Откровения приютских девочек из Свято-Боголюбского монастыря: «Воспитательница наматывала на руку мою косу и била головой об стенку»

В обители, из которой еще в прошлом году забрали детей, разгорелся новый скандал.

Что на самом деле скрывали стены Свято-Боголюбского монастыря?

Охранник старинной подмосковной усадьбы Середняково проводит меня в небольшую уютную комнату. Тут работники музея на время приютили экс-воспитанников Свято-Боголюбского монастыря, что под Владимиром, и сопровождавшую их женщину в платочке.

- Чаю хотите? - берет кружку матушка Наталья, она же - заместитель директора Епархиальной школы-пансиона города Суздаля Наталья Рей. Ребята - Степан Вус, две девочки в платочках - Ксения Головченко и Марина Лойко, а также мама Марины Раиса Лойко приехали в Москву рассказать прокуратуре: что происходит в монастыре.

- Моей подружке один раз назначили 103 удара ремнем, - рассказывает Ксения. - А еще как-то раз воспитательница на наших глазах сунула руку семилетней Маши в раскаленную печку. Маша закричала, нам было так страшно...

Скандал вокруг Свято-Боголюбского монастыря прогремел на всю Россию еще в августе 2009 года. Тогда из обители сбежали две девочки. Одна из них, Валя Перова, рассказала «КП», каким мучениям в монастыре подвергали детей (подробности - на сайте kp.ua). Грянули проверки, приезжали представители правоохранительных органов, чиновники, священнослужители. В конце концов выяснилось, что документов на детский приют в обители нет, и его закрыли. Часть ребят отправили по домам, 36 перевели в Епархиальную школу-пансион Суздаля.

Только вот прибыли ребята не одни, а все с теми же монастырскими воспитателями! Те не спускали с детей глаз, запрещая учителям школы (а это светские люди) общаться с детьми. Везде, кроме, конечно, уроков.

- И вот дети, улучив момент, рассказывали нам, что происходило в монастыре. Я плакала, слушая их признания, - вздыхает матушка Наталья.

Ксения Головченко жила в монастыре 6 лет. Воспитанниц, говорит, наказывали за малейшую провинность. Например, за то, что дети разговаривали во время пения или переминались с ноги на ногу во время службы. Били ремнем всех. Ксению, например, бросали на кровать и хлестали по всему телу 40, а то и 50 раз. Случалось, что ночью бросали в подвал, сидели в кромешной темноте.

- А с Машей-то за что так - руку в печь?..

- Она, случалось, таскала со стола еду без разрешения...

- А мою дочь заставили съесть кружку соли, - вступает в разговор Раиса Лойко. Женщина вместе с дочкой Мариной пробыла в монастыре 4,5 года. Когда муж ушел от Раисы к другой, она продала квартиру, отдала деньги монастырю и поселилась здесь с дочкой. Кто мог подумать, что вместо тихой обители их ожидает настоящий ад.

- Нас с дочкой сразу разлучили, - вспоминает женщина. - Марину поселили вместе с другими воспитанницами. Я работала на благо монастыря, ухаживала за коровами. Общаться нам разрешали только в присутствии воспитателей.

- За что вашу дочь заставили съесть соль?

- Марина решила подшутить над другой воспитанницей. Взяла ночью да и смазала солью девочке губы. Когда об этом узнала воспитательница, пришла в ярость. Вот и придумала такое наказание...

Этим летом некоторые бывшие воспитанники монастыря, теперь уже ученики суздальской школы-пансиона, разъехались по домам. А осенью начались сюрпризы. В начале учебного года родители вдруг начали забирать детей, хотя сами ребята хотели учиться в Суздале.

- И тут выяснилось, что их мамам и отцам звонили из Свято-Боголюбского монастыря и настоятельно советовали забрать детей из нашей школы, - рассказала «КП» Наталья Юрьевна Рей. - Дескать, их в Суздале учат плохому. И большинство родителей поддались на уговоры.

А в октябре разразился новый скандал. Еще две девочки, Света Кузнецова и Вероника Сарина, которых в прошлом году оставили-таки доучиваться в монастыре (они были самыми старшими), сбежали и написали заявления в прокуратуру. Органы опеки они попросили отправить их в Суздаль. Девочек встретили с распростертыми объятиями. Но пробыли они здесь недолго.

В школу-пансион неожиданно нагрянули их матери вместе с адвокатом и служительницами монастыря. Света и Вероника не хотели уезжать. Но родители настаивали, пришлось подчиниться. Сейчас Вероника - в Воронеже, Света уехала в Татарстан, в Бугульму. 

- Вероника позвонила мне и рассказала, что всю дорогу до Воронежа работники монастыря ее обрабатывали, - рассказала «КП» Наталья Рей. - Говорили: не заберешь заявление из прокуратуры, плохо будет всем: школу-пансион в Суздале закроют, милиционеров, принявших от вас заявление, уволят...

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Натальи Рей, стала попытка... украсть Марину Лойко и Ксению Головченко.

- Мы гуляли возле школы, вдруг к нам подлетают две женщины из монастыря - видимо, караулили нас неподалеку, - вспоминают девочки. - И говорят, что отец Виталий (директор школы-пансиона) отпускает нас и мы должны вернуться в монастырь. Но мы не поверили, убежали от них.

После этого Наталья Рей с ребятами и отправились в Москву, искать управу на монастырь. И подали заявления в Генеральную прокуратуру. 

ОФИЦИАЛЬНО

Прокуратура начинает проверку

Информацию о нарушении прав детей в Боголюбском монастыре сейчас проверяют Владимирская областная прокуратура, региональное управление Следственного комитета, милиция и органы опеки.

Как сообщили «КП» в управлении Следственного комитета, организованы две доследственные проверки. Первая - по заявлениям 16- и 17-летней девушек о том, что их незаконно удерживали на территории Боголюбского монастыря. Видимо, речь идет о заявлениях Светланы Кузнецовой и Вероники Сариной.

Вторая проверка - по публикациям в СМИ о нарушении в монастыре прав несовершеннолетних.

- Тщательно изучаются сведения о незаконном удержании детей как на территории самого монастыря, так и в скитах, расположенных вокруг него, - сообщили в СК.

Материалы, касающиеся жестокого обращения с детьми, выделены в отдельное производство и направлены в ОВД Суздальского района.

Параллельную проверку проводит областная прокуратура.

- Пока никаких комментариев мы дать не можем, - сообщили там. - Работаем совместно с органами опеки и милицией.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

«Он кует монахов всеми правдами и неправдами»

Духовник храмов Свято-Боголюбского монастыря, 84-летний Петр Кучер, - личность неординарная. У него очень много почитателей, а его взгляды называют «православным сталинизмом». Это гремучая смесь из радикального православного консерватизма, монархизма, антиглобализма (отрицание ИНН, новых паспортов и т. п.) и уважительного отношения к «достижениям советской эпохи», к «богоданному вождю» Сталину. 

Отец Петр Кучер проводит в жизнь идею возрождения монашества как ядра православия, сказал нам в неформальной беседе один из местных священников: «Ведь сегодня в России монахов всего около 10 тысяч. При монастырях в основном трудники - бывшие бомжи, алкоголики, наркоманы… А нужны «воины Христовы». В меру образованные и фанатично преданные церкви. Вот он и кует из этих детей всеми правдами и неправдами совершенных христиан».

Кстати, в марте этого года в черный список книг, не рекомендованных для распространения в храмах РПЦ, попала книга архимандрита Петра (Кучера) (список опубликован на официальном сайте Издательского совета http://www.izdatsovet.ru/). Эксперты вынесли свой приговор так: «Считать невозможным распространение указанной книги через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной церкви».

P.S. Когда верстался номер, уполномоченная по правам ребенка во Владимирской области Любовь Кац, настоятельница монастыря матушка Георгия и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий встретились в епархии. Прессу не пустили. Потом Любовь Кац сообщила: «Матушка Георгия и четыре монахини монастыря в присутствии архиепископа Евлогия на Евангелии поклялись, что детей не пытали». Это серьезная клятва для верующего человека. Но приносили ее пять служительниц монастыря. Может, они не знают всей правды? В этой истории предстоит разобраться. «КП» будет следить за ситуацией.

Фото Петра СОКОЛОВА.