Вы все еще доверяете телерекламе? Тогда мы идем к вам!

Реклама на ТВ - один из самых эффективных способов воздействия на потенциального потребителя.

Во-первых, телевизор смотрят все: дворники и академики, школьники и пенсионеры, домохозяйки и президенты… Во-вторых, в видеоролике в выгодном свете можно продемонстрировать привлекательность любого товара, ведь на стороне телерекламы не только аудио- и видеоэффекты, но ни с чем не сравнимый мощный эффект присутствия. Впрочем, если присмотреться к рекламе повнимательнее, то можно увидеть много интересного и не всегда приятного…

Ненастоящие врачи

По статистике более половины украинцев занимаются самолечением. Минуя врача, они при малейшем недомогании бегут в аптеку, при этом единственным «консультантом» зачастую становится мнимый доктор из телевизионного рекламного ролика!

В последнее время политики все чаще говорят об ограничении рекламы лекарственных препаратов и средств медицинского назначения (см. «КП» от 21 сентября и сайт kp.ua), а позиция Антимонопольного комитета в этом вопросе и вовсе однозначна: рекламу медикаментов и биологически активных добавок следует запретить! Тем не менее пока мало что меняется. В рекламных блоках на украинских телеканалах рекламируют средства против простуды, аллергии, изжоги, глистов, но при этом даже намека нет на необходимость консультации врача!

А еще зачастую в телероликах используются слоганы типа «рекомендовано стоматологами… диетологами… гинекологами» и т.д. Правда, кем конкретно «рекомендовано», как правило, не говорят.

На заметку потребителю: не занимайтесь самолечением и не слушайте советов липовых «теледокторов». Если что-то заболело - посоветуйтесь с реальным врачом.

Пластиковая еда 

Главный обман практически любой телерекламы заключается в том, что чаще всего нам показывают совсем не тот товар, который рекламируют.

Например, идеальный «рекламный рис» делают из пластика, мороженое - из геля или силикона, а «домашние» сметана и молоко вовсе замешаны на клее ПВА.

Дабы запеченные куриные ножки выглядели аппетитно, их перед съемкой рекламы не жарят и не запекают, а красят и сушат феном. Хот-доги поджаривают паяльной лампой. А лак для волос дарит вторую жизнь рекламным котлетам и не вовремя подсохшему куску пирога. 

На заметку потребителю: при всех кулинарных талантах повара приготовленный продукт никогда не будет выглядеть так идеально, как в рекламе. Впрочем, учитывая, какие ингредиенты используются для рекламных пирогов и котлет, это и не нужно!

Демонстрация счастья

Демонстрация всеобщего «карамельного» счастья является одной из основных творческих задач любой рекламы. Беспроигрышный вариант: жизнь человека была полна проблем (лишний вес, грязная ванная, облитая какой-то дрянью плита, радикулит, невкусная еда), но вот появилось ОНО (препарат для похудения, средство для чистки, мазь от радикулита, майонез на перепелиных яйцах) - и жизнь заиграла новыми красками! Проблемы исчезли, сковорода отмыта, свекровь подобрела, шерсть кота блестит, ребенок сидит в сухом подгузнике, и вся семья буквально светится от счастья!

На заметку потребителю: не покупайтесь на показное «счастье». Ни одно средство для чистки унитаза и ни один творожок с заманчивым названием не сделают вашу семью счастливее. 

Приукрашенная действительность

Время от времени по поводу рекламы косметики возникают скандалы: то ресницы у моделей накладные, то морщины (разумеется, до применения препарата!) несуществующие. Ну а о том, что цветущий вид моделей обусловлен не использованием определенного крема, а их юным возрастом, и вовсе говорить не стоит! 

На заметку потребителю: большинство косметических эффектов в рекламе - это результат накладных ресниц, фотошопа или красоты и юности конкретной модели. Никакая косметика не сделает женщину 16-летней, если ей 45!

Телевизионная реклама так хитро делается, что под ее влияние попадают все - от мала до велика.  

Телемагазин: деньги на ветер!

Обзоры потребительских рынков показывают, что реальная стоимость товара, продающегося в телемагазинах, в десятки раз ниже цены, заявленной на телеэкране. Когда полная девушка смотрит навязчивые ролики по телевизору с обещаниями сбросить 20 кило за три дня, ей как-то недосуг задуматься о невозможности данной процедуры. Уже не говоря о том, что у рекламируемого препарата может оказаться масса противопоказаний, о которых покупатель в лучшем случае узнает после покупки. Некоторыми товарами - овощерезками, специальными ножами, «волшебными» заколками - невозможно воспользоваться по той простой причине, что для этого нужны специальные навыки.

- Хватательный рефлекс - один из первых, что появляются у человека после рождения, и у многих этот рефлекс остается основным в течение всей жизни! Людям хочется «схватить» то, что привлекает их, - объясняет психолог Марина Деркач. - При этом ведущие телемагазинов своими репликами еще и подгоняют телезрителя, чтобы рефлекс сработал побыстрее: «Просто невероятно!», «Это фантастика!», «Если вы позвоните прямо сейчас…» и т.д., и т.п. Реклама идет с большой скоростью, в результате мозг не успевает должным образом обработать поступившую информацию, и потенциальный покупатель верит всему, что увидели его глаза и услышали его уши.

На заметку потребителю: если вы решили что-то купить, не забудьте выключить телевизор и еще раз хорошенько подумать!

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Четко разграничьте свои цели и цели продавца!

- Воздействие рекламы на украинцев достаточно велико: еще с советских времен во многих из нас осталась беспредельная вера во все, что пишут в газетах, говорят по радио, показывают по телевидению, - говорит психолог Виктория Егорова. - Многократно повторенная реклама - даже если она несказанно раздражает! - запоминается, и, выбирая товар, человек скорее возьмет тот, что на слуху, чем неизвестный. На это и рассчитана реклама, а вовсе не на продвижение качества.

Нам не хочется думать, что нас обманывают, нам проще однажды поверить, чем каждый раз проверять. Тем не менее следует помнить, что основная цель продавца вовсе не осчастливить покупателя, а продать как можно больше товара, причем желательно по максимальной цене. И если четко разграничить свои цели и цели продавца, можно не только избежать разочарования, но и сэкономить собственные деньги.