Спектакль «Шага» с Ренатой Литвиновой в главной роли представлен на Новой сцене МХТ им. Чехова в рамках проекта «Впервые на русском» (по неизвестным у нас французским пьесам). Билетов было не достать - желающих куда больше, чем вмещает зал. Пришел и сам худрук МХТ Олег Табаков: судя по тому, как он смеялся, худрук был явно доволен.
«Шага» начинается с того, что в зал, сметая все живое, влетает Рената Литвинова, выясняя с кем-то по мобильному, что же ей тут играть... Наконец, Литвинова на сцене, в рваных колготках и кофточке, поверх - платье из перьев. И говорит при этом на каком-то птичьем языке - «шаге». Девушка в белом парике и каракулевом пальто, надетом на ночнушку (Ксения Лаврова-Глинка) и мужчина с дырявым бидоном в руке (Игорь Хрипунов) пытаются добиться от нее чего-то вразумительного, но бесполезно. Героиня Ренаты отказывается разговаривать на понятном языке, потому что ей все «ос-то-чер-тело». Это единственное, что удается разобрать.
Кто эти люди, почему они вместе - не ясно. Вокруг ворох сухих листьев, решетка, пеньки - может, это дворик сумасшедшего дома? И герои периодически впадают в странное исступленное состояние. Всем хочется понять героиню Литвиновой, да она и сама хочет того же.
А как понять, когда она то птицей кричит «оуи, оуи», то курлычет, а то и ревет, как женщина, у которой случилось что-то такое страшное, что лучше и не спрашивать. Хотя Литвинова тут как рыба в воде, вся такая и в жизни внезапная, противоречивая - просто с ума сойти... А закончилось все так же, как и началось. Рената сидит на стульчике, к ней обращается девушка в каракуле с каким-то банальным вопросом. Но Литвинова в ответ уже не на «шаге» говорит, а львом рычит.
А кто сказал, что с женщинами легко?