Первый советский миллионер пытается поднять со дна сокровища Екатерины II

Бизнесмен Артем Тарасов хочет вернуть на Родину драгоценный груз погибшего судна «Фрау Мария», которое было набито золотом, фарфором и картинами на полтора миллиарда евро.

Екатерина II велела скупить в Голландии все лучшие картины.

Имя Артема Тарасова известно еще с начала перестройки, когда этот энергичный бизнесмен сделался первым легальным миллионером Советского Союза. В миллиардеры, он, правда, потом не пробился, зато написал исповедально-исторический роман «Миллионер». Что ж, тоже недурно! Разумеется, книга стала бестселлером. Сегодня из-под пера предпринимателя вышло новое произведение, которое несет в себе много исторической правды и опять рассказывает про большие бабки. Но на сей раз дело идет не о перестроечных «шальных» миллионах и вовсе не о «приватизированных» миллиардах 2000-х. 

Из новейшей истории автор вдруг скакнул на 240 лет назад. Название романа «Тайны «Фрау Марии», или Мнимый барон Рефицюль» - про екатерининские времена. Что же привлекло Тарасова в той устарелой и вроде бы недоступной для бизнеса эпохе? 

Оказывается, не такой уж недоступной. «Фрау Мария» - реальная шхуна, которая лежит на дне Балтийского моря с 1771 года. И на ней - несметные богатства. Президент фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Тарасов имеет самое близкое касательство к истории. Он не спит и не ест - мечтает достать утопшие ценности. Ездил встречаться с ныряльщиком Рауно Койвусаари, который обнаружил шхуну, провел полгода в архивах Амстердама, стремясь установить точный список артефактов, погребенных в пучине. Сперва корабль хотели извлечь в 2010 году. Теперь понятно, что дело откладывается еще на некоторый срок - слишком дорогая операция. Артем Михайлович тем временем написал книгу. А в его жизни стали происходить таинственные, загадочные события...

 

«Комсомолка» встретилась с автором и расспросила о самых волнующих тайнах «Фрау Марии». 

Тайна на полтора миллиарда евро

- Из Голландии корабли проплывали между Швецией и Данией. Есть пролив, и через него они попадали из Северного в Балтийское море. Там находится знаменитый Кронберг, «замок Гамлета», - рассказывает Тарасов. - В восемнадцатом веке этот замок был тюрьмой для тех, кто пытался прошмыгнуть, не заплатив пошлину. Так вот, когда корабль проходил мимо Кронберга, его останавливали для досмотра. За сукно, кофе, сахар, которые тоже были на «Фрау Марии», заплатили несколько риксдалеров. Один-два-три... Есть реальная запись в таможенных книгах. А сокровища назывались просто: «Ценный груз для Ее Величества Екатерины». Они не подлежали досмотру, как дипломатическая почта. И за них было уплачено 9800 риксдалеров только провозной пошлины... Этот груз не декларирован, и нет списка предметов. 

- А что-нибудь хоть подняли с корабля?

- Поднял Рауно Койвусаари курительную трубку из терракоты (трубок там много, и стоимость каждой не менее 1000 евро) и корабельную печать, которая точно доказывает, что мы имеем дело с «Фрау Марией». И еще подняли один предмет железный, связанный с этим кораблем. Но археологи не рекомендуют водолазам особенно там копаться. Дотронуться до артефактов может только подводный археолог. Но 41 метр - непростая глубина. Находиться на ней более 10 минут сложно. Нужен особый водолазный костюм. Тем более археолог-водолаз - довольно редкая специальность. Поднять любой, даже самый маленький, предмет - это целая история. Сначала его нужно под водой зафиксировать в трех координатах и вытягивать так, чтобы он не зацепил соседние предметы. Если поднимать по одной штучке, на это уйдет 25 - 30 лет. Мы предложили другое: запеленать корабль, как ребенка, в специальный гамак из «полотенец», который мы протащим под его дном. Концы «полотенец» прикрепить к железной раме и потихоньку приподнять, не вытаскивая наружу, потому что бактерии начнут активно размножаться под действием кислорода и судно развалится. Поэтому его нужно слегка поднять и оставить в воде на глубине 2 - 3 метра. Тогда будет легко нырять и копаться там часами. Есть второй вариант: снять доски с палубы, открыть трюм. И каждый ящик, который там находится, обвязать мягкими полотенцами и поднять. Ведь сам корабль не представляет исторической ценности, это обычное торговое судно. Причем ущербное.  

Корабль-урод

- Почему ценности российской короны поручили везти «уроду в корабельной семье»?

- Его фрахтовали, когда навигация по Балтике заканчивалась. В октябре уже шторма, и поэтому это был практически последний рейс из Амстердама. То есть фрахтовали то, что оставалось. Тогда не было ГОСТов - он был шире и короче, чем положено. Его конструкция называется «флейт» - от слова «флейта». У нормального флейта ширина должна быть в 4 - 6 раз меньше, чем длина. А этот парусник при ширине 7 м 20 см имел длину всего 26,34 метра. Нормальный голландский флейт при этой ширине составлял 36 - 38 метров. «Фрау Мария» - типичная жертва тогдашнего «поточного производства». Такие ходили по всему свету. Сегодня в нем не заинтересован ни один музей.  

«Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет» Ван Дейка мог оказаться среди затонувших полотен.

 

 

Самая дорогая в мире картина

- Вокруг него еще десятки затонувших судов. Там целое подводное кладбище. В этих островах их тонуло очень много. Сейчас мы выходим к финнам с предложением: давайте мы достанем один предмет с «Фрау Марии». 

- Гвоздик отковыряем?

- Не гвоздик, а контейнер, в котором предположительно лежат картины - они рядком стоят и заполняют весь трюм. 

- В книге вы рассказываете, что картины помещены в футляры из лосиной кожи, закрыты в свинцовые ящики и залиты воском. 

- А теперь нужно достать один ящик, открыть и посмотреть. Описание упаковки есть, но сохранилась ли она? Может быть, там уже за 250 лет  все эти кожи протекли... 

- Что там кроме картин есть?

- Золотые предметы, которые явно сохранились. Масса скульптур. Сегодня каждая бронзовая статуэтка XVIII века стоит 3 - 4 миллиона евро на аукционе. Там был знаменитый делфтский фарфор. От города Делфт, где этот фарфор делали и расписывали вручную.  Можете  представить, сколько стоит такой фарфор.

- В книге вы говорите, что на том аукционе в Амстердаме Екатерина перекупила картину у мадам де Помпадур.

- Да, действительно сцепились два королевских двора. Мадам де Помпадур хотела подарить Людовику XV триптих Герарда Доу  c Христом и девственницей. Но послу Екатерины Дмитрию Голицыну уступать было запрещено. Екатерина дала наказ: тратьте деньги не считая, скупите все. И поскольку денег у обеих сторон было много, аукцион продолжался. Голицын победил. За триптих было уплачено 15 тысяч гульденов. В то время это невероятная сумма - это 100 голов стада и две фермы. Корабль стоил 10 - 12 тысяч, а здесь... Это самые большие деньги, когда-либо заплаченные за картину.

- Известно, как выглядит триптих?

- Нет, есть только его описание. К сожалению, многие картины никто не помнит. Есть несколько гравюр - графических копий, которые делали современники. Например, картина Рубенса, написанная совместно с Яном Брейгелем Младшим, - «Иисус Христос в гостях у Марфы». 

- Сколько картин утонуло?

- Никто не знает. На аукционе было продано 360, про 28 мы уже точно знаем, что их купила Екатерина. Сколько всего она приобрела, пока не ясно. Мы обнаружили четырех посредников, работавших по заказу императрицы, которые маркировали свои приобретения: «Куплено для ЕК» (Екатерины), «Куплено для НН» (Her Highness - Ее Величества). 

Мистика 

- Что рассказывают финские ныряльщики?

- Удивительное. У ребят-поисковиков огромный опыт, но они никогда не находили корабли в таком состоянии. То есть это чудо, это тайна сама по себе - что корабль не разорвало изнутри. Обычно через расщелины наносится песок и ил, все это давит изнутри и разрывает судно. Поэтому, как правило, корабли на дне моря - это осколки, засыпанные песком. А «Фрау Мария» попала в  лощину, она стоит на большой для Балтийского моря глубине. Она скатилась туда по склону - там нет течения, вода почти пресная. И корабль законсервировался. Мы не думали, что деревянное судно может так хорошо сохраниться. Водолазы пытались вбить в борт  гвоздь - и оказалось, что борт крепче стали. Он и был обшит досками из дуба. И этот дуб стал мореным.

- И у них не получилось проникнуть туда?

- Проникнуть не смогли - только заглянуть. Потому что между палубой и загруженным трюмом всего полметра расстояние. Проплыть туда человек не мог. Но туда пустили робота на кабеле с телекамерой, и он внутри все снял. Трюм полностью загружен, под завязку.

- А какие-нибудь мистические истории связаны с этим кораблем?

- Мистика началась, когда я писал роман. Он исторический, основа у него подлинная. И еще там черные силы играют роль. Рефицюль, если его прочитать наоборот, - это Люцифер. Я поговорил с людьми сведущими и сказал: а если люди читать будут мой роман, может это на них сказаться? Нет, говорят, ты взял все на себя. Но эта ответственность меня дважды приводила в реанимацию по непонятным причинам. Самый странный случай, когда моя машина - капот и верх - была поцарапана двумя когтистыми лапами, которые прорвали краску до металла. Я ведь эту книгу писал не обдумывая сюжет, а по наитию, воспринимая то, что ко мне приходило откуда-то из космоса. Я не верю в предсказания будущего, но, когда я описываю здесь XVIII век, у меня такое чувство, что я каким-то образом угадываю реальную историю. Сейчас сложно об этом говорить. Персонажи у меня в большинстве в самом деле жили в восемнадцатом веке. И то, что с ними происходит в книге, могло произойти и на самом деле. 

Вопрос ребром

Чей клад?

По международному морскому закону, сокровища эти принадлежат России. Но Финляндия не признала этот закон (как и Россия, кстати). По финским нормам, все, что пробултыхалось в территориальных водах Финляндии хотя бы сто лет, принадлежит ей. Однако самому финскому государству сто лет исполняется только в 2018 году. Потому власти страны устраивали волокиту вокруг истории до августа нынешнего года. Полтора миллиарда не лишние. Но теперь, кажется, финны уступают натиску российской международной комиссии. Подъем судна, по предварительным оценкам финнов, стоит 80 миллионов евро. Если россияне найдут эту сумму до 2018 года - заберут «Рембрандтов» себе, не найдут - поминай как звали.

Так выглядит «Фрау Мария» на дне морском. 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

12 августа 1771 года «Фрау Мария», под завязку набитая сокровищами, вышла из порта в Амстердаме и направилась в Санкт-Петербург. Багаж составляли серебряные, бронзовые и золотые статуэтки, делфтский расписной фарфор, а главное - великие произведения живописи: Рембрандт, Рубенс, Брейгель, купленные двором Екатерины II для пополнения коллекции Эрмитажа. Современные кладоискатели полагают, что цена «барахлишка», которое сегодня покоится на дне морском, составляет около полутора миллиардов евро... Но обо всем по порядку. 12 августа, значит, корабль отплыл. А 9 октября попал в шторм и затонул. Команда вроде успела спастись. Моряки даже прихватили с собой императорские монеты, сколько-то золотых фигурок и 3 - 4 картинки. Это были такие шустрые моряки. 11 ноября Екатерине сообщили о крушении. Ее Величество разгневались. А потом корабль внезапно исчез с того места на дне, где утоп. Лежал - и нету! Страшная тайна держалась до самого 1999 года. Именно тогда кладоискатель Рауно Койвусаари после десятилетних поисковых усилий наконец обнаружил «Фрау Марию». Оказалось, почти 230 лет назад из-за подводного течения она съехала в ямку, встала на киль и по сей день там стоит как ни в чем не бывало на глубине 41 метр, неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё. Острова-то финские, а сокровища российские. Кто их законный владелец - большой юридический вопрос. Мировая общественность бурлит и сочувствует России в этом деле. Ведь до 1918 года Финляндия была частью Российской империи.