Целый год крымский режиссер Владимир Косов вынашивал идею постановки знаменитой рок-оперы, которую впервые увидели московские зрители в далекие 80-е. В Крыму мюзикл покажут впервые! Перед премьерой корреспондентка «Комсомолки» встретилась с постановщиком произведения и расспросила его, с какими сложностями пришлось столкнуться в работе.
«Либретто Вознесенского я знаю наизусть»
- Наверняка было не просто получить разрешение у московских авторов?
- Поначалу было сложно убедить даже наш театр, потому что к моей затее отнеслись со скепсисом. Пришлось со многими людьми и актерами лично беседовать и убеждать их в том, что это нужно зрителю. Притом прекрасная, вечная музыка Алексея Рыбникова уже отчасти гарантирует успех будущего спектакля. Пообщавшись с композитором и в то время еще живым Вознесенским, я получил разрешение при одном условии - использовать только авторскую фонограмму. А мы хотели частично применить наш оркестр. Мы с удовольствием согласились. Видно, автору мюзикла дорого его родное звучание. К тому же, насколько мне известно, фонограмма нам досталась бесплатно. Конечно, такой поворот превзошел все наши ожидания!
- Когда вы приступили к работе над спектаклем?
- Я был готов начать еще весной, но тогда затянулись переговоры с Москвой, да и театр был занят другой постановкой. В начале лета мы достали клавир, актеры начали разучивать партии. В коридорах зазвучала музыка «Я тебя никогда не забуду» и прочие романсы. Постепенно спектакль начал рождаться в кулуарах, музыкальных классах. В середине августа начались репетиции на сцене, тогда из отпуска вышла почти вся труппа. В моей голове спектакль был сложен полностью. Либретто Вознесенского я вообще в руки не брал, потому что знал его наизусть. Актеры музыкально отчасти были подготовлены.
Репетировали по 8 часов
- Как проходили репетиции, случались ли размолвки с актерами?
- Процесс был очень слаженный. Подобралась отличная команда, не было ни единого скандала, не смотря на то что мы каждый день вместе репетировали по 8 часов. Когда мы показали мюзикл в Симферополе на художественном совете и представили премьеру керченским зрителям, нас хвалили, аплодировали, спектакль тут же задышал.
- Каким стала «Юнона и Авось» в вашей режиссуре после долгих лет сценической жизни?
- Мы придумали некий синтез, решили не делать из спектакля мюзикл в чистом виде. Есть понятия для режиссера: время - автор - коллектив, когда он выбирает постановку. То есть, ко времени ли она, звучит ли сегодня этот автор и способен ли коллектив это реализовать. Если из этих трех слагаемых что-то не сходится, то лучше не браться за работу. Здесь коллектив театра имеет свою специфику, есть балет, музыкальные солисты, драматические труппы. Захотелось все это сплести в единую постановку. Получился жанр рок-опера-балет. Есть даже пантомима.
- А видели спектакль в другом исполнении?
- Да, я как-то видел его вживую в 90-х годах в Москве. Я жил с песнями из этого мюзикла. Во время походов с гитарами обязательно что-то пели из спектакля. Наверное, поэтому ставилось так легко. Это личная любовь к материалу.
«Бывает, прикрикну; если несправедливо, извинюсь»
- А не боитесь, что ваш труд будут сравнивать с постановками других режиссеров?
- Нет, я к этому готов. У нас разные формы реализации проекта, только музыка одна.
- Вот интересно, о чем вы говорите с актерами перед выходом на сцену, как-то настраиваете коллег?
- Я периодически провожу с ними беседы, когда вижу по их взглядам и паузам, что им это нужно. Это разговоры скорее вдохновительного плана, подбадривающие. Бывает, прикрикну: если несправедливо, извинюсь. У нас сложились родственные отношения - они дорогого стоят.
- И напоследок, в какие приметы в своей профессии вы верите?
- Когда перед выходом на сцену нам говорят «Ни пуха, ни пера!», мы отвечаем: не «К черту!», а «С Богом»: как-то с Ним легче на премьеру выходить! (Улыбается). Если роль упала, нужно на нее сесть - это святое, нужно соблюдать, иначе забудешь слова.
Будь в курсе!
Крымский академический украинский музыкальный театр был создан в Крыму в 1955 году и за свою историю менял свой статус трижды. Руководит театром заслуженный работник культуры Украины Владимир Загурский, главным режиссером выступает Юрий Федоров.
Театр с успехом гастролирует по разным городам Украины, выступал в Чернигове, Харькове, Черкассах, Донецке.
В новом, 56-м театральном сезоне актеры покажут комедии «Любовь и сардины, или Зрители на спектакль не допускаются!», «Дамы и гусары», балеты «Китайская легенда», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот» и многие другие постановки.
Из досье «КП»
Владимир Анатольевич Косов - режиссер украинского музыкального театра.
Родился 22 августа 1968 года в Симферополе.
В 1991 году поступил в Щукинское театральное училище в Москве.
В 1993 году организовал в Симферополе собственную «Театральную студию на Москольце», где проработал почти 10 лет. Параллельно работал на телевидении, был период, когда полностью ушел в киноиндустрию, снимал клипы, рекламу, но затем снова вернулся в театр.
Женат, имеет двух детей.