Уникальные росписи погибают под слоями краски

Во время реконструкций старых зданий на ободранных стенах реставраторы нередко находят бесценные образцы монументального искусства. Иногда росписи известных художников удается восстановить.

«Шкатулка» с сокровищами

В начале прошлого века в центре Харькова появился домик, который по оригинальности мог бы соперничать с особняками Москвы. Здание, построенное по заказу известного предпринимателя Бойко, напоминало каменный ларец с крышкой. Не менее оригинальной была и внутренняя отделка «дома-шкатулки», как его окрестили харьковчане. Особняк Бойко был украшен изысканными росписями в стиле украинского модерна.

- Бойко очень хорошо разбирался в искусстве, он работал на сахарного магната Харитоненко и часто по его заказу покупал картины у художников, - рассказал ведущий научный сотрудник отдела памятников истории Центра культурного наследия Владимир Путятин. - А когда строил свое жилье, Бойко привлек для росписи великих мастеров - Николая Самокиша и Сергея Васильковского. На стенах парадного появились чаши со степными украинскими цветами - васильками, календулой, и фантастическими растениями. Кстати, перед этим художники в таком же стиле оформили дом земства в Полтаве. Эти работы ценны еще и потому, что Самокиш был художником-баталистом, руководил батальной мастерской Петербурской императорской академии художеств (автор известного полотна «Полтавская битва»).

С приходом советской власти в «Шкатулку» поселили несколько сотрудников НКВД с семьями. Для удобства снесли верхнюю часть здания с куполами и сделали надстройку. Внутреннее убранство тоже изменили. Парадное с росписями превратили в подъезд, картину Васильковского начальник жэка выбросил на свалку, а росписи по советскому стандарту сразу же привели в «приличный вид»: половину забелили, половину закрасили.

Тайна под побелкой

Больше сорока лет «Ларец» хранил свою тайну. О росписях и их гениальных авторах просто забыли. В семидесятых историей дома Бойко занялсяся киевский искусствовед Виктор Чепелик, который вместе со студентами стал снимать слой побелки со стен и освобождать яркие орнаменты.

- Тогда появились первые публикации в газетах. Искусствоведы приезжали в Харьков смотреть на  уникальные росписи. Хотя видна была только часть композиции – верхняя. Нижнюю часть – ту, что была закрашена, - Чепелик трогать побоялся.

Сейчас о столетних росписях снова вспомнили. Оказалось, что за последние пять лет монументальные работы серьезно разрушились. Виной тому и коммунальные проблемы (в доме прорвала одна из труб, пар заполнил подъезд). К тому же харьковские ученые опасаются, что новое поколение жильцов решит отремонтировать подъезд и просто закрасит шедевр.

- Однажды я привел студентов в этот дом, чтобы показать уникальный образец монументального искусства, - вспоминает преподаватель академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика. -  Ведь таких росписей Самокиша в оригинале практически нигде не сохранилось. Студенты были поражены. Тут и возникла идея работать над созданием специальной методики реставрации для спасения творений.

А несколько месяцев спустя худпромовцы уже смогли восстановить два фрагмента росписи.

- Мы сняли семь (!) слоев малярных красок, которые скрывали росписи, - рассказывает Шулика. - Естественно, наших усилий недостаточно! И мы пытаемся обратить внимание властей на шедевр.

Кстати, кроме росписей в «Шкатулке» сохранилось еще одно сокровище – мраморная лестница с коваными перилами. Специалисты уверяют, что если реставрировать весь комплекс, можно сохранить для истории интерьер той эпохи.

Работы Лансере прикрыли полотном!

В начале 30-х в Харькове закончилось масштабное строительство Дворца культуры железнодорожников. Для внутреннего оформления здания в украинскую столицу пригласили известного художника с французскими корнями Евгения Лансере (прославился как мастер иллюстраций к книгам Льва Толстого).

- Он был одним из лучших монументалистов в Союзе, - говорит Владимир Путятин. – Расписывал здания в Москве и Петербурге. Вместе с Александром Бенуа готовил эскизы росписи зданий Казанского вокзала.

Евгений Лансере с радостью согласился поработать в Харькове. В Харьковской губернии прошло его детство, он любил этот город.

- На двух громадных панно (примерно 8 на 10 метров) Лансере изобразил Кавказ в духе реализма. Эти росписи – редчайший образец монументального искусства того времени, уцелевший после репрессий и войны. До Великой Отечественной многие творения уничтожали вместе с художниками.

Последний раз росписи Лансере основательно реставрировали в 60-х. После этого лишь восстанавливали цвет. В ДК железнодорожников водили экскурсии, в основном – студентов. Сейчас росписи закрыты полотнами. Сотрудники ДК задрапировали стены с росписями, которые начали разрушаться.

- Мы ждем, чтобы власть обратила внимание на эти произведения искусства, - прокомментировала директор ДК Анна Путивская. – Ведь, чтобы привести их в порядок,  нужно нанять профессиональных реставраторов.  

Мир хижинам, война дворцам

Несколько лет назад, когда в здании Художественного музея во время ремонта с потолка свалился кусок штукатурки, присутствующие только ахнули. Взору открылись чудные линии и рисунки ангелочков. Так в музее случайно узнали, что под слоем побелки и штукатурки скрываются уникальные образцы искусства.

- Сто лет назад это был особняк пивовара Игнатищева, владельца завода в Новой Баварии, - объяснил Владимир Путятин. - Он был весь расписан, словно дворец. Придя к власти, коммунисты использовали этот особняк как роддом. Под лозунгом «Мир хижинам, война дворцам» уничтожались любые намеки на роскошь. Стены закрасили, и никакой информации об этих росписях не сохранилось.

Сотрудникам музея удалось обнаружить еще несколько мест с уцелевшими изображениями, но целая композиция, увы, не выдержала испытаний. Найденные элементы восстановили и сейчас их можно увидеть в зале иконописи.

Кстати

В отличном состоянии находятся настенные росписи в Доме ученых (особняк архитектора Бекетова). Несколько лет назад во время ремонта художники восстановили несколько оригинальных росписей. В трапезной на первом этаже можно увидеть монументальные работы в неорусском стиле с фантастическими жар-птицами и портретами боярина и боярыни. А в голубой гостиной потолок украша.т роспись «Аполлон и музы».

- К сожалению случаев реставрации и сохранения монументального искусства намного меньше, чем примеров уничтожения, - подытожил Владимир Путятин.