Один выстрел в школе: ученик без глаза, учитель - в петле

20-летний преподаватель труда Максим Зелинский не смог пережить того, что из его пистолета покалечили мальчика, и повесился.

Врачи пока не знают, удастся ли спасти зрение Вадиму Кисиленко.

- Знаете, в чем причина этой трагедии? - вздыхают учителя средней школы села Потиевка в Житомирской области. - В том, что наши дети уверены - жизнь не такая уж и ценная штука. А вся реальность устроена, как компьютерная игра: если тебя убили, нечего переживать - машина даст еще один шанс. Дети просто не понимают, где кончается компьютерная жизнь и начинается реальная.

…В учительской школы - стойкий запах валерьянки. Педагоги растеряны и не знают, что говорить и кого теперь спасать. В один миг они потеряли молодого коллегу - трудовика Максима Зелинского, который был сыном учительницы младших классов. Инвалидом остался 10-классник Вадим Кисиленко, которому спасают зрение в Одессе. А ученики, ставшие свидетелями стрельбы и с которыми сейчас работает психолог, в один голос говорят: им страшно и они не знают, как дальше жить. 

РОКОВАЯ ПУЛЯ

Максим Зелинский пришел в школу в сентябре этого года, сразу после окончания педагогического училища. Воспринимать молодого педагога как наставника старшеклассники не могли и не хотели: между учителем и учениками каких-то три года разницы, и еще несколько лет назад они гуляли в одной компании. Да и сам Максим налаживал контакт с детьми не совсем педагогичным путем: когда в минувший вторник трудовика с учениками попросили высадить в лесу деревья - он взял с собой пневматический пистолет. Вместе с учениками, вдали от села, он планировал пострелять по пластиковым бутылкам. 

- Не знаю, зачем он это сделал, - вздыхает отчим Максима - Юрий. - Может, хотел похвастаться? Потом он рассказал мне, что в лесу с учениками расстреляли всю обойму - 15 патронов. Поэтому когда вернулся с детьми в школу, даже подумать не мог, что пистолет опасен.

Максим оставил оружие на теннисном столе в коридоре и зашел в свой кабинет. Через несколько минут в школе раздался выстрел и истошный крик. Когда учитель выбежал в коридор, десятиклассник Вадим Кисиленко лежал на полу, прижав руку к правому глазу. А 11-классник Ваня Баранов стоял рядом, держа в руках злосчастный пистолет.

- Никто не знал, что пистолет заряжен, - рассказывают ученики, которые в ту минуту находились рядом.

Позже Максим Зелинский объяснит родителям, что не заметил последний патрон в обойме. Если бы знал, что оружие заряжено - никогда бы не оставил его возле учеников.

Из этого пистолета выстрелил старшеклассник.

 

 

В тот же день пострадавшего Вадима Кисиленко отвезли в больницу Житомира - мальчик лишился правого глаза… 

ПЕДАГОГА ПОДОЗРЕВАЛИ В УБИЙСТВЕ

Милиционерам Максим Зелинский рассказал историю как есть: он переживал, мучился, поэтому на следующий день написал заявление об увольнении. Напряжение в школе и в селе было на пределе - Максим понимал, что в трагедии большая часть его вины.

...А через три дня после стрельбы в доме Зелинских повисла угнетающая тишина.

 - Он возвращался из Радомышля, - вспоминает отчим Юрий. - Был как будто бы не в себе. Позвонил нам и друзьям и сказал, что не сможет с этим жить, мол, решил покончить с собой. По его голосу было ясно, что он принял для себя решение.

Родные бросились на поиски, но не успели: Максим повесился на дереве в лесу. 

- Может быть, в этом есть часть нашей вины, - продолжает отчим. - Мы отругали его за то, что случилось. Он ведь пистолет этот купил всего две недели назад, даже не предупредив нас! Сказал, что едет в город за мобильником, а привез эту опасную игрушку. На них даже разрешения не надо! Как же так? Ведь в инструкции пишут, что выстрел из этого пистолета (Максим купил пистолет калибра 4,5 мм. - Прим. авт.) опасен для человека! Из него можно легко убить.

На могиле повесившегося учителя много цветов от коллег и детей.

 

 

Впрочем, напряжение в семье молодого учителя труда было не только из-за злосчастного пистолета. Полгода его и нескольких других местных парней подозревали в убийстве. И лишь накануне трагедии в МВД сделали окончательный вывод - он ни в чем не виноват.

- Все случилось в прошлогодние рождественские праздники, - рассказывают друзья Максима. - В канун старого Нового года он с ребятами ходил по домам односельчан и щедровал. Компания заглянула и к мужчине, который давно славился в Потиевке как любитель хорошенько выпить. Они посидели у него немного и ушли. А наутро выяснилось, что тот умер!

В деревне никто не сомневался - мужчина погиб из-за большой дозы алкоголя. Вскоре его похоронили, и уголовного дела не открывали. Но родные погибшего с таким развитием событий не согласились и обвинили во всем парней, заходивших накануне к их родственнику. Ведь именно они были последними, кто видел его живым. 

- Полгода родственники умершего добивались эксгумации тела, - рассказывает отчим Максима. - Все это время мы были как на иголках, хотя и знали, что сын ни в чем не виноват. И вот недавно тело умершего обследовали: он действительно умер от алкогольного отравления. После этого все мы вздохнули от облегчения. А через несколько дней случилась эта беда в школе.

Все знакомые Максима подтверждают: он все принимал близко к сердцу, боялся оказаться за решеткой. А когда из-за его пистолета пострадал ученик - просто не выдержал... 

За одну неделю ученики и педагоги Потиевской школы пережили две трагедии.

 

 

«МОЙ СЫН БОИТСЯ ВЫХОДИТЬ НА УЛИЦУ»

Сейчас пострадавший Вадим Кисиленко находится в Одесском институте глазных болезней имени Филатова. Но, увы, даже самые опытные медики не дают гарантий, что парню удастся спасти зрение.

- Ему делают серьезную операцию, - говорит сестра Вадима Татьяна Белькевич. - Правый глаз уже не вернуть. Вадим в сознании, но говорить о том, что случилось, не хочет. Боится воспоминаний о трагедии и виновник стрельбы - 17-летний Ваня Баранов. Он уже неделю не появляется в школе и даже не выходит на улицу. 

- Сын получил сильное потрясение: сначала ранение Вадима, потом смерть учителя, - говорит отец парня Петр Баранов. - В милицию его вызывали пока только один раз. Мы предлагали семье пострадавшего мальчика помощь, но они отказались. Теперь даже не знаю, что дальше будет.

О том, чем закончится для старшеклассника стрельба в школе, не знают пока и в милиции. Сейчас идут проверки, но уголовного дела еще нет.

- Мы ждем выводов врачей о степени повреждений пострадавшего мальчика, - говорит специалист ЦОС УМВД в Житомирской области Алла Ващенко. - От этого будет зависеть многое. Да и стрелявший - несовершеннолетний…

Кстати, в милиции говорят, что учителю, который так опрометчиво покончил с собой, вряд ли пришлось бы отвечать по Уголовному кодексу. Скорее всего, он бы оплатил лечение ученика и получил серьезное взыскание на работе. 

Стрелявший школьник Ваня Баранов пока не ходит на уроки. Сейчас он ухаживает за больной мамой. 

 

 

Фото автора, с сайта «В контакте» и телеканала ICTV.