На манекенах - 75 платьев, сарафанов и пальто от Диор, Шанель, Баленсиага, Куррэж, Бальмен, Нины Риччи. Все это богатство привез из Франции историк моды Александр Васильев. Пока помощники облачали манекены в костюмы «Битлз» и Твигги, мы поговорили о выставке.
- Моя добрая приятельница Майя Плисецкая знает о моей страсти и иногда мне делает щедрые подарки, - рассказывает Васильев. - Вот сарафан из стеганого шелка с позолоченными пуговицами - его Плисецкой лично подарила Коко Шанель. В 1963 году Майя Михайловна приехала на гастроли в Париж и встретилась там со старым знакомым, солистом дягилевского «Русского балета» Сержем Лифарем... Чтобы попотчевать Плисецкую чем-то особенным, сугубо парижским, Лифарь приглашает ее в Дом Шанель. Своей царственной статью балерина произвела такое впечатление на Коко, что она попросила Плисецкую показать французским манекенщицам, как нужно ходить на подиуме. И в благодарность подарила костюм...
Для меня каждая вещь - это цепочка удивительных событий и ассоциаций, позволяющих понять связь времен. Здесь и платья от княгини Ирины Голициной, эмигрировавшей после революции в Рим, - в ее ателье одевались Одри Хепберн, Грета Гарбо, Элизабет Тейлор, Софи Лорен... И костюмы Олега Кассини, американского дизайнера русского происхождения, личного кутюрье Жаклин Кеннеди. Он сшил для нее около трехсот платьев и вспоминал, как нервно ему работалось, потому что Джекки постоянно звонила: «Поторапливайся, Олег! Мне совсем нечего надеть!»
- Почему выставка посвящена моде именно 60-х, а, допустим, не 50-х годов?
- Прежде всего платья 60-х очень компактны для перевозки, особенно мини. Вспомните, 50-е - это диоровский нью-лук, огромные кринолины, которые в чемоданы влезают с трудом.
|
- Мода 60-х имеет хоть какое-то отношение к сегодняшнему дню?
- А как же! Мода развивается циклично. Розовый цвет, который был очень популярен в 60-е, - хит продаж в России сегодня. Долгое время думали, что русские любят красный цвет. Оказалось, что самый популярный - это, по статистике продаж, - розовый, особенно в сочетании с черным. Яркие цвета, отложные воротнички и карманы, космическая тема, которая как раз появилась в 60-е, ткани букле, психоделический рисунок - все это найдете в гардеробе современных модниц.
- Где вы берете эти «бабушкины» платья для своей коллекции?
- Каждый день обзваниваю музеи, аукционные дома, родственников знаменитостей в поисках винтажной одежды. Сегодня охочусь за нарядами советской кинодивы Любови Орловой.
Вчера на аукционе в Нью-Йорке, где распродавалась коллекция от-кутюр Бруклинского музея, который в кризис обанкротился, я купил 22 лота - это порядка 35 костюмов. Иногда такие приобретения стоят копейки: 4 платья я купил за сто долларов. А иногда очень дорого, если аукцион проходит в Лондоне, Париже.
|
Но чаще всего мне дарят. На днях дочка Михаила Ульянова Елена подарила платье своей мамы, актрисы Аллы Парфаньяк, сшитое в стиле нью-лук Диора...
Я долго вел переговоры с Элиной Быстрицкой. Элина Авраамовна призналась, что свои платья или раздала, или выкинула.
- По-моему, именно так многие и поступают.
- Меня интересуют как раз те, кто поступает иначе. Например, Людмила Гурченко. Людмила Марковна не выбрасывала ничего! Начиная со съемок в «Карнавальной ночи» по сей день.
Дочь Клары Лучко передала мне в дар огромную коллекцию ее платьев. Я очень ждал, уж простите цинизм коллекционера, пополнения после кончины Людмилы Зыкиной. Но только одна из подруг певицы - поэтесса Карина Филиппова - передала мне платье Зыкиной, которое та ей подарила. Это черное трикотажное платье, отделанное белым кружевом, довольно эффектное, концертное.
Однажды актриса Наталья Селезнева подарила мне платье, в котором, как она призналась, выступала в телепередаче «Кабачок «13 стульев». Я опубликовал фото платья в своей книге, и случился конфуз. Актриса Людмила Максакова при встрече мне сказала: «Платье не Селезневой, а мое. Я дала платье поносить, а она мне его так и не вернула». Забавно!
|
Алла Демидова подарила мне на день рождения накидку актрисы Алисы Коонен.
- Но не все ведь готовы расстаться со своими вещами?
- Потрясающая коллекция костюмов у Галины Вишневской. Как я ее ни упрашивал, Галина Павловна была непреклонна: «После моей смерти откроется музей Вишневской, и все мои платья будут там». Признается, что платьев у нее штук 400. Галина Павловна, говорю, на 400 платьев не хватит манекенов. Отдайте хотя бы два...
- Александр, вот слушаю я вас и понимаю: да вы же настоящий барахольщик!
- Да, я из семьи барахольщиков. У меня отец был большим модником. Сохранились все платья моей мамы. Но быть барахольщиком - это единственный способ собрать музей моды. Уверен, у читателей «КП» есть платья, которые они не знают куда девать. Имейте в виду: они нужны мне - для музея.