Специалисты констатируют: по целому ряду профессий происходит развитие так называемых профессиональных деформаций, которые негативно отражаются на личной жизни.
А недавнее исследование выявило специальности, представители которых в наибольшей степени подвержены профессиональным деформациям.
Юристы
Они четко и последовательно отвечают на вопросы, а их речь настолько пересыпана профессиональными терминами, что далеко не каждый собеседник способен их понять с первого раза. Юристы излишне подозрительны, циничны, мнительны и склонны в повседневной жизни не только тщательно анализировать даже самые незначительные события, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.
О крайних проявлениях деформации юристов повествуют многочисленные анекдоты: «Адвокат не врет, адвокат работает», «Прокуроры, оказавшись на пенсии, постоянно ковыряются в огороде - не ради урожая, просто не сажать они уже не могут».
Бухгалтеры
Они настолько «вживаются в образ», что дотошность, педантизм и любовь к протоколу нередко переносят и в семью. Бухгалтеры все делают по порядку и правильно, а все креативное их настораживает и раздражает. Неудивительно, что многие бухгалтеры те еще зануды!
Особенности бухгалтерского характера опять же находят свое отражение в анекдотах. - «Сколько месяцев в году?» - «Десять. Без НДС!». - «Если баланс не сошелся, значит в нем есть ошибка. Если сошелся, значит ошибок две!»
Военные
Привыкнув к атмосфере строжайшей дисциплины, они «строят» домашних и в прямом и в переносном смысле. Мои знакомые развелись из-за того, что, приходя с работы подшофе, муж-военный орал во всю глотку: «Равняйсь! Смирно! Равнение на меня!» Судя по всему, расстались они вовремя, ведь, по мнению психологов, военный в отставке - это вообще классический образ домашнего диктатора. Довольно показателен такой анекдот. Приехал новый полковник в часть. Познакомился с офицерами, анекдот им рассказал. Все смеются, кроме одного лейтенанта. - «Слышь, лейтенант, всем смешно, а тебе нет?» - «Так я не из вашей части, товарищ полковник».
Менеджеры по продажам
Им присуща чрезмерная потребительская придирчивость. Совершая даже небольшую покупку, менеджер не может отделаться от мысли, что его пытаются надуть. Данная профессия учит хитрости, изворотливости, что, в общем-то, неудивительно: попробуйте сами честно всучить товар, который не продается. Анекдот в тему: - «Мужчина, купите часы! Это точные копии швейцарских». - «Беру! Вот вам точные копии американских долларов».
Врачи
Ставший притчей во языцех цинизм медиков превращается в своеобразную психологическую защиту, не дающую зацикливаться на ежедневных страданиях пациентов.
Вот «фирменный» черный юмор: - «Доктор, я буду ходить?» - «Будете, но только под себя». Или: Звонок в реанимацию. - «Скажите, а Иванов еще жив?» - «Еще нет!»
Психологи и психотерапевты
Статистика свидетельствует, что чаще всего люди идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе и устранить проблемы в собственной семье. При этом многие из них, увлекшись решением чужих сложностей, со своими «тараканами» не могут справиться до конца жизни.
Воспринимая окружающих как материал для исследования, и эти специалисты нередко становятся героями анекдотов. Например. Сидит психотерапевт в кабинете. Клиентов нет, скучно. Вдруг медленно открывается дверь, на четвереньках вползает парень. Психотерапевт радостно: - «О! Кто же это такой миленький? Ты, наверное, черепашка? Ну, ползи... О, да ты змейка!» Парень подполз ближе, выплюнул кусок провода и сказал: - «Я не черепашка и не змейка. Я сисадмин, разным ненормальным Интернет протягиваю!»
Журналисты
Поскольку в своей профессии журналисты вынуждены оставаться в тени, то в обычной жизни они стараются привлечь к себе внимание и, что называется, перетянуть на себя одеяло. Кроме того, как в работе, так и в семье журналисты бывают достаточно поверхностны, поскольку их профессия не предполагает детального изучения материала.
Анекдот в тему. Архангел спрашивает умершего журналиста, куда он хочет, в ад или в рай? Журналист просит показать и то, и другое. Приходят в ад: дымовая завеса, все курят, бегают, волосы всклокочены, компы дымятся, пишут статьи в номер. Приходят в рай: точно такая же картина! - «В чем же разница между раем и адом?», недоуменно спрашивает журналист. - «Разница в том, что в раю успевают сдать номер, а в аду - нет!»
Педагоги
Они и в повседневности занимаются своим любимым делом: учат жизни. Причем, привыкнув быть истиной в последней инстанции, в выражениях особо не стесняются: - «Зная вашего сына, можно с уверенностью сказать, что дерево вам сажать уже не нужно (из разговора преподавателя с отцом ученика)». Еще, как правило, у педагогов завышенная самооценка, не зависящая от их статуса, и «милые» привычки повторять фразы по нескольку раз, навязывая окружающим свою точку зрения.
КОМПЕТЕНТНО
О профессии говорит поведение
- Главная причина профессиональной деформации - разделение труда и узкая специализация, - считает психолог Марина Деркач.
По ее словам, ежедневная работа по решению типовых задач на протяжении многих лет совершенствует профессиональные знания только на первых порах. Потом из этих навыков формируются стереотипы, которые в дальнейшем во многом определяют стиль мышления и общения.
- Работа занимает весьма значительную часть нашей жизни, и, естественно, привычки, сформированные на работе, определенным образом влияют и на жизнь за пределами рабочего места, - соглашается управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей Марченко. - Часто наблюдается и обратный процесс, когда привычки и личностные характеристики становятся предпосылками для работы в строго определенных сферах деятельности. Эти моменты настолько взаимосвязаны, что иногда человек уже и сам не разберет, привычки заставили его выбирать работу или работа сформировала привычки...
Интересная деталь: профессиональная деятельность настолько явно деформирует поведение, что определить специальность человека по внешним признакам легко даже без специальной подготовки. Например, в банке все служащие носят строгие костюмы, но клиент без труда отличит клерка от охранника. А на лавочке возле подъезда можно безошибочно «вычислить» пожилую учительницу, которая, обсуждая сериал, словно преподает урок своим собеседницам.
Чтобы избавиться от профессиональных деформаций, психологи рекомендуют менять работу. К тому же, говорит Марченко, есть такие роды деятельности, где профессиональные деформации неизбежны на любой должности, и избавиться от них реально, лишь кардинально сменив отрасль.
- Скажем, милиция или медицина. В первой можно перейти с оперативной работы на кабинетную, но вся структура пропитана специфическими особенностями, влияние которых будет ощущаться на любой должности. То же самое касается медиков: им недостаточно перейти из бригады «скорой» в кабинет, чтобы избавиться от врачебного цинизма.
Однако психологически очень тяжело начинать все с нуля после того, как ты добился профессионального признания, уважения коллег и положения в обществе, резюмирует эксперт. Поэтому большинство из нас так и остаются до конца жизни со своими профессиональными деформациями, даже не обращая на них внимания.
Коллаж Людмилы МАРЧУК. Фото из архива «КП».