Горящий террикон отравляет целый город

Из-за удушающего серного дыма в шахтерских поселках нечем дышать. Около двух недель назад жители Новогродовки заметили клубы белого дыма над местным терриконом.

 Около двух недель назад жители Новогродовки заметили клубы белого дыма над местным терриконом. Сначала подумали, что кто-то поджег мусор, но даже через несколько дней картина не изменилась, а воздух стал наполняться запахом серы – он проникал в жилые дома, школу и детский садик, стоящие неподалеку. Забравшись на террикон с видеокамерой, люди лишь подтвердили свои опасения – удушливый дым поднимался из глубины искусственной горы.

 - Один горящий террикон можно приравнять к небольшому вредному производству, - пояснил «Комсомолке» Сергей Денисенко, председатель общественного объединения «Донецкое экологическое движение». – Они выбрасывают в атмосферу сернистые соединения в концентрации, превышающей норму, вызывая заболевания органов дыхания и крови.

 Дымящий отвал принадлежит Новогродовской шахте №1, которая и должна ликвидировать возгорание, но, как правило, заниматься этим по своей воле горняки не хотят – слишком уж дорогостоящее мероприятие. Тушение одного террикона может обойтись в несколько миллионов гривен.

 - Но на них должно повлиять государство, - возмущается Алексей Василюк, заместитель председателя Национального экологического центра Украины. – С этой бедой мы обратились в экологическую инспекцию, МЧС и генеральную прокуратуру, теперь ждем ответа, какой-то реакции.

 По приблизительным подсчетам экологов только в Донецкой области постоянно дымит несколько сотен терриконов. Некоторые из них загорелись еще во время войны, но большинство – после закрытия шахт в годы независимости. Оставшиеся без присмотра отвалы заваливают мусором, от которого начинает тлеть содержащая серу и остатки угля порода.

 Сейчас терриконы остаются одним из основных источников загрязнения атмосферы. Государственные программы по их тушению не способны переломить ситуацию из-за хронического отсутствия средств. В то же время, жители поселков, страдающих от серного дыма, крайне редко выступают с протестами и не обращаются в экоинспекцию, СЭС или прокуратуру, предпочитая безропотно дышать тем, что есть.