Сергей МИНАЕВ: «Мои персонажи - мужской вариант героинь из «Секса в большом городе»

Сергея Минаева много народу не любит. Ишь, какой писатель нахальный! Всех обругал. Трудящихся обзывает «офисным планктоном», и герой у него «ненастоящий», и любовь «ненастоящая».

Писатель стремится все делать честно: и книги писать, и даже вести бизнес!

Однако книги Минаева про пьяных и циничных мужчин и глупых женщин издаются завидными тиражами. А писатель гнет обличительную линию в программе НТВ «Честный понедельник». Недавно вышел из печати роман «The Телки: два года спустя, или Vidеоты», в котором герой неожиданно и крепко... влюбляется. «Комсомолка» встретилась с автором и расспросила его, из-за чего это вдруг бытописатель порока сжалился над своим «ненастоящим человеком» и послал ему великий дар - настоящую любовь.  

- Вам нравится работа телеведущего?

- Да. Это совершенно новый опыт для меня. Такая смесь театра, реалити-шоу, расследования.

- А если человек вдруг впадает в ступор?

- Бывает. Самое ужасное, когда ты знаешь, что человек в личном общении хорош, потрясающ. А включаются свет и камера, он бум - и все. Приходится каким-то образом втягивать его в диалог. Где улыбнешься, где другие гости помогут... 

- Герои ваших книг все время курят. А вы сами?

- У меня герой в «Медиа сапиенс» курит, курит, курит. Но после трехсотой страницы куда-то сигареты у него вдруг делись. Я их опять вставлял в текст... А сам бросил потом. Не курил где-то три месяца. И начал вес набирать. Фиговая история. Потом у меня произошел неприятный случай, и я закурил опять. Это, конечно, мерзость редкая, но… теперь курю. 

Герой нашего времени - карьерист

- Я заметила, ваш герой при всей его низости всегда ищет женщину. Как спасение, чтобы она очистила его от пороков.

- Мои герои - очень инфантильные люди. Они честолюбивы, они чего-то добились, они, несомненно, делают какие-то шаги по социальной лестнице. И при этом они совершенные дети. Наверное, в глубине и я такой же инфантильный. Но мужчина все делает ради женщины. 

- А ради женщины вдруг помоете посуду?

- Мог бы. И не только посуду. Я имею в виду вообще души прекрасные порывы. Извините за банальность. Конечно, мужчине нужен некий социальный статус. Да, наверное, нужны какие-то деньги. Но мы же все хотим, чтобы нас любили и уважали. Любить можно всегда, потому что любовь - безотчетное чувство. А уважение - это другая история. Это нужно заслужить. Поэтому все серьезные вещи, которые мужчина делает, как мне кажется - во всяком случае я так всегда себя вел, - он делает только исключительно, чтобы завоевать уважение женщины, которая рядом с ним.

- В романе «Vidеоты» персонаж невыносимый урод. Развратничает напропалую, даже когда не хочет, через «не могу». Вы с такими людьми знакомы?

- Да. Это такая когорта вечных мальчиков. И в 40 лет они будут мальчиками, и в 50. Это люди, у которых самая большая проблема - ответственность. Он говорит: за меня самого бы кто взял ответственность. В одном моем романе персонаж закуривает косяк на кухне. Ему говорят: чего ты куришь, здесь дети! Он: да ладно, я сам инфантильный. Это правда. Он не вырос.

- И он боится сказать очень важные мужские слова: «я люблю». 

- Это сложно для всех. Человек, который говорит «я тебя люблю» после первых пяти минут знакомства, который бросается словами, как семечками, в моем понимании ничего не имеет в виду. Это у него как «привет!» или «как дела?». А если человек говорит серьезно, он берет на себя ответственность. Потому так тяжело сказать «я тебя люблю» в первый раз. Многие вообще боятся влюбиться. Или не способны. Потому что любовь - тоже и талант, и усилие. Кто-то в теннис хорошо играет, а кому-то не дается. Кто-то машину водит, а кому-то не дано. Полагаю, с любовью все то же самое. 

- Почему? И что бедной женщине делать с таким парнем?

- Искать других. Зачем строить отношения с табуреткой? 

- Но если кругом табуретки, а живых мужчин не видно...

- Можно увидеть! Люди разные все. 

- Почему про хорошего парня не пишете?

- Я много знаю отличных парней, все отличные... Но вам интересно читать про хорошего парня?

- Наверное, скучновато. 

- А мне скучновато писать. Потому что хороший парень - это как собака Базиль из французских детских комиксов. Знаете, там такая есть зеленая собака. Она ходит и говорит детям: нельзя мусор разбрасывать. Моралистика. Но это же скучно! Мы любим читать и писать про подонков. Или ну таких людей с червоточинкой. 

Мои персонажи - мужской вариант барышень из Sex in The City

- Многие мужчины говорят: я хочу, чтобы ты оценивала не мои слова, а действия. А ваш персонаж делает все время ерунду какую-то. Ведь его беда вообще началась, когда он спьяну переспал с девушкой, которая ему не нравится.

- А он ничего вообще не делает. Он же целыми днями играет в того парня, которым хотел бы быть. Он демонстративный тип. Один из четырех барышень в Sex in The City. Он классический Виктор Вард из книги Брета Истона Эллиса «Гламорама». Только упрощенный. Но в «Vidеотах» он сильно повзрослел. У него добавилась какая-то философия. У него добавилось чувство стыда и совесть. 

- И он готов по-настоящему любить.

- Да, это очень важно. Потому что прежде он хотел, чтобы любили его. А сейчас он готов полюбить сам. Это то, чего я хотел добиться. 

У Золушки есть шанс понравиться принцу 

- В «Vidеотах» главный герой - знаменитый телеведущий, героиня - школьная училка. И в других ваших романах «он» встречает «ее», которая совсем не его круга. Неужели мужчины замечают девушек не «из своих»? Мне кажется, мы живем в царстве снобизма. Современные профессиональные сообщества живут только внутри себя. Телеведущие - с фотомоделями. Училки истории - с физруками. 

- Ни фига подобного. На самом деле каждый норовит вырваться из своей среды обитания. 

- И смотрит по сторонам?

- Такие встречи, как правило, случайные. Потому что из тех, кого ты нон-стоп видишь в своем круговороте, у тебя глаз замылен, ты их не видишь. Другое дело - свежие впечатления. Новые люди. 

- Вы сами влюблялись в девушку, совершенно не связанную с вами?

- Бывало... 

Прочь из Москвы!

- Вы уже столько всего написали. Дальше что пишете?

- Сейчас пишу веселую историю о городе-герое Москве. Это Москва и москвичи образца 2010 года. Я хочу показать все социальные слои населения - от бомжа до депутата Госдумы. Их свяжет чемоданчик с деньгами, который будет путешествовать от персонажа к персонажу. Каждый его будет терять по своей глупости и жадности. И два человека его будут искать. Один - славянофил, другой - западник. Их философии будут скрещиваться на фоне Москвы, где все жители объединены одной целью: что-то заработать, чего-то добиться и свалить. Уехать в провинцию или за границу, только здесь не жить. Если сейчас выходит фильм «Москва, я люблю тебя!», то фактически это книга «Москва, я тебя ненавижу!».

- Почему вы ее ненавидите? 

- Я не могу сказать, как москвич в четвертом поколении, что я ее ненавижу. Но моего города больше нет.

- Согласна.

- Он растерзан. То, что я любил, уходит. В последнее время в компаниях, где я бываю, а я бываю в разных компаниях - от политиков до грузчиков, условно говоря, - все одержимы желанием свалить отсюда к черту. 

- А где вы любили гулять в Москве?

- На Патриарших прудах. На Китай-городе по скверу, который начинается от памятника героям Плевны и идет к теперешнему памятнику Кириллу и Мефодию. Дальше вверх к Исторической библиотеке. Переулки в Замоскворечье. 

- Возможен ли честный бизнес в России? А то как ни читаешь про богатых - так все выходит, что олигархи где-то что-то своровали.

- Олигархи - только верхушка айсберга. Вы не представляете, сколько у нас людей, которые в начале 90-х украли всего миллион или полмиллиона долларов и просто сразу отскочили. Их тьма. Причем они не на слуху, мы их не знаем. Представляешь, какая богатая страна, что из нее несут и несут. А оно не кончается и не кончается. 

- Можно в нашей стране делать честный бизнес?

- Тяжело очень. Но я стараюсь вести бизнес честно. Мы одни из трех самых больших импортеров вин в России. 

- Когда вы все успеваете? И вина, и книги, и на ТВ.

- Прямо скажу: не знаю... 

Фото PHOTOXPRESS.