12 ноября свой юбилей отпраздновала Людмила Гурченко - первая леди нашего кино. Ворвавшись в кинематограф более 50 (!) лет назад, она стала любимой актрисой нескольких поколений. Она - и беззаботная Лена Крылова из «Карнавальной ночи», и Устенька из «Женитьбы Бальзаминова», и Тамара Васильевна из «Пяти вечеров»... Несмотря на непростой характер, ее любят снимать режиссеры и боготворят зрители. И вряд ли будет преувеличением сказать, что она - одна из тех уникальных актрис, которые рождаются раз в столетие.
Корреспондент «КП» дозвонился до Людмилы Марковны накануне ее дня рождения.
- Людмила Марковна, примите наши поздравления! Юбилярам обычно приходится мучиться: как и где отмечать? Как вы решаете эту проблему?
- Огромной работы в этой связи не провожу. Отмечу в ресторане. Почему? Да чтобы не готовить. А придут те, с кем мне свободно, кто любит меня, с кем буду шутить и рассказывать анекдоты. В основном это те, с кем я работаю. Работа - в ней проверяется человек.
- Какой подарок будет вам особенно приятен?
- Я его уже сама себе сделала. Историю своей жизни записала на радио. Это будут компакт-диски и книги. Харьков, война, оккупация, Победа, папа - там все это есть. В жизни самым сложным оказалось не роли играть, а реконструировать прошлое. Сидела одна в огромной студии, вспоминала, плакала… Нет, не вспоминала, а превращалась. В себя - подростка, в себя - девчушку, мечтавшую стать актрисой.
- Самое первое концертное платье, то самое, которое папа вам привез с войны и которое пришлось сдать в комиссионный, тоже вспомнили?
- Вспоминала. Точно такое же мне спустя много лет привезли, только другого цвета. Я его восстановила бусинка к бусинке, оно до сих пор в моем гардеробе.
- А почему вы о национальности не заговариваете, как многие ваши коллеги? Родились в Харькове, фамилия украинская. Сейчас модно - вспоминать об этом, размахивать флагами…
- Меня это никогда не волновало. Знаете, Советский Союз был прекрасен тем, что я везде была своя, для всех родная. А теперь для поездки в родной Харьков нужно заполнять кучу бумаг. И мне говорят: «Ми ж понимаем, шо вы - украинка, шо вы из нашего Харькиву, но це ж потребно для работы». Первое время было очень больно.
- От своего родного украинского говорка избавились навсегда?
- Не забывайте, что я - актриса! Если хотите, чтобы я загАварила с вами по-мАсковски, то пАжалуйста. Но не мое это. Говорю, как говорю. Все принимают меня такой, какая я есть. Это тоже победа. Личная.
- Наши родители трепетно назвали бы вас Людочкой, Люсей… Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко на эту фамильярность не обиделась бы?
- Да это главное, чего я в жизни достигла. Это благодарность, а не фамильярность. И я благодарна в ответ. Очень.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Люда, будь здорова... и справедлива!»
Иосиф Кобзон и Константин Купервейс поздравили Людмилу Марковну через «Комсомолку».
У бывших мужей отношения с Людмилой Марковной непростые, но они с радостью передают имениннице поздравления через нашу газету.
Иосиф КОБЗОН:
- Хочу пожелать Людмиле, так же как и себе, прежде всего здоровья! Она была несколько лет моей супругой, это было непростое для нас время, но хочу отметить, что Люда - актриса блистательная, все ее роли - запоминающиеся, яркие, и я ей желаю счастья и добра.
Константин КУПЕРВЕЙС:
- Я прожил с Людой почти 19 лет. Она всегда была красива. На нее все обращали внимание. Но выбирала она. Как-то на репетиции одной программы Люся подошла ко мне, сказала что-то тихое и ласковое, и тут что-то пробежало между нами. Хотя я был еще совсем молоденький.
- Все удивляются, мол, как так Гурченко удалось сохранить такую стройную фигуру. Наверно, она постоянно сидит на диете.
- Диет никогда не было. Люся никогда ни в чем себе не отказывала. Даже сладости себе позволяла.
- Как обычно Людмила Марковна праздновала свои дни рождения?
- Люся не любит готовить. Сейчас, наверно, это делает домработница, а в те времена нам готовила ее мама.
Люся очень любила, когда на праздничном столе были пирожки, борщ, жареная картошечка - простая еда.
Она всегда млела, когда я дарил ей розовые гвоздики. И почему-то просила дарить к ним зеленые вазы.
Люсина дочь Маша называла меня своим отцом. Маша мне и сейчас иногда звонит. С матерью у них сложные отношения, но какая кошка пробежала между ними - не знаю.
А Люсе в день рождения скажу: «Люда, будь справедлива к людям, вне зависимости, кто это - родственники или простые люди. Будь счастлива!»
ПЯТЬ МУЖЕЙ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО
|
1 ПИСАТЕЛЬ
Первым мужем кинодивы был сын писателя Бориса Пильняка - сценарист и историк Борис Андроникашвили. Людмила Марковна была на два года старше своего первого супруга. Они познакомились еще во времена студенчества Гурченко во ВГИКе.
Счастье их было недолгим, но именно в этом браке Людмила Марковна родила свою единственную дочь Марию, которая сейчас работает медиком.
- Мой первый муж Борис Андроникашвили был красоты писаной. Когда я его впервые увидела в столовой - у меня поднос из рук выпал! - рассказывала о своем первом супруге Людмила Марковна.
Через три года они расстались. Андроникашвили ушел к Нонне Мордюковой.
Друзья их потом рассказывали, будто после разрыва Гурченко как-то пересеклась с бывшим супругом на вечеринке и возмущенно спросила у него: «Как ты мог уйти к этой бабе?»
- Знаешь, она просто гениально супы готовит! - ответил актрисе экс-супруг.
|
2 АКТЕР
Второй муж Гурченко - приемный сын писателя Фадеева, актер Александр Фадеев, известный по картине «Один шанс из тысячи».
«Саша очень напоминал Машиного отца (Б. Андроникашвили. - Прим. ред.). Был артистом. Его беда была в том, что он выбрал не ту профессию. Саша многого бы достиг в жизни, если бы не стал актером. Здесь кроется причина и нашего разрыва» - так в своей книге писала об этом браке Людмила Марковна.
|
3 ПЕВЕЦ
Третий брак Людмилы Марковны - с Иосифом Кобзоном - самый обсуждаемый. Это был союз двух сильных людей, которые не смогли долго жить под одной крышей.
С Кобзоном Людмила Марковна была в браке три года. Со времени развода они не общаются.
- Мне кажется, что она меня до сих пор любит, - как-то обмолвился в интервью Иосиф Давыдович.
Людмила Марковна об этом замужестве говорит с сожалением: «Если бы он (Иосиф Кобзон. - Прим. ред.) сам не озвучил наше «знакомство», я бы словом не обмолвилась об одной из самых жутких своих ошибок. От него надо было бежать, как Гарун. Быстрее лани. Но мне тогда казалось, я его «перестрою».
|
4 ПИАНИСТ
Четвертый муж - музыкант Константин Купервейс. С ним актриса прожила 19 лет, несмотря на то что пианист был моложе на 14 лет. После развода Купервейс признавался журналистам, что их брак разрушила ревность Людмилы Марковны.
|
5 ПРОДЮСЕР
С Сергеем Сениным - нынешним избранником - Гурченко познакомилась на съемках фильма «Секс-сказка». Он моложе актрисы почти на 20 лет, но уже почти столько же эта пара неразлучна:
- У нас с Сережей сладилось, хотя и не должно бы. Непросто все было. Я уже такой испуганной была. А он очень наивный. Только сейчас узнал, что актеры могут обманывать, исчезать - настолько он далек от интриг.