В Госпроме уничтожат раритетные лифты 1928 года

Ради комфорта и безопасности харьковчан подъемники, пережившие войну, хотят заменить новыми

В первую очередь под реконструкцию должны попасть лифты 1928 года выпуска, которыми по старинке управляют лифтеры. Они уже настолько ненадежны, что перевозят ограниченное количество пассажиров, аргументируют авторы затеи. Уже в следующем году предприятие «Госпром» подготовит необходимую документацию и смету проекта реконструкции.
Поскольку различных структур в здании очень много (все-таки девять подъездов и 11 этажей), лифты здесь работают интенсивно. А чтобы не задерживать перемещение чиновников и посетителей, процесс передали в руки лифтеров. После реконструкции лифтов «водителей» из кабин уберут, но не уволят - обещают перевести их на другую работу.
Но проблема может возникнуть не столько с финансированием или сложностью работ, сколько со статусом здания как памятника конструктивизма. Несколько лет назад в Госпроме уже был скандал. Вместо дубовых оконных рам тогда установили алюминиевые, и внешний вид, по мнению экспертов, изменился.
- Это здание было кандидатом ЮНЕСКО, но так и не вошло в его списки, - рассказывает секретарь городской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый. - Можно ли переделывать лифты? Все зависит от того, что именно считать памятником архитектуры: само конструктивное решение (внешний вид) или внутреннее убранство. Мне кажется, что относительно Госпрома важен не интерьер, поскольку он пострадал и во время войны. Первозданным его уже и так нельзя назвать.
- Замена лифтов никак не повлияет на статус памятника архитектуры, - уверен бывший директор ПЭП «Госпром» Олег Мурашов.
Он рассказал «Комсомолке», что здание оборудовано 14 лифтами (по два в каждом из девяти подъездов, кроме второго и пятого). В 1954-м году часть лифтов (вернее, их начинку) уже заменили.
Специалисты отмечают, что поменять такой подъемник, как в Госпроме, в принципе, несложно. Мол, это можно сделать за пару месяцев (таков технологический процесс), а общие затраты на каждый лифт составят примерно 300 с лишним тысяч гривен. В эту сумму входит и цена материалов с агрегатами, и стоимость демонтажа-монтажа-наладки.
- Заменить можно любой лифт, даже нестандартный. Все зависит от размеров шахты, - объясняет Анатолий Ярмак, замдиректора по эксплуатации корпорации «Харьковлифтмонтаж». - Меняются кабина, лебедка, система управления, проводка, направляющие и другие части. Конструктивно здание, как правило, менять не приходится.