Последняя французская революция пройдет как по Марксу. Часть 2

Спецкор «Комсомолки» Дарья АСЛАМОВА побывала в охваченном забастовками Париже, чтобы понять, почему французы поголовно - от студентов до стариков - так рьяно восстали против пенсионной реформы своего президента Николя Саркози.

Во Франции сегодня, как и век назад в России, булыжник - главное оружие революционера.

СТАРИКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Я заметила его сразу на демонстрации лицеистов. Молодой человек в элегантном, хорошо скроенном пальто покуривал трубочку в сторонке и нехорошо усмехался волчьими белыми зубами. Познакомились. Тома, 27 лет, безупречный английский, окончил в Америке факультет международных финансов, во Франции управляет сетью маленьких ресторанов.

«Уж, конечно, я здесь не для того, чтобы воевать с пенсионной реформой, - заметил он. - Реформа неотвратима, как смерть. С точки зрения глобальной экономики давать деньги старикам - преступная глупость. Зачем? Они все равно умрут. Давать деньги нужно вот этим - злым, молодым, здоровым. (Тома трубочкой указал на толпу беснующихся студентов.) Вы знаете, какая у них будет зарплата, если им удастся найти работу? После вычета всех налогов - 600 евро. Разве можно жить на эти деньги? Мы идем против законов природы, помогая старикам цепляться за жизнь. Человечество и не планировало так долго жить. Молодые это скоро поймут, когда на них непосильным бременем лягут пенсионные налоги, и вознегодуют. Не может зеленое дерево в лесу признать справедливым тяжесть упавшего на него сгнившего стола. Лес надо чистить».

Я вспомнила про свою гипертонию в 41 год и покрепче запахнула пальто от холода. «То, что вы говорите, чудовищно цинично». - «Конечно. Но разумно. Если мы вложим деньги в молодых, они смогут произвести некий избыток, который частично покроет расходы на пенсионеров. Запомните: жизнь должна быть короткой, но приятной, и наслаждаться ею надо в молодости, а не когда у тебя артрит. Ну если вам повезло вырастить благодарных детей и что-то отложить на старость, тогда живите. Но не взывайте к государству. Эпоха социализма кончилась. Мы вновь возвращаемся к дикому капитализму. Весь двадцатый век мы наблюдали движение пролетариата к «Моэту и Шандону» и учили рабочих разбираться в букетах вин и сортах сыра. С этой русской большевистской блажью покончено».

«Да что он знает о жизни, этот болван-молокосос! - взорвался журналист Дмитрий де Кошко, когда я рассказала ему эту историю. - Мне известно, на каких идейных фабриках и в каких коммерческих университетах готовят таких «пропагандистов». Это поклонники школы Чикаго. Их Бог - мамона, рентабельность. Все диктует рынок, а значит, давайте резать стариков, потому что они - балласт. Кто решил, что Бог - это прибыль? Во Франции никогда не было социализма в политическом смысле (собственность всегда была в частных руках), но нам удалось создать благоприятный социальный климат с относительно справедливым, христианским (если хотите) распределением результатов труда. Это было достигнуто в нелегкой классовой борьбе (немодные сейчас слова). Глобализация все поменяла. Капитал растет, концентрируется, переходит государственные границы и требует исключительных прибылей. Сегодня капитал считает, что нужно как можно больше отобрать у трудящихся и покончить с социальными нормами, выработанными двадцатым веком. Ему нужна большая масса голодных людей, и она у них есть - в Бразилии, Китае, Индии. Это просто жадность. Идет атака на средний класс, из которого хотят выжать все до капли. 

Мы действительно чувствуем, что наши дети будут жить хуже, работать больше и получать меньше. Людей за сорок просят покончить жить самоубийством, чтобы не обременять собой государство. Что нас ждет? Гражданская война. Люди восстают и выходят на улицы, чтобы отстоять культурное, демократическое и социальное устройство общества. Это их последняя битва - сражаться за честь и достоинство, зная, что все погибло, что ты проиграл. «Все потеряно, кроме чести». Или мы, французы, сейчас последние могикане или будем первыми. История рассудит». 

«НАС ЖДУТ ВОЙНЫ и РЕВОЛЮЦИИ!»

«Мы должны «передумать» и перестроить наше общество, - говорит писатель и философ Марек Халтер. - Вы правы, когда говорите о крахе так называемого социализма в Европе. Почему это произошло? Маркс говорил: придет день, когда мир станет единым. И вот этот день настал. Границы исчезли. Сейчас невозможно закрыть страну. Как долго еще будут существовать Северная Корея и Иран? Максимум лет десять. Информация облетает земной шар за доли секунды. Капитализм закончил свое триумфальное шествие по миру и окончательно победил. На сегодняшний день мы можем в Китае платить рабочему 10 евро в день, чтобы не платить французу 100. И китаец будет выпускать настоящие французские продукты класса люкс. Я могу производить водку в Англии и составить конкуренцию русским. А еще лучше: я открою предприятие в Бразилии или Индии, где миллионы нищих готовы работать за чашку риса в день, а французы хотят круассан к завтраку и 35-часовую рабочую неделю. А для бразильца иметь любую работу - это уже революция. Зачем капиталисту французские рабочие с их привилегиями, пенсиями, медицинскими страховками и высокими зарплатами? Это же один убыток. Капиталист переведет предприятие в Китай или Марокко. Произошло то, что предсказал Маркс, которого мы плохо читали: капитал станет глобальным, и возникнет бешеная конкуренция на рынке рабочей силы».

«Получается, сама глобализация преступна и порочна?» - «Верно. Мы имеем не просто экономический кризис, а кризис ценностей. У наших детей есть хорошие вопросы, а у их родителей нет красивых ответов, и эти ответы придется искать в мировом масштабе. Помните, Ленин и Троцкий спорили: надо делать революцию в отдельно взятой стране или во всем мире? Теперь уже не время для дискуссий. Ответ на вызовы глобализации должен быть глобальным, мировым.

Отобрать деньги у богатых, как это сделали большевики, и раздать бедным - это глупо. Мне как-то Ротшильд говорил: «Всех моих денег не хватит, чтобы дать хлеб 65 миллионам французов». Можно отобрать деньги, чтобы производить на них богатство, но мы уже видели, чем закончилась национализация у большевиков, - экономическим крахом. И потом: времена французской революции миновали. Можно было послать на гильотину богатую графиню и забрать ее бриллианты. Сейчас богатые куда лучше умеют защищаться. 

У нас летом был скандал с мадам Бетанкур, владелицей косметической империи «Л’Ореаль». Ее попытались прижать с налогами, но безуспешно. Что сделает мадам Бетанкур, которая ежегодно платит 400 миллионов евро налогов в казну, если от нее потребуют больше денег? Плюнет на все и переведет свою империю в Швейцарию или Сингапур, где ее встретят с распростертыми объятиями, а Франция потеряет 400 миллионов евро в год. 

Больше нет национальной индустрии. Любое крупное предприятие имеет долевое участие иностранного капитала. Мы столкнулись с универсальным, международным капиталом в эпоху его расцвета. Но трагедия в том, что нет международной власти рабочих, той солидарности, которая была в начале ХХ века. Вы не можете сказать китайцам: эй, ребята, прекратите продавать свой труд за такую низкую цену, потому что вы наносите ущерб вашим братьям-рабочим из Франции или России. Они вас не поймут.

Когда стало ясно тридцать лет назад, куда движется мир, Европа придумала Евросоюз, решив, что поодиночке нам не выжить. Но ЕС - это временный ответ. Мы должны были начать с культурных связей и открытия границ, а начали с общей экономики и крупно попали. Тут мы все - дети Карла Маркса: сначала экономический базис, потом культурная надстройка. Ни французы, ни германцы, ни греки не поняли, почему им хорошо жить вместе. Это прекрасно - иметь общий паспорт и легко пересекать границы, но никому не нравится оплачивать долги Греции или Испании. Если бы Франция была независима, мы бы сделали дешевый франк, а значит, конкурентоспособную продукцию. А теперь европейцы предпочитают покупать американские продукты, потому что доллар дешевле евро.

Пока мы возимся с Евросоюзом, китайцы под шумок покупают наши знания и технологии и скупают мир, страну за страной по дешевке (они, к примеру, купили Грецию, а вся американская система работает только потому, что миллионы китайцев работают за них). Если бы китайцы решили разрушить Штаты, они могли бы это сделать в один день - все акции в их руках. Но зачем? Это будет не только конец Америки, но и конец Китая. Через 20 лет Китай будет доминировать, поднимутся такие монстры, как Бразилия и Индия. Мы будем иметь класс олигархов и миллиарды бедных, которые опять захотят сделать революцию. Средний класс вымрет. 

Вспомните, как начинался капитализм. Было страшно тяжело. Люди сотнями умирали на фабриках и в шахтах за нищенскую зарплату. Почитайте Диккенса. В социальном плане мы опять возвращаемся в те беспощадные времена.

Чтобы предотвратить новую мировую революцию, исправить грядущий дисбаланс, нужно научить богатых делиться, как это сделали революционеры ХХ века. Но новые олигархи к этому не готовы. Их ослепляют собственная власть и безграничность их империй. Да и пока нет острой необходимости. Глобализация еще не достигла пика, а социальный кризис - точки взрыва. Люди ведь соглашаются на операцию на сердце только после тяжелого инфаркта. У нас есть еще 20 - 30 лет в запасе, чтобы найти решение. А дальше сложится ситуация, как в начале ХХ века, когда ответ будет страшен и прост: мировая революция или мировая война. Кстати, война тоже отлично регулирует систему. Вы все разрушаете, вам снова нужно строить, а рабочие руки опять в цене, потому что миллионы трупов гниют в земле».

«Вы рисуете страшную картину, господин Халтер, - содрогаюсь я. - И вы всерьез думаете, что можно научить олигархов делиться?» - «Нам придется искать новую справедливость или вспомнить старую. 4000 лет назад еврей Авраам изобрел справедливость. В то время не было общего Бога, а были идолы. Богатый человек мог купить два-три идола в дом, чтобы защитить себя от несчастий и болезней, как мы сейчас в аптеке покупаем антибиотики. А бедный не мог купить даже одного божка. Авраам сказал: это нечестно. Бог един для всех, его нельзя купить или продать. Перед лицом Бога все равны - и богатые, и бедные. Это была фантастическая идея! Универсальная человеческая мечта о правде и справедливости, которая потом воплощалась в разных ипостасях в христианстве, исламе, коммунизме, демократии, либерализме. Всегда приходит новое время, когда человечество разбивает надоевших идолов и ищет единого Бога справедливости для всех». 

Забастовщики осадили нефтеперерабатывающие заводы и оставили Париж без топлива. Но Саркози верит, что холодная зима заставит их отступить.  

 

 

Фото АП.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Александр ГРИШИН 

Можно сколь угодно обвинять СССР в подавлении свободы внутри страны, но по крайней мере один факт вряд ли кто станет оспаривать. Именно СССР своим примером обеспечил гуманизацию трудовых отношений на Западе. Да так, что они к концу ХХ века стали предметом зависти в самом Союзе. Это и борьба с безработицей, и система пенсий, которая прогнулась под тяжестью разросшегося класса обеспеченных стариков, но пока еще держится, и многое другое. «Призрак коммунизма» сделал свое дело и никем не понятый ушел в прошлое.

Очевидно и другое. Все рассуждения о построении гармоничных отношений в постиндустриальном обществе, куда якобы идет мировая цивилизация, - сказки в пользу бедных, очередной опиум для народа. До тех пор, пока будет оставаться частная собственность на средства производства, всегда останется и конфликт между собственником, как его ни называй, и наемной рабсилой. Тут тоже ничего не изменилось. Изречение Маркса, что нет такого преступления, на которое капиталист не пошел бы ради 300% прибыли, по-прежнему верно и истинно. А это значит, что в условиях, когда главный сдерживающий противовес исчез (СССР как общество социальной справедливости), маховик ужесточения эксплуатации рабочего класса будет раскручиваться все жестче.  

Мировое цивилизационное ликование по поводу крушения «империи зла» (СССР) для обычного населения самых разных стран все больше становится  похожим на радость козла, забравшегося в огород и уничтожающего там все, чем его планировалось кормить долгой зимой. В таких условиях, кроме как на себя и своих детей, похоже, надеяться не на кого.