У Жаклин Кеннеди было 300 платьев, а у Галины Вишневской - 400!

Разговор с историком моды Александром Васильевым накануне открытия выставки «От мини до макси. Мода 1960-х годов» (в московской галерее искусств Зураба Церетели).

Васильев легко соглашается: он не только историк моды, но и настоящий барахольщик.

На манекенах - 75 платьев, сарафанов и пальто от Диор, Шанель, Баленсиага, Куррэж, Бальмен, Нины Риччи. Все это богатство привез из Франции историк моды Александр Васильев. Пока помощники облачали манекены в костюмы «Битлз» и Твигги, мы поговорили о выставке. 

- Моя добрая приятельница Майя Плисецкая знает о моей страсти и иногда мне делает щедрые подарки,  - рассказывает Васильев. - Вот сарафан из стеганого шелка с позолоченными пуговицами - его Плисецкой лично подарила Коко Шанель. В 1963 году Майя Михайловна приехала на гастроли в Париж и встретилась там со старым знакомым, солистом дягилевского «Русского балета» Сержем Лифарем... Чтобы попотчевать Плисецкую чем-то особенным, сугубо парижским, Лифарь приглашает ее в Дом Шанель. Своей царственной статью балерина произвела такое впечатление на Коко, что она попросила Плисецкую показать французским манекенщицам, как нужно ходить на подиуме. И в благодарность подарила костюм...

Для меня каждая вещь - это цепочка удивительных событий и ассоциаций, позволяющих понять связь времен. Здесь и платья от княгини Ирины Голициной, эмигрировавшей после революции в Рим, - в ее ателье одевались Одри Хепберн, Грета Гарбо, Элизабет Тейлор, Софи Лорен... И костюмы Олега Кассини, американского дизайнера русского происхождения, личного кутюрье Жаклин Кеннеди. Он сшил для нее около трехсот платьев и вспоминал, как нервно ему работалось, потому что Джекки постоянно звонила: «Поторапливайся, Олег! Мне совсем нечего надеть!» 

- Почему выставка посвящена моде именно 60-х, а, допустим, не 50-х годов?

- Прежде всего платья 60-х очень компактны для перевозки, особенно мини. Вспомните, 50-е - это диоровский нью-лук, огромные кринолины, которые в чемоданы влезают с трудом. 

Модели причесок в стиле 60-х годов. Кто скажет, что это некрасиво?

- Мода 60-х имеет хоть какое-то отношение к сегодняшнему дню?

- А как же! Мода развивается циклично. Розовый цвет, который был очень популярен в 60-е, - хит продаж в России сегодня. Долгое время думали, что русские любят красный цвет. Оказалось, что самый популярный - это, по статистике продаж, - розовый, особенно в сочетании с черным. Яркие цвета, отложные воротнички и карманы, космическая тема, которая как раз появилась в 60-е, ткани букле, психоделический рисунок - все это найдете в гардеробе современных модниц.

- Где вы берете эти «бабушкины» платья для своей коллекции?

- Каждый день обзваниваю музеи, аукционные дома, родственников знаменитостей в поисках винтажной одежды. Сегодня охочусь за нарядами советской кинодивы Любови Орловой. 

Вчера на аукционе в Нью-Йорке, где распродавалась коллекция от-кутюр Бруклинского музея, который в кризис обанкротился, я купил 22 лота - это порядка 35 костюмов. Иногда такие приобретения стоят копейки: 4 платья я купил за сто долларов. А иногда очень дорого, если аукцион проходит в Лондоне, Париже.

Это двухцветное мини-платьице Пьер Карден придумал еще в 1966 году. А кажется, что оно куплено в магазине вчера. 

Но чаще всего мне дарят. На днях дочка Михаила Ульянова Елена подарила платье своей мамы, актрисы Аллы Парфаньяк, сшитое в стиле нью-лук Диора... 

Я долго вел переговоры с Элиной Быстрицкой. Элина Авраамовна призналась, что свои платья или раздала, или выкинула.

- По-моему, именно так многие и поступают.

- Меня интересуют как раз те, кто поступает иначе. Например, Людмила Гурченко. Людмила Марковна не выбрасывала ничего! Начиная со съемок в «Карнавальной ночи» по сей день. 

Дочь Клары Лучко передала мне в дар огромную коллекцию ее платьев. Я очень ждал, уж простите цинизм коллекционера, пополнения после кончины Людмилы Зыкиной. Но только одна из подруг певицы - поэтесса Карина Филиппова - передала мне платье Зыкиной, которое та ей подарила. Это черное трикотажное платье, отделанное белым кружевом, довольно эффектное, концертное.

Однажды актриса Наталья Селезнева подарила мне платье, в котором, как она призналась, выступала в телепередаче «Кабачок «13 стульев». Я опубликовал фото платья в своей книге, и случился конфуз. Актриса Людмила Максакова при встрече мне сказала: «Платье не Селезневой, а мое. Я дала платье поносить, а она мне его так и не вернула». Забавно!

Джейн Биркин с возлюбленным Сержем Генсбуром не только пели томные песни (вроде знаменитой Je T'aime Moi Non Plus), но и одевались заманчиво. 

Алла Демидова подарила мне на день рождения накидку актрисы Алисы Коонен.

- Но не все ведь готовы расстаться со своими вещами?

- Потрясающая коллекция костюмов у Галины Вишневской. Как я ее ни упрашивал, Галина Павловна была непреклонна: «После моей смерти откроется музей Вишневской, и все мои платья будут там». Признается, что платьев у нее штук 400. Галина Павловна, говорю, на 400 платьев не хватит манекенов. Отдайте хотя бы два...

- Александр, вот слушаю я вас и понимаю: да вы же настоящий барахольщик!

- Да, я из семьи барахольщиков. У меня отец был большим модником. Сохранились все платья моей мамы. Но быть барахольщиком - это единственный способ собрать музей моды. Уверен, у читателей «КП» есть платья, которые они не знают куда девать. Имейте в виду: они нужны мне - для музея.