Одесские яхтсмены: Когда в кругосветке читали Гоголя, начинался жестокий шторм

Преподаватели детско-юношеской яхт-школы обогнули земной шар на небольшом парусном судне «Иваноис».

Одесситы спасли иностранные яхты во время бури

2 сентября 2009 года в 215 день рождения Одессы  яхта «Иваноис» с тремя преподавателями детско-юношеской школы по парусному спорту № 13 вышла в открытое море, чтобы совершить кругосветное плавание и рассказать всему миру о славном украинском городе. 

- Мы ходили вдоль Африки, в Питер, но до кругосветки дело не доходило, - рассказал яхтенный рулевой 1-  класса Александр Савецкий. – Поэтому с радостью согласились на этот переход. Мы даже не предполагали, что нас ждет….

Перед отплытием моряк показал нам кают-компанию, где размещались два широких ложа, стояла плита, на которой в специальных приспособлениях против качки покоились кастрюли. Были припасены закатки – соленые огурчики домашнего приготовления, крупы, брошюры об Одессе. Настроена радиосвязь и навигационные приборы. 

Провожал яхтсменов весь город.. А потом каждый день в течение 400 дней следил за  их приключениями. Многие не верили, что это небольшое суденышко в 12 метров сможет пройти такой долгий путь по морям и океанам Уже в первые дни путешествия моряки показали свою готовность и закалку к трудностям. В разыгравшийся в Марселе шторм одесситы спасли немецкую и итальянскую яхты, которых сорвало с причала и стало уносить в море. Иностранцы растерялись. Ведь  у них за все отвечала электроника. А в сложной ситуации надо было действовать самим. Наши «морские волки» догнали «посудины» и вернули хозяевам.  Иностранцы щедро угостили своих спасителей и даже  выучили несколько русских слов.   

 

Ночью едва не столкнулись с китайским сухогрузом 

В то же время самим мореплавателям тоже пришлось постоянно спасать себя.

- В море всё важно, мелочей не бывает, - заметил капитан Станислав Тризна. – Главная опасность в море - это те же люди. У нас были два прецедента, когда ночью суда едва не столкнулись с нами. Мы идем под парусом, у нас есть ограничения маневренности. Это было у побережья Аргентины. И тут рыбацкое судно; а потом китайский сухогруз, который нас обгонял, постоянно меняя курс. И что делать, на какую сторону - парус, было непонятно, как от него уйти. Связывались по рации, нанесли все навигационные огни, предписанные правилами. И только в последний момент они ушли. 

В то же время нам все время приходилось  ремонтировать лодку,  в течение всего перехода - и на стоянках, и даже в море. Поломки какие-то были постоянно. Вместе с тем, яхта вела себя прекрасно. И выдержала жесточайшие шторма.  Мы пришли в южные ревущие, волнение было очень высоким, и было просто очень страшно. Но когда волны стали ещё выше, метров 15, этот страх сменился восхищением. Но с другой стороны, если взять человека, родившегося в море, и поставить на какую-нибудь шумную автостраду, он, наверное, себя так же будет чувствовать. А еще я думаю,  Слава Богу, есть шторма, которые людей объединяют. Без них, наверное, не было бы мореплавания.

 

- Самое удивительное, что шторма начинались, как только мы принимались за чтение повестей Гоголя, - поведал вахтенный помощник капитана Анатолий Толчинский. – В Новой Зеландии нам подарили целую серию классики. Потом мы покупали книги в других странах.  Так что в Одессу мы привезли целую библиотеку. Но Гоголя мы так и не дочитали. Решили, что так спокойнее будет. Были моменты, когда невольно молились у иконок в каюте. Одесса, казалось так близко, а попасть в порт не могли три дня из-за плохой погоды.  

Французские метеорологи доказали, что коммунизм возможен

За 13 месяцев путешествия моряки посетили 13 стран мира. Во всех портах захода яхты «Иваноис» одесситы рассказывали об Украине, знакомили с южной столицей, встречались с соотечественниками.  В Чили к экипажу прибавился неожиданный пассажир, Стас из Геленджика. В поисках работы его занесло аж в Южную Америку. Встретив земляков, он упросил взять его на борт. 

- Стас плыл с нами до Испании, - сказал капитан, - а потом сошел в Испании. Ему предложили там заработок. Но больше всего нас впечатлила встреча  с учеными и метеорологами на  французских южных территориях, двух островах Кроза и Кергелен. Это такой суровый край. Когда меня там спросили о впечатлениях, я ответил, что когда увидел их работу, как они живут, то теперь понял: коммунизм возможен.

А еще во время пути нам помогало очень много людей. И в Одессе и по всему миру. Так что наша кругосветка стала таким общим делом. И это очень приятно. Вокруг этого объединились люди разных национальностей, разных верований. Благодаря этому мы выдержали трудности и вернулись домой, исполнив свою миссию.

Дома капитана ожидала его молодая жена и подросший трехлетний малыш. Когда папа уезжал, он заснул. И Станиславу смог пережить это расставание, которое затянулось на год и месяц и 12 дней. Жена дома наготовила всяких вкусностей. Ведь морская еда путешественников была не так разнообразна. Готовили Александр и Анатолий. В меню была картошка, рис, мясо, соленые огурчики. На всякий случай лежали сухари. Но они так и не пригодились. Яхта прошла через три океана, множество морей, пройдя у берегов Евразии, Африки, Австралии, Южной Америки и вернулась в Одессу.   

 

- Это только начало, - подытожил Александр Савецкий с четырехлетней внучкой Настей на руках, которая пришла встречать его вместе с дочкой. – Мы еще не прошли мыс Горн из-за бури. У нас есть должок. И мы обязательно его пройдем.  Это как поется в песне, «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». 

ТТХ 

Крейсерско-гоночная яхта «Иваноис»– килевой бермудский шлюп с косым парусом. Построена на верфи в Финляндии, грузоподъемность 7 тонн, с мореходными качествами, которые позволяют ее использовать и для крейсерского плаванья, и для гонок. Судно оборудовано современными электронавигационными средствами и приборами спутниковой навигации GPS. Судно герметично. Непотопляемость обеспечивается делением на отсеки. Длина яхты – 12 метров, ширина – 3,5 метра, высота борта – 3 метра.