ТЕХОСМОТР ГОМО САПИЕНС
Ожирение, инсульт, апноэ (остановка дыхания во сне) и даже геморрой в наследство нам достались от наших далеких предков. Это своеобразная жестокая расплата за то, что мы очеловечились и практически приросли к стулу. Так считает известный палеонтолог, биолог профессор Нил Шубин, автор научного бестселлера «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней». Раз в месяц он читает лекции в Чикагском университете, которые можно посмотреть на YouTube.
- За то, что мы стали людьми, приходится дорого расплачиваться, - уверяет профессор Шубин. - Мы платим довольно высокую цену за обладание своими исключительными способностями - говорить, думать, работать руками, ходить на двух ногах. Расплата происходит болезнями. Они - неизбежное следствие заключенного внутри нас древа жизни.
Для того чтобы представить это «следствие», профессор приводит в пример «Фольксваген Жук», который кто-то захотел бы переделать в гоночный автомобиль, могущий развивать невероятную для этого класса машин скорость 250 километров в час. Такая переделка потребовала бы серьезного изменения конструкции «Жука». Но ни один автомеханик не даст гарантии, что после усовершенствования не начнутся серьезные проблемы. Так же и природа, сотворив гомо сапиенс, теперь видит, что двуногое разумное существо не проходит техосмотр по многим показателям. И без конца, и практически на ровном месте ломается. Профессор Шубин сначала очень удивлялся такому парадоксу: все-таки гомо сапиенс - самое совершенное существо на Земле. Но, тщательно изучив суть человеческих «поломок», понял их причину. Они в общем-то известны, но Шубину удалось скрупулезно исследовать механизм сбоев.
В ОЖИРЕНИИ, ИНСУЛЬТАХ И ГЕМОРРОЕ ВИНОВАТЫ НАШИ ПРЕДКИ-ОХОТНИКИ
По словам биолога, весь ход истории развития живых существ никоим образом не подготовил нас к сидячему образу жизни. Ведь наши далекие предки - рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие и древнейшие люди постоянно на кого-нибудь охотились, а значит, бегали, прыгали, выслеживали. Одним словом - не сидели сиднем. Ныне же почти все цивилизованное человечество сидит или лежит сутки напролет. В итоге свыше миллиарда людей в мире, то есть почти каждый шестой, страдают от избыточного веса и ожирения. Почему это произошло?
|
- Дело в том, что у наших предков периоды сытости часто сменялись голодом - в зависимости от успешности охоты и сбора ягод, плодов, - объясняет Шубин. - Поэтому их тела были «запрограммированы» на то, чтобы во времена пищевого изобилия откладывать жир, с тем чтобы использовать его тогда, когда с едой было туго.
И до сих пор (!) - спустя тысячи лет - наш организм распределяет энергию потребляемой пищи таким образом, что часть ее уходит на поддержание активности в настоящее время, а часть запасается в виде жира для использования в будущем.
- Этот механизм успешно работает в мире, где сытость часто чередуется с голодом, но дает прискорбные сбои в условиях, когда высококалорийная пища доступна круглые сутки и круглый год, - сетует профессор. - Ожирение и связанные с ним болезни - развивающийся с возрастом диабет, повышенное кровяное давление и многие сердечные заболевания - становятся обычным явлением.
|
Наша кровеносная система также была придумана для боевых, темпераментных, энергичных существ. У тех же, кто ведет сидячий образ жизни, она работает скверно. Главная беда - их мышцы не прокачивают полностью кровь вверх по венам. В итоге кровь застаивается, и ее постоянное давление на венозные клапаны может нарушать их работу. Именно это происходит при варикозном расширении вен. Но главная опасность - инсульты и инфаркты.
- Напомню, что наше сердце, как насос, прокачивает по телу кровь, которая доходит до наших органов по артериям и возвращается в сердце по венам, - объясняет Шубин. - Артерии находятся ближе к сердцу, поэтому давление в них намного выше, чем в венах. Это обстоятельство может затруднять возвращение крови от ступней к сердцу. Кровь, которая поступает туда, должна возвращаться назад, так сказать, в гору, по венам ног и вплоть до сердца. Если давление в венах слишком низкое, кровь может не пройти весь этот путь. В связи с этим у наших предков развились два признака, помогающих крови подниматься вверх. Это небольшие клапаны внутри вен, которые пропускают кровь вверх, но преграждают ей дорогу обратно вниз. И работа мышц ног! Когда мы ходим, бегаем, эти мышцы сокращаются, помогая крови подниматься вверх по венам.
Из-за сбоев кровеносной системы современный человек страдает и от геморроя. Если раньше ему были подвержены водители-дальнобойщики и бухгалтеры, то сегодня - люди практически всех профессий. Ведь основным рабочим инструментом сейчас стал компьютер.
|
А ЧТО ДОСТАЛОСЬ НАМ В НАСЛЕДСТВО ОТ ЖИВОТНЫХ?
- Способность разговаривать досталась нам тоже дорогой ценой, - уверяет Шубин. - За эту способность мы расплачиваемся риском умереть от остановки дыхания во время сна или подавившись какой-нибудь пищей.
Происходит это тоже из-за строения организма, доставшегося нам от предков. Мы издаем звуки, складывающиеся в речь, посредством управляемых движений языка, гортани и задних стенок горла. Все эти структуры возникли в результате несложных модификаций структур, свойственных другим млекопитающим, например приматам. И сегодня у человека гортань формируется на основе хрящей бывших жаберных дуг. Задние стенки горла, идущие от последних коренных зубов до участка непосредственно над гортанью, у нас мягкие и подвижные и могут смыкаться и размыкаться. Однако гибкость нашего горла, которая позволяет нам говорить, в то же время подвергает нас риску ночного апноэ - внезапной остановки дыхания во сне. Во время сна мышцы человеческого горла расслабляются. И у многих людей это расслабление приводит к тому, что доступ воздуха в легкие оказывается перекрыт и человек в течение долгого времени не дышит. Этот синдром, разумеется, очень опасен.
- Предрасположенность некоторых мужчин к паховым грыжам вызвана тем, что наш организм представляет собой бывшее рыбье тело, превращенное в тело млекопитающего, - заканчивает профессор. - У рыб, акул например, половые железы протянуты вдоль тела до его грудного отдела, заканчиваясь вблизи сердца. А у млекопитающих природе пришлось вынести их за пределы тела, в результате чего сперматозоиды поступают в пенис длинным окольным путем. С точки зрения целесообразности такое устройство половой системы нелепо. Поэтому и имеет изъян - предрасположенность к паховой грыже. Закладывается она еще в утробе. В начале своего развития в эмбрионе млекопитающего половые железы располагаются так же примерно, как у рыб, - вверху, рядом с печенью. По мере роста и развития у женских особей они перемещаются из средней части туловища к матке. У мужских же особей половые железы опускаются еще дальше. И это опускание приводит к возникновению уязвимого участка в области паха - там образуется карман, который может быть чем-то заполнен. В итоге возникает грыжа. Так мы расплачиваемся за те выгоды, которые дает нам перестройка рыбьего тела в тело млекопитающего.