В ноябре фильм «Самая обаятельная и привлекательная» справит 25-летний юбилей. И до сих пор каждый раз, когда картину повторяют по ТВ, она находит множество благодарных зрительниц. А ведь в те советские времена до премьеры вообще мало кто верил, что незатейливая история о незамужней девушке, которая с помощью подруги-социолога пытается устроить личную жизнь, сможет собрать многомиллионную аудиторию.
Ведь это сегодня книжные прилавки завалены методичками по соблазнению мужчин. А в советские годы с всеобщим девизом «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» был в новинку. И смотрелся на одном дыхании благодаря замечательной игре актеров, тонкому юмору и жизненности. О том, как шла работа над этим «первым женсоветом», мы расспросили режиссера.
|
Идея фильма
- Геральд Суренович, как вам, мужчине, удалось создать такой «женский» фильм, как «Самая обаятельная и привлекательная»? - спросила я у режиссера.
- Ну, кавказские мужчины чувствуют и понимают женщин лучше других. И в каждой женщине видят красавицу, - с приятным кавказским акцентом ответил Бежанов. - Мы со сценаристом Эйрамджаном решили сделать картину, в которой бы показали женщинам, что, для того чтобы стать «самой обаятельной и привлекательной», надо поверить в себя. Ведь задача женщины какая? Верить в свое счастье и идти к нему. Но обязательно самой надо первый шаг сделать. Найти в себе, подчеркнуть индивидуальность, оригинальность. И тогда она будет распрекрасной, которую все будут желать. Самой обаятельной и привлекательной.
- Даже если это не совсем так?
- Нету некрасивых женщин!
- А помочь ей поверить в себя должен мужчина?
- Не надо мужчину! Посмотри в зеркало и скажи: «Какая я красивая!» И все будут верить в это.
Ирину уговаривал месяц
- Правда ли, что вы только Ирину Муравьеву видели в главной роли?
- Да. Самое трудно было уговорить ее сниматься. После успеха фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал» Ирина от многих предложений отказывалась.
|
Я ее понимал - вот вдруг к ней, такой успешной, пришел я, начинающий молодой режиссер. И, хотя сценарий был очень хороший, она опасалась довериться. И я получил от нее категорический отказ. Но почувствовал, что эту женщину надо «выхаживать», добиваться, что я и делал. Сторожил ее перед театром, в котором она играла, ходил на ее спектакли, преподносил цветы, на коленях перед ней стоял, вымаливая согласие, осыпал комплиментами. Готов был целовать ее следы. В общем, охотился за ней. И мужа ее обрабатывал. Он у нее режиссер. Ирина у него спрашивала разрешения - сниматься или нет. Муж у нее человек непростой, хороший театральный режиссер, но в кино менее удачливый, с ним было непросто справиться. Но нам повезло!
Я знаю, как работать с людьми, по первому образованию юрист, знаю, как на «крючок брать»... И покорили наконец ее. Моя настойчивость добила ее. И она дала согласие.
- Почему вы только Муравьеву видели в главной роли? Разве мало хороших актрис?
- На мой взгляд, она была единственной, которая смогла бы очень тонко провести эту роль. И в комедийном ключе. У нее интересная внешность, такая была пухленькая, необычная. Я говорил, что без Муравьевой не буду снимать, и точка! Без Муравьевой не получилась бы картина. Когда пишешь сценарий, ты умозрительно что-то делаешь. А когда актер появляется на площадке, он вносит свои черточки, характер, наполняет роль. И вот Муравьева принесла очень многое и своим отношением, и своим мастерством.
Могу сказать, что только благодаря этому фильму она стала лучшей актрисой года. А на площадке с ней было работать одно удовольствие. Очень собранная, ответственная, профессиональная актриса. Вела себя просто прекрасно! В отличие от мадемуазель Васильевой, которая сыграла подругу главной героини Сусанну.
|
Из-за Васильевой попал в больницу
На роль Сусанны пробовалась Полищук, но с ней не сложилось. Предложил роль Чуриковой. Но когда я ее послушал, ее глубокие мысли, так сказать, понял, что сложно будет с ней. А когда на пробы пришла Таня Васильева - очаровала! Сразу ее утвердил. Но на съемках из-за нее я получил сердечный приступ.
Знаете, когда приходит актер на съемочную площадку и не знает текста, меня это бесит! А она не знала текста, ну и получала от меня... Многие актеры на меня обижаются, потому что я требую знания текста до запятой. А актеры этого не любят. Они думают, что импровизация такая вольная дает им экспромт. Нет, надо делать то, что задумано. Я не терплю импровизаций, идущих от того, что актер текст не выучил. Актеры видят себя только в одной сцене, а я вижу всю картину в целом. Многие актеры обижались на меня, а потом по окончании понимали, что я прав.
Васильева мне кровь попила. Однажды после очередной выволочки приходит на съемочную площадку, и я вижу, что у нее КРАСНЫЕ волосы!
Я в ужасе, спрашиваю, зачем волосы покрасила. А она на голубом глазу мне: «Нет, я не красила». И в группе некоторых подговорила, они ей поддакивают, нет, она не красила. И вот я из-за этого получил сердечный приступ. В больницу попал. Понимаете, сцена не закончена, у нее был соломенный цвет волос, а приходит красная. Ну как это можно? Мы вышли из затруднительного положения - появилась белая шапочка, которая закрыла эти ужасные красные волосы.
|
- Это она вам назло сделала?
- Наверное. Ну это ладно, не такое мы переживали. Актеры же очень непонятные товарищи, «сукины дети»...
С Абдуловым чуть не подрался
- А кто вас еще сердил?
- Кроме Муравьевой, все. Например, Саша Абдулов. Хотя я считаю, что это его лучшая роль. И чем больше он пытался мне насолить, тем лучше роль получалась. Он в середине съемочного периода исчез на ДВЕ НЕДЕЛИ! И вся группа его ждала. А без него невозможно было снимать - шли сцены в конструкторском бюро. А он потом появился и с «честными глазами» сказал, что заболел. А я-то знаю, что он рванул на Сахалин деньги зарабатывать, мне все донесли! Подвел и меня, и всю группу!
- А когда он появился, что вы ему сказали?
- Ну не хочется вслух произносить то, что я ему сказал. Он не только получил словесно от меня.
- И оплеуху тоже?!
- Всякое бывало... Но играл Саша здорово. Единственное, не смог он передать комичность в произношении иностранных слов. Я планировал так, чтобы его герой смешно коверкал слова из разных языков, а Саша как-то промычал, и все. У него с дикцией были проблемы. Не очень мне нравилось, как играет в эпизодической роли актриса Вера Сотникова, которую Саша Абдулов на съемки привел. Уговорил меня, чтобы я ее снимал в роли его подружки. Видимо, она ему нравилась. Красивая актриса, но мне не хватало в ней комедийности... Вообще порой проблемы появлялись просто на ровном месте. Носик с Муравьевой не знали, что такое пинг-понг, не могли в него играть, а это нужно было для фильма. Мы попросили, чтобы они потренировались. И вдруг Носик после тренировки приходит, а у него сломан палец. И где?! На ноге! Я вообще этого понять не мог - как же так тренироваться в пинг-понг, чтобы сломать палец на ноге?! И вот он с гипсом на ноге снимался в фильме.
|
Ширвиндт и Куравлев над Кокшеновым во время съемок подтрунивали. По сценарию герой Кокшенова должен пить воду из аппарата с газводой. И вот эти два товарища каждый раз запарывают дубль и просят: «Ой, не получилось, давайте еще сделаем». И вот с десяток дублей мы делаем. Кокшенов в кадре пьет стакан за стаканом, весь уже раздулся. А те, как я потом узнал, просто решили над ним посмеяться. А Кокшенов, бедняга, потом дышал с трудом...
Но выдержал, крепкий оказался. Искусство требует жертв (смеется).
- Наверное, актрисы ревновали к вам друг друга?
- Ой, не знаю! Я вообще-то красивый, высокий, усатый (смеется). Может быть, они и мечтали о том, чтобы я, так сказать, поиграл в какие-то отношения, но такого никогда не было. У меня любимая жена, и я никогда ей не изменяю.
- А как у вас работала Лариса Удовиченко?
- Прекрасно. Правда, манерная она, но это шарм у нее такой. Я ее очень хорошо знаю. Мы параллельно учились - она у Герасимова, я у Кулешова во ВГИКе. Ее уговаривать не пришлось. Я ей позвонил: «Лариса, вперед!»
О цензуре
- У меня сцена была в кафе, в знаменитой «Синей птице». Там впервые снялся Маркин, играл на саксофоне мелодию Поля Мориа. И это было для того времени чем-то из ряда вон. Тогда вышло постановление, чтобы ни в коем случае не включать в советские фильмы иностранную музыку. А здесь у меня еще и в автомобиле Ширвиндта звучал шведский ансамбль, и потом звучал голос из телевизора какой-то иностранной актрисы в тот момент, когда Муравьева с Васильевой поднимались к фарцовщику (Ясуловичу).
Когда директор студии Досталь посмотрел материал, перепугался и сказал: «Немедленно вырезать!» А тогда была организация такая - «Международная книга», которая помогла мне отстоять иностранную музыку. Поль Мориа прислал телеграмму на «Мосфильм» - целует, обнимает и разрешает бесплатно использовать его сочинения! То же самое сделал и шведский ансамбль. А иностранную актрису мы не нашли. И поэтому на этот голос наложили голос Ларисы Долиной. Потому что были большие штрафные санкции. Тогда погорел на этом очень сильно Меньшов - у него в фильме меньше минуты звучала музыка иностранная, за что пришлось заплатить громадный штраф за нарушение авторского права. И еще был казус. В сцене, когда Надя Клюева отказывается покупать фирменные наряды, фарцовщик произносит: «Она что, с Урала? Ничего не понимает?» Эти слова возмутили руководство областного комитета партии Свердловской области, во главе которого в то время находился будущий Президент России Борис Ельцин. Пришлось лично писать объяснительные письма с извинениями.
Костюмы брали у актрис
Для превращения Нади из дурнушки в красавицу нужны были модные вещи, которые тогда были в дефиците. Ирина Муравьева в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красную шляпку ей дала Татьяна Васильева. Кепочка с помпончиком (про которую в фильме герой Куравлева говорит, что в ней Надя похожа на клоуна Олега Попова) из личного гардероба Ларисы Удовиченко.
ИЗ ФИЛЬМА В ЖИЗНЬ
Актриса Людмила ИВАНОВА: «После фильма я сосватала десятерых!»
Людмила Иванова призналась «КП», что в фильме сыграла себя - сваху.
- Я сыграла роль коллеги Нади и свахи-энтузиастки Клавдии Матвеевны. Сценарий и тема были хороши, все артисты замечательные. А главное - я ведь и в жизни люблю сватать одиноких людей, как и моя героиня Клавдия Матвеевна. Так что, стараясь по сюжету выдать Надю Клюеву замуж и женить Лешу Пряхина (Мишу Кокшенова), я сыграла отчасти себя, - рассказала нам актриса. - Я очень любила «своих» девочек - Муравьеву и Удовиченко. Обе прелестные актрисы и добрые, милые женщины. С ними легко работалось. Мне все время хотелось сказать им что-то приятное, и они поступали так же.
Людмила Иванова помогла заключить с десяток браков. Умеет подсказать человеку то, что он еще сам не разглядел в себе или в предполагаемом супруге.
- Самый удачный брак - это мой собственный. У нас с мужем скоро золотая свадьба, - говорит Иванова. - А из других весьма удачных и памятных назову два. Примерно в то же время, когда снимали «Самую обаятельную...», к нам в гости пришел сотрудник моего мужа (супруг Ивановой - доктор физико-математических наук и известный бард Валерий Миляев. - Ред.). Имя его Петр, а похож он был на Михаила Кокшенова. Я спросила, почему он не женится, и Петя ответил, что он не москвич и девушки, узнав об этом на свидании, второй раз уже не приходят. Тогда я говорю:
- Ты такой симпатичный человек. Давай подумаем: что у тебя есть?
- Дом в Павловском Посаде.
- Вот, это же рядом с Москвой. А еще?
- Еще музыкальная аппаратура фирменная.
- На следующем свидании и скажи, между прочим, что у тебя дом и аппаратура.
Он так и сделал и женился спустя месяц. Живут счастливо до сих пор, вырастили двоих сыновей. И девушка попалась замечательная, и на свадьбу нас пригласили в кафе «Рига», что находилось у Рижского вокзала. Это самая веселая свадьба, на которой я когда-нибудь была.
Второй памятный брак - когда устроила судьбу 65-летнего мужчины и 60-летней женщины. Тоже жили долго и счастливо до его кончины.
Часто люди ошибаются, когда не подходят друг другу, но женятся, а потом разводятся. Снова женятся неудачно и снова разводятся. Часто вторая жена похожа на первую, а третья похожа на вторую. Поражаешься, что каждый раз похожие и снова мимо. Я обычно даю точные советы, которые помогают.
Владимир СЕРГЕЕВ.