Аксенов-ленд

Воспоминания гениев о детстве очень похожи. Их мало интересует история как наука, они не видят себя экспонатами в музее, посвященном соответствующей эпохе.

Василий АКСЕНОВ.

«Ленд-лизовские. Lend-leasing». 

«ЭКСМО», Москва, 2010 

Они запоминают и рисуют эмоции. Итальянец Федерико Феллини снял «Амаркорд», немец Гюнтер Грасс написал «Жестяной барабан», русский Василий Аксенов начал писать своих «Ленд-лизовских»... И везде чудо осознания себя, ощущение ежесекундной радости, вера в «наших», в какие бы дикие формы эти «наши» ни были одеты, счастье, которое умудряется пробиваться через бетонные стены горя, страха, ужаса... Мир, усеянный запретными и не слишком плодами, мечты, открытия, победы, позоры... 

 

«Ленд-лизовские» - попытка Аксенова сказать спасибо союзникам, от которых во время войны шли северные караваны с едой, одеждой, оружием... Доверху груженные надеждой на то, что мы не одни в этом мире. Благодаря им Аксенов научился верить в свободу, где-то существующую и при этом возможную для каждого. Даже в СССР. Василий Павлович проповедовал эту свободу, пока был жив. О ней - все его книги... Спасибо ленд-лизу? Да! И спасибо детству, в котором прекрасных, родных, своих в доску людей всегда больше, чем негодяев. И даже если негодяи сильнее, в итоге все будет хорошо...

Василий Павлович «Ленд-лизовских» не закончил. Многое было бы переписано и переделано в окончательной редакции. Местами автор так далеко заходит в своих экспериментах с языком, что перестаешь улавливать всякий смысл. Зато становится ясно, как мастер работал над своим невероятным русским - у Аксенова язык будущего, скорее всего, так будут говорить и писать и лет через пятьдесят, когда последние из нас станут описывать свое детство.

ОЦЕНКА: 4 / 5

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.