«Я ПО ГОРОСКОПУ СТРЕЛЕЦ - НАЗАД НЕ ОГЛЯДЫВАЮСЬ»
- Украинская политика последних лет выдвинула на первый план ряд ярких личностей - Юлию Тимошенко, Анну Герман, Ирину Акимову, Инну Богословскую, Ольгу Герасимьюк, Ирину Геращенко… Между собой они не похожи, имеют разные взгляды. Зато лидерские качества несомненны. Наступило время исторического реванша для женщин?
- Не очень люблю выражение «исторический реванш». Оно попахивает прошлым, агрессией. Вначале одни оказались главными и командовали, потом их вытеснили другие… История подтверждает: социум, построенный по принципу доминирования, противостояния, в результате рушится. А мне хочется, чтобы Украина оставалась вечной.
Я по гороскопу Стрелец и не оглядываюсь назад - меня будущее интересует. Сегодня есть объективные причины к тому, чтобы в политике, в управлении присутствовало больше женщин. И не потому, что мы лучше, умнее, дальновиднее, моральнее, духовнее мужчин. Мы просто такие же граждане страны. И не можем жить в обществе, но быть свободными от участия в его организации.
«УКРАИНСКАЯ ПИРАМИДА КАРЬЕРЫ: ЖЕНЩИНЫ - ВНИЗУ»
- В советские времена для прекрасного пола существовала квота в органы власти. Это хорошо или плохо?
- Квота - лишь инструмент. Одним и тем же инструментом (допустим, топором) можно и дрова рубить, и убийство совершить… Но топор сам по себе ни похвалы, ни наказания не заслуживает. Так же и квота. С какой мотивацией ее использовать, зависит от общества.
- То есть не унизительно проходить в парламент по квоте?
- Четвертая статья Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин» вводит понятие «временные специальные меры». Они применяются как раз для того, чтобы ликвидировать диспропорцию, например, представительства в политической сфере. А относительно унижения… Когда сегодня видим в Раде людей, по своему уровню просвещения, поведения, деловым и моральным качествам совершенно не соответствующих статусу народного депутата, мы чувствуем, что унижена страна.
Обратите внимание на статистику, на данные о высшем образовании. Женщины ощутимо впереди! Но есть и статистика, отражающая карьеру. Представим область государственной службы схематично, в виде пирамиды. Ее основание, то есть низшие уровни, заполнены специалистами-женщинами. До 85 процентов доходит: потому что там нужно много работать! Зато вверху наша украинская пирамида уходит в ноль…
Можно ли раздумывать, плохо это или хорошо, когда партии, формируя списки на выборы, квотируют места для женщин? Собственно, представительская демократия означает, что в управлении страной должны участвовать все слои населения и обе демографические группы. А способы достижения результата допустимы разные.
Мужчинам в политике не выдвигают никаких дополнительных требований. Зато к женщине-лидеру предъявляется столько претензий…
- Попробуем перечислить типовые?
- То, что она обязана проявить себя более умелым руководителем и организатором - понятно. Сверх того: хорошо выглядеть внешне. Быть примерной женой и матерью. Модно, со вкусом и одновременно строго одеваться. С недавних пор уже и Кабмин подключился к «приоритетной» теме со своим знаменитым приказом о дресс-коде, который, между прочим, нарушает три международных документа. Государство не вправе выбирать мне цвет губной помады, это не его функция!
Часто цитирую в подобных ситуациях свою старшую дочку. Когда ей было десять лет, она отдыхала в летнем лагере. Однажды позвонила, голос взволнованный: «Мама, срочно пришли по факсу Конвенцию о правах ребенка!» - «Зачем, Оля?» - спрашиваю. - «Мои права нарушаются, но я не помню, по какой статье!» Вот и я повторю: наши права нарушаются державными мужами. Потому «находить статьи» и возвращать их в рамки закона приходится постоянно. Хотя, заметьте, выражения «державные жены» нет! (Смеемся.)
«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ У НАС НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ»
- «Комсомолка» немало писала о проблеме насилия в семье. Похоже, тут есть взаимосвязь: если женщина подвергается дискриминации в той или иной форме на рабочем месте, то более покорно, безропотно сносит и домашнюю тиранию или даже становится жертвой торговцев «живым товаром». То есть полностью теряет себя как личность. «Ла Страда» умеет вытягивать украинок из зарубежного рабства, вы спасаете тех соотечественниц, чьи семейные лодки разбивают мужнины кулаки, помогаете защитить их права перед работодателем. Но можно ли воспитать женщине уважение к себе самой, если она убеждена в собственной «второсортности»?
- Такая негативная связь действительно существует. Вообще насилие в семье и мы, и другие организации, занимающиеся этой проблемой, рассматриваем как одну из главных причин торговли людьми и вывоза их за границу. Потому что когда в семье возникают неразрешимые проблемы, то зачастую выход из ситуации - это бегство из семьи. А куда? Или в другой город, или в другую страну.
С 1997 года в центре «Ла-Страда» работает горячая линия по вопросам противодействия торговле людьми. Начиная с 2000 года нам стало поступать все больше и больше звонков, связанных с насилием. В 2004 году мы вынуждены были открыть отдельную линию. За одиннадцать месяцев нынешнего года мы получили больше 5000 телефонных обращений по этому поводу, тогда как за весь прошлый год - 3700.
Международный принцип гласит: ответственность за помощь потерпевшим обязано нести государство. Но насколько сегодня наша держава выполняет такую миссию? Есть закон, который уже был изменен в 2008 году и по-прежнему требует усовершенствования. Но главная проблема, на мой взгляд, на уровне правоприменительной практики. Закон-то есть, но его мало кто выполняет. И вообще насилие в семье в Украине не является преступлением. В соответствии со 173-й статьей с пометкой «два» Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» это лишь правонарушение…
Так вот, основными санкциями, которые назначают суды, выступают штрафы. Штрафы составляют 83 процента от всех судебных приговоров. Тогда как административных арестов - 18 процентов, а исправительных работ по всей Украине - аж 64 приговора за 8 месяцев 2010 года.
Что такое штраф в данной ситуации? Наказание для семьи. Женщина узнает: после побоев, после того, что она принесла в милицию заявление, надо еще заплатить за своего обидчика 85 гривен. Иногда из последних денег, отложенных на еду для детей. Ужас!
Параллельно с усилением ответственности за насилие должны разворачиваться коррекционные программы по работе с домашними тиранами. На них - по существующей статистике, конечно! - направили около 2 тысяч лиц. А прошли коррекционные занятия за полгода всего 165 человек. Надо полагать, что обучение правилам нормального поведения в семье - обуза и для тех, кто уклоняется, и для тех, кто обязан контролировать этот процесс?
Да и кадров для подобной работы не готовят. Хотя опыт общения с украинскими семьями подтверждает: даже там, где совершается насилие, абсолютное большинство мужчин и женщин не собираются разводиться. Во-первых, некуда идти, во-вторых, уж так сложилась жизнь - значит, стоит постараться не мучить друг друга как минимум…
«ДОГОВОРИТЬСЯ», «ПРИЮТИТЬ» - ЭТО НЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА!»
- Следовательно, наш выход - притираться друг к другу, а не бить горшки? Европейские эксперты, с которыми я беседовала, стоят на более категоричных позициях.
- Разрушение не может стать целью! Тем более что коррекционные программы успешно действуют и в Европе, в Израиле, Канаде, США. В Украине же просто не понимают их важности, не выделяют помещений, предлагают финансировать деятельность из местных бюджетов - а это капля в море реальных потребностей.
У профильного министерства есть планы создания линии быстрого реагирования, чтобы объединить все телефоны доверия, которые существуют в государстве. Это право министерства, конечно. Но у меня вопрос: зачем тратить деньги на эфир, если некуда направлять пострадавших? За шесть месяцев нынешнего года к нам, в «Ла Страда Украина», позвонили около полтысячи человек из регионов, которым непосредственно нужна была именно помощь в приюте. И только малой части из них, процентам десяти, мы смогли обеспечить временное убежище. Понимаете, центров нет! Центры надо создавать, а не горячие линии объединять!
- Подождите, Екатерина, мы недавно делали фоторепортаж из прекрасного центра в Киеве. Он оказался полупустым…
- А знаете, почему так? Для попадания туда нужна прописка, то есть регистрация, медицинская справка. Везде в Европе битую женщину, женщину с ребенком берутся спасать без всяких дополнительных условий. И только у нас - с полным пакетом документов. Плюс еще направление требуется.
Мне рассказывали, как в столичный центр взяли женщину из региона, поскольку она стояла под Администрацией президента. Министерство договорилось и в порядке исключения устроило. Но «договориться», «устроить» - это же не государственная политика!
И главное, что в подобные учреждения, работающие под эгидой Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, может попасть только гражданин в возрасте до 35 лет или с несовершеннолетним ребенком. То есть если вам 36 и вас побили, либо вы беженка или мигрантка, вас уже не возьмутся спасать - по закону и типовому положению, утвержденному в 2003 году и измененному в 2004-м, это запрещено.
Еще важный аспект: потерпевшие от домашнего насилия за границей. Выходят замуж за иностранцев и вскоре после свадебного марша начинают страдать из-за рукоприкладства и унижений. А когда принудительно разлучают с детьми - они, мол, граждане не Украины, другого государства, куда женщина уехала за мужем. И женщина ничего не может добиться. В ХХI веке борьба с насилием не закончилась. Важно, чтобы это понимали и женщины, и мужчины. Тут уж точно никакая третья сила не вмешается и не помешает, если наши усилия объединятся.
КСТАТИ
«FEMEN можно назвать бизнес-проектом»
- Просила бы дать характеристики наиболее заметных в нашей стране женских организаций. Я знаю, что Союз женщин Украины, например, существует еще с советских времен. Его принято считать лояльной ко всем властям солидной структурой с оттенком ностальгии, вроде аромата духов «Красная Москва». А на противоположном фланге устраивают акции топлес по любому поводу бесшабашные «внучки» из Femen… Возможно, приходилось контактировать по работе?
(Пауза) - Если честно, не хотелось бы давать характеристики. Тем более что первую структуру вы уже достаточно точно описали, а что касается второй…
- Тут все же, Екатерина Борисовна, придется остановиться. Сравнительно недавно, в прошлом политическом сезоне, когда вы были советником министра МВД Юрия Луценко, Femen не уставали подчеркивать: они, мол, находятся под непосредственным патронатом Юрия Витальевича. И он, как человек смелый и с хорошо развитым чувством юмора, одобряет их методы и инициативы, поскольку на Западе подобные формы социального протеста женщин давно в моде. Это правда?
- Хорошо, я отвечу непрямолинейно. Пик развития и активности общественных организаций в Европе пришелся на вторую половину XX века. В СССР таким структурам позволялось активничать лишь в пределах рамок, для них установленных одной-единственной партией и советским правительством. Внешне вроде и похоже на демократию, а сущность - иная.
У европейцев еще в 70-80-х годах появились понятия «бинго» и «гинго». «Гинго», если каждую английскую букву расшифровать, означает «правительственная и неправительственная организация», а «бинго» - «бизнес и неправительственная организация». Эти понятия актуальны до сих пор. И Femen идеально подпадает под последнее определение.
|
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Екатерина ЛЕВЧЕНКО возглавляет международный женский правозащитный центр «Ла Страда Украина» с 1999 года. Доктор юридических наук, кандидат философских наук. Автор более восьмидесяти научных публикаций по вопросам защиты прав женщин, предотвращения торговли людьми, гендерной политики. В 2006-2007 годах - народный депутат, член фракции «Наша Украина». Член Национального совета по предотвращению торговли женщинами и детьми при Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека. Замужем, мать двоих детей.
СПРАВКА «КП»
Международный женский правозащитный центр «Ла Страда Украина» - негосударственная организация, реализующая свои проекты за счет донорских средств как из иностранных источников, так и от отечественных бизнес-структур. Посольства Германии и Франции в Украине, офис компании «Майкрософт», «УниКредитБанк», «Укртелеком» - вот далеко неполный перечень благотворителей. Подобные схемы сотрудничества давно и успешно действуют во всем мире.
Сотрудники центра принимают ваши звонки на двух горячих линиях:
* по проблемам насилия - 8-800-500-33-50
* по противодействию торговле людьми- 8-800- 500-22-50
Звонки в пределах Украины - бесплатные.
Фото Укринформ.