О стихотворных талантах Анатолия Толстоухова мы и решили с ним поговорить.
«Прежде всего я - политик»
- Анатолий Владимирович, как произошло, что вы, чиновник, вдруг открыто заявили о своих стихах, начали их публиковать?
- Прежде всего я политик. Да, можете меня называть «начальником чиновников», но… А чиновником я был в первый и последний раз, когда работал замминистра в Кабмине. Странного, считаю, ничего нет. Многие чиновники - люди творческие, просто об этом мало кто знает.
- И все-таки, что главное в вашей жизни: рациональное или эмоциональное?
- Для меня самое важное - искать гармонию. В какой-то момент меня зовет к себе эмоциональное, в какой-то момент стартую с рационального. Если я захотел написать о чем-то песню, понадобится время: и месяц, и два, и три. Я ведь не могу на работе сидеть и песни писать.
- Но если вдруг в голову приходит рифма, а на столе перед вами важный документ, требующий подписи, чему отдадите предпочтение?
- Однозначно - документу. А рифма останется в памяти. Я уже давно умею делать несколько вещей одновременно - писать, думать, говорить. Не дописывать же строчки, если зазвонил этот телефон? (Толстоухов указывает рукой на аппарат прямой связи с Николаем Азаровым. - Прим. авт.). Получу команду и буду выполнять. А рифма останется в памяти. Могу ли я себе позволить что-либо за этим столом написать? Да, могу. Но тогда я появляюсь на работе к семи утра.
- А как же творческие озарения? Без них поэту никак…
- Конечно, бывает... Как-то я приехал в Балаклаву к своей супруге. Она с подругой ожидала меня на набережной в рыбном ресторане. Было уже достаточно поздно, за десять часов вечера. Они уже поужинали, а я только заказал. Готовили все минут 30-40. В голове появилась рифма: «тетя Клава - Балаклава». И когда мне принесли заказ, песня уже была написана: «Здравствуй, здравствуй, тетя Клава, я приехал в Балаклаву, чтобы в рыбном ресторане посидеть на берегу. Ты поверь мне, тетя Клава, это вовсе не забава. Просто я без Балаклавы, как без моря, не могу…»
Когда выстраивается главный эмоциональный момент песни, дальше дописать уже не проблема.
«Двух Поплавских быть не может»
- А не переживаете ли вы, что ваши стихи не будут восприняты правильно, что их могут не так понять? И не боитесь ли снимать с себя своеобразную «броню»?
- Если человек выходит на дорогу, он должен по ней идти. Я когда-то написал такие строки, посвященные человеку:
«Иди к человеку. Иди вопреки ему и себе, обстоятельствам разным. Лишь только тогда, лишь на этом пути ты сможешь сказать, что ты жил не напрасно».
Если это твое «я» и оно требует, чтобы ты шел, творил, нужно это делать. А кто и как к этому отнесется - вопрос не ко мне. Наша жизнь без завистников невозможна. И если бояться любого шороха, как тогда жить?
Я пишу всю жизнь, со студенческой скамьи. Песни пишу 4 года. И на сцену с ними выходил дважды: первый раз - в «семейной» передаче «Честь имею пригласить», второй раз - во Дворце культуры «Украина», в программе «Мелодия двух сердец». Не хочу конкурировать с «поющим ректором» - двух Поплавских страна не выдержит.
|
- Кто исполняет ваши песни?
- Иосиф Кобзон исполняет, Николай Басков записал одну, народные артисты Украины, заслуженные…
- В своих стихах вы используете и сленговые выражения, например, в посвященных Херсону: «Город был не тот, что нынче, но такой же симпатичный, и мы первые в нем были кореша».
- Если это песня о Херсоне и она получается такой «шансонистой», то почему бы и нет? Думаю, такие слова дают тексту особенный смысл. Например, взрослые люди иногда друг друга называют «пацанами», вкладывая в это свои чувства, эмоции, воспоминания. Как без этого?
- Как вы считаете, жаргонизмам вообще есть место в поэзии? Вот если взять, к примеру, стихи Леся Подервянского. Он творил подчас на грани фола.
- Да это же хорошо! Если общий смысл умный, не злой, конечно. Я и сам люблю иронизировать, рифмовать. И что такое на «грани фола»? Если это «на грани», - значит, не фол! Можно сыграть так, что и команду выручишь, и желтую карточку не получишь. Тогда это хорошо, тогда это остро.
«Скандал с гимном госслужащего повысил посещаемость сайта в 10 раз»
- Посвящаете ли свои стихи любимым людям?
- Своим друзьям посвящаю. Родителям. Жене. На всеукраинском конкурсе «Мелодия двух сердец» признался ей в любви песней «Я зізнаюсь тобі в коханні». Посвящаю свои стихи-песни городам, которые трогают мою душу. Их немало: Харцызск, Донецк, Киев, Севастополь, Харьков, Винница, Николаев, Ялта, Тбилиси. Та же Балаклава. А когда Харцызск отмечал свое 140-летие, я написал своему родному и любимому городу песню. Тогда же выступила и одна девочка, она написала гимн, который стал официальной песней Харцызска. Но я изначально подчеркнул: мне с ней не хотелось соперничать. Мне в этом вопросе первенство не нужно.
- Верховная Рада первых созывов была полна литераторов, в ней заседали Дмитрий Павлычко, Иван Драч, Борис Олийнык. Сейчас поэтов в парламенте не в пример меньше. Скажите, а стоит ли литераторам браться за государственную работу? Книги - вечное, но как человеку сохраниться в бесчестной политике?.
- Сегодня (в Раде. - Прим. авт.) остались только Павло Мовчан и Владимир Яворивский. Я так скажу: все, кто стали героями, из Верховной Рады ушли. Остались только оппозиционеры.
На VI Международной книжной выставке этим летом выступал Владимир Яворивский (писатель, депутат от БЮТ, председатель парламентского комитета по вопросам культуры и духовности. - Прим. авт.) Он сказал: «Лина Костенко, которая заслуживает Нобелевской премии, не издана на английском языке». Лично я думаю: лучше себя самого один год не издавать, а на эти средства опубликовать стихи Лины Костенко!
- Вы это ему сказали?
- Нет, написал. Но суть от этого не меняется.
- Вы написали гимн госслужащих. Злые языки тотчас же стали указывать: мол, гимн - это восхваление, а чиновников в Украине прославлять нелепо. Что вы им ответите?
- В нашей стране проводится ежегодный конкурс на лучшего госслужащего. Это настоящий праздник для них, это событие: они собираются в Театре оперетты, подводят итоги работы. В прошлый раз, когда конкурс проводился, я на нем присутствовал. И вдруг подумал: а ведь у нас нет подходящей песни, такой, чтобы выражала суть профессии. Решил ее написать.
На самом деле песня о госслужащих - не гимн, а марш. Если найдет отклик и ее начнут исполнять, тогда, может быть, она станет и гимном. Она посвящается тем, кто решил жить ради людей, ради государства. В Украине в разных учреждениях и в разных областях страны их почти триста тысяч. Миллионы украинцев приходят к ним каждый день со своими проблемами. Вот я и написал, какими вижу государственных служащих.
Это неправда, что все госслужащие взяточники. В большинстве своем - это люди профессиональные и порядочные. И детям своим они не хотят той жизни, что была у них. Потому-то и не стоит считать, что писать о чиновниках стыдно и нелепо!
Милиция берет взятки. А я написал о работе милиционеров две песни. У нас половина браков распадается, так что, и о любви не писать? Нонсенс!
|
- На интернет-сайте песня о госслужащих появилась с множественными опечатками и ошибками, что сразу подметили журналисты. Расскажите, как вышел такой казус?
- Студенты, которые набирали текст, выставили его на сайт. Сразу по окончании заседания Кабмина ко мне подходят журналисты с листочком, на котором распечатан текст песни с сайта. Дали почитать - мол, посмотрите! Я сразу же взял ручку и исправил ошибки.
А когда вернулся к себе, сказал студентам: зачем выставляете меня безграмотным человеком? Объясните, что это вы сделали! Они мне ответили: «Анатолий Владимирович, вы не поверите, но после шумихи, которая поднялась в прессе, посещаемость нашего сайта повысилась более чем в 10 раз! И все - совершенно бесплатно».
- Получается, сослужили вам медвежью услугу?
- У нас разница в подходе: мне важно, чтобы все было грамотно, а им только сайт поднять! Для кого-то, может, и достижение, для тех, кто привык имидж делать на всяких скандальчиках, шумихах, на чем-то скользком…
- А вы предпочитаете быть над ситуацией?
- Скажу вам жестко. Если ты за штурвалом самолета, то не будешь вслушиваться в то, как кудахчут куры, хрюкают свиньи, лают собаки и даже кричат птицы.
- В чем все-таки вы черпаете свое вдохновение?
- В жизни. В людях, вере в страну, ее будущее. Если знаешь, что любовь и красота превыше всего, то и вдохновения будет больше.
Я не считаю себя поэтом и творю как государственный строитель, которому Бог дал чувство слова.
|
Фото УНИАН и Максима ЛЮКОВА.
КСТАТИ
Министр провел «генеральную репетицию»
В прошлое воскресенье Анатолий Толстоухов организовал в колонном зале Киевской филармонии свой творческий вечер. В гости к министру пришел полный зал гостей, среди которых были и друзья его семьи: фактический руководитель Киева Александр Попов вместе со своей дочкой школьного возраста, депутат-регионал Анатолий Кинах с супругой Мариной. Были на вечере и замглавы КГГА Анатолий Голубченко, и экс-кандидат в президенты Людмила Супрун.
С песнями на слова Анатолия Толстоухова выступили известные народные и заслуженные артисты Украины: Светлана и Виталий Билоножко, Владимир Засухин, Олег Шак, Александр Василенко и Анатолий Юрченко. Аккомпанировали артистам музыканты Национального президентского оркестра, а также хор Киевского академического театра оперы и балета.
- Я очень впечатлена творческим вечером. Услышала новые произведения, о которых раньше не знала, - рассказала «КП» Людмила Супрун. - С самим Анатолием Толстоуховым мы дружим уже давно, я еще 15 лет назад читала его стихотворения. Очень люблю его неповторимый стиль, иронию, которая сквозит в некоторых стихах.
Кстати, никто из высшего руководства на концерт к Толстоухову так и не пришел. Сам поэт отреагировал на это спокойно: мол, то, что происходит сегодня, - «генеральная репетиция», а на репетиции руководителей не приглашают.