Афоней могли стать Высоцкий и Владимир Меньшов

13 октября 1975 года, ровно 35 лет назад, состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Афоня», ставшего классикой советского кино и лидером проката в премьерный год (более 62 млн. зрителей).

Герой Афоня стал персонажем нарицательным, а фильм собирает своего зрителя и поныне. Накануне юбилея мы попросили создателей киношедевра поделиться воспоминаниями о съемках.

«Афоню писал с Никулина»

Сегодня трудно поверить, что сюжет «Афони» был обычной курсовой работой проектировщика промышленно-гражданских сооружений и в то же время учащегося 4-го курса сценарного факультета ВГИКа Александра Бородянского. Это сегодня он мэтр драматургии, а тогда «пробовал перо». Его повествование «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» получило премию на Всесоюзном конкурсе. 

«Женщину-мечту» в фильме сыграла Нина Маслова.

- Не знаю, как появился сюжет… Наверное, пришло свыше, - рассказал «КП» Бородянский. - Одного моего приятеля - не сантехника - звали Ефим Борщов. И сначала в сценарии был Ефим. Приятель обиделся, я извинился и поменял имя. Еще пришло письмо от гражданина, который не был ни Ефимом, ни Афоней, но зато являлся Борщовым и начальником отдела образования города Джезказган. Он писал, что я опозорил их фамилию, а он в армии с парашютом прыгал! Когда пишу сценарии, представляю или знакомого, или актера, подходящего для роли. Афоню я видел в молодом Юрии Никулине периода «Неподдающихся». 

Режиссеры не обратили внимания на сценарий, но вскоре за право поставить фильм началась борьба.

Александр Бородянский:

- Собирались снимать в Риге, после я отдал сценарий в Киев режиссеру Валере Сиваку, но на Студии им. Довженко хитро все переиграли и назначили постановщиком Леонида Осыку (ныне покойного). Осыка позвал на роль Афони Борю Брондукова. А потом редактор из Госкино Татьяна Соколовская прочла сценарий Георгию Данелия. 

 

- Сценарий мне понравился, и я взялся снимать, - рассказал «КП» Георгий Данелия. - Я знал человека, очень похожего по характеру на Афоню. Посмотрев фильм, он сказал: «Чем-то Афоня меня напоминает». «Так я и держал тебя в уме!» - ответил я. На самом деле в Афоне, как и во всех моих персонажах, много и от меня самого. В первом варианте сценария Афоня должен был улететь в никуда. Идею с появлением Кати, которая «спасает» Афоню, предложила Виктория Токарева, пожалевшая героя. 

О пробах

На роль Афони перепробовали множество хороших актеров. Среди них Караченцов, Брондуков, Владимир Меньшов, Борис Щербаков, Владимир Носик. Большие шансы попасть в фильм были у Ивана Бортника.

- Ваня - мощный актер, но он из другого кино, - говорит Бородянский. - В его исполнении Афоня не был бы смешным, ведь Ваня - жесткий внутренне человек. А в Куравлеве есть некое добродушие. Он шутит естественно и обаятельно.

Афоней стал Куравлев, а пробовались Высоцкий (вверху) и Меньшов. 

Георгий Данелия:

- Первыми, кого я представил в образе Афони, - Владимир Высоцкий и Даниэль Ольбрыхский. Ольбрыхский - хороший актер, и у него русское лицо. Он согласился сниматься, но это было на уровне разговоров. Кто-то донес Высоцкому, что мы обсуждаем его кандидатуру, и он заходил к нам в группу под разными предлогами. Но Володя - сильная личность, и ему зрители не простили бы того, что натворил Афоня, которого несет, куда ветер дует. Вот Куравлев добился благосклонности зрителей. Леонид ведь тоже не Афоня в нашем представлении. Он был героем из фильма «Живет такой парень», а потом Айсманом из «Семнадцати мгновений весны». И везде убедителен.

Леонид Куравлев рассказал «КП» о своей роли скупо: 

- Я был рад, что меня пригласил на главную роль такой великий мастер, как Георгий Николаевич Данелия, и с удовольствием снимался. Качественный текст, качественная режиссура. И в результате у нас получилась, слава богу, очень хорошая картина. В ней видна гармония… А хорошие картины всегда гармоничны.

Евгения Леонова и Владимира Басова Данелия снимал в каждом фильме, а Валентину Талызину, Готлиба Ронинсона и Николая Парфенова привела ассистент по актерам Елена Судакова. Медсестру Катю - юную Евгению Симонову - нашли в Училище им. Щукина, и Данелия сразу утвердил ее. На роль очаровавшей Афоню Лены претендовала Светлана Светличная, но у нее сверкала в глазах сталь, и она не походила на «домашнюю женщину». 

Евгении Симоновой отвели роль спасительницы Афони.

Георгий Данелия:

- Увидев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Нину Маслову, я спросил: «Кто эта красавица?» - и пригласил ее на роль Лены. Если она мне понравилась, то понравилась бы и Афоне.

Рассказывает Нина Маслова, чью «даму из 38-й квартиры» кинокри-тики называли «женщина-мечта»: 

- В это время я снималась в Германии в музыкальной комедии «Улыбнись, ровесник!», где у меня две главные роли. Георгию Николаевичу говорили: «Зачем проблемы с Масловой? Ее нужно все время вызывать из Германии!» Очень благодарна Георгию Николаевичу за доверие. Я, как и вся киногруппа, была в него влюблена. Летала из Берлина в Ярославль и обратно с одной лишь дамской сумочкой. На всю жизнь запомнила счастливые месяцы работы. Когда пришла на озвучивание и увидела себя в избе с Куравлевым (где я ему снюсь вместе с шестью детишками), у меня от своей красоты на экране перехватило дыхание. И этот момент остался во мне до сего дня. 

Актеров на роли студентов-практикантов выбирали из учащихся ПТУ. Несговорчивым практикантом стал учащийся ПТУ торговли, а роль второго исполнил портной Слава Чигарин, сыгравший и в «Мимино». Все были готовы к отъезду в Ярославль, и тут - ЧП.

Вспоминает второй режиссер Юсуп Даниялов:

Савелий Крамаров на съемках мастерски рулил трактором.

- За 4 дня до отъезда в экспедицию Куравлева и Симонову пригласили подписывать договор. Симонова говорит: «А я вчера подписала договор с Дорманом на съемки в «Пропавшей экспедиции». А это в 400 км от Уфы, и сроки совпадают с нашими! Данелия помрачнел: «Ищите другую актрису». Леночка Судакова искала и в Москве, и в Питере, и в Ярославле. Пришла высокого уровня актриса, и ей дают сцену в Катиной комнате, где речь о маме-проводнице, где варенье и кубанский мед. У актрисы не получается… Данелия сказал: «Мне нужна именно эта сцена. Здесь пик высоты, здесь одухотворенность и чистота Кати». Директор фильма Александр Яблочкин договорился с Дорманом насчет Симоновой. Начали снимать куски, где Симонова не задействована, потом вызвали и ее. Ждали неделю, другую. Август на исходе, истрачены деньги, группа в простое. Данелия дает телеграмму Дорману:

«Дорогой Вениамин, надо держать слово. Пришлите Симонову, как договорено». 

Ответ:

«Ничего не обещал, Симонову получите по окончании съемок». 

Тогда Яблочкин вылетает в Уфу и забирает Симонову. Но… только на 2 дня! Группа разозлилась, каждый хотел высказать ей претензии. Но Данелия мне говорит: «Юсуп, если кто-нибудь скажет Жене, что мы из-за нее в простое, она высоту не возьмет. И тени огорчения не должно быть». Я расставил людей от вокзала до гримерной, и все говорили ей: «Наше солнышко приехало!» На съемочной площадке вижу, что у нее слезы: «Я в той киногруппе могла день на площадке пробыть, и меня не замечали, а вы так встретили, хоть я вас и подвела». 6 смен без перерыва отработали! Я носил Женю на руках из машины в гостиницу, а пока она спала полтора часа, на площадке свет выставляли на дублере. В конце второго дня Женя сказала: «Остаюсь еще на день. Снимайте дальше». Вронский с Данелия переглянулись: «А чего снимать-то?» 

Реплика героя Брондукова стала крылатой: «Афоня! Рупь гони!» 

- К Крамарову мы тоже с любовью относились. Как-то он не вышел вовремя на съемку. Захожу в номер - он стоит на голове (йогом был). Ждали, пока он цикл упражнений закончит, - рассказала замдиректора группы Галина Белинская. 

Афоня пошел в народ

* В сентябре 2007-го в латвийском г. Кекава прошел чемпионат сантехников под девизом «И когда ты, Афоня, все успеваешь?». Когда на экране появились кадры из фильма, все аплодировали Леониду Куравлеву. 

* В 1995 году в Екатеринбурге перед «Уралэнергосервискомплектом» появился чугунный сантехник, вылезающий из люка. Правда, похож он на Леонова.

* В Сочи возле здания ЖКХ долгое время находился памятник Афоне, стоящему по пояс в фонтанирующем колодце. На крышке люка надпись: «Сочи. 80 лет ЖКХ».

* 20 мая в Ярославле к юбилею фильма Совет меценатов Ярославии установил возле пивной «Афоня» в Революционном проезде скульптуры Афони и штукатура Коли. Композиция повторяет кадр, где они, стоя друг против друга, поют: «И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю-у-у-у». Опрос горожан показал, что именно в Борщове воплощены присущие ярославцам черты - ловкость, ирония и внутренняя доброта. 

О СЪЕМКАХ

Первый силикон был из... манки!

* Во время перерыва в сцене «Гони рубль, родственник» к Брондукову подошел местный выпивоха: «Слышь, кореш, а что это за типы?» И показал рукой на съемочную группу. «Да сам не знаю…» - в тон ему ответил Борислав Николаевич. И так они продолжали полчаса, а группа хохотала.

* Реквизит - еду - доставали в ту пору дефицита только благодаря связям. Воблу Яблочкин «выбил» через Ярославский обком партии. Нужна была пара рыбок, но Яблочкин, к восторгу киногруппы, принес два мешка. Сетку Афони с апельсинами вешали на трактор, которым Крамаров хотел управлять сам. От его езды сетка рвалась, и заморские плоды падали под колеса. Найти в августе апельсины было невозможно, их завозили только в сентябре (один ящик получили из ЦК КПСС!). Второй режиссер Виктор Крючков уж  и из папье-маше апельсины мастерил, и яблоки красил в желтый цвет… 

* Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом просто туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью... Кстати, сольный танец Афони снимали в Москве в ресторане гостиницы «Университетская». Двое мужчин за столиком - Александр Бородянский и Резо Габриадзе. Они в отличие от всех в зале пьют настоящую водку. 

Критики восхищались художественной деталью - накладным бюстом. 

* Сцену во дворе Куравлева с Симоновой снимали до обеда, а во время обеда Куравлев по привычке переоделся. И только при монтаже увидели, что Куравлев в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно - оставили так. Но, что удивительно, зрители не заметили этого подвоха... 

* В сцене на танцах впервые в кино пели «Машина времени» и «Аракс». Чиновники вырезали кадры с «машинистами», но именно под «Солнечный остров» Афоня знакомится с Катей. Андрей Макаревич вспоминает, что был благодарен Данелия, получив за песню огромную сумму - 500 рублей.