году в Вилково в ноябре еще цвели розы. Но сильные ветра предвещали о наступлении холодов, к которым вилковчане, прожившие многие годы на воде, уже привыкли и адаптировались. 

Фото автора.