Парижский салон «позеленел» от технического прогресса

Парижский автосалон открывает в субботу свои двери для публики, так как первые два дня он работал только для прессы и бизнес-сообщества.

Международная выставка на Порт Версаль считается старейшим автомобильным шоу мира. Впервые она состоялась аж в в 1898 году в саду Тюильри, а с середины шестидесятых проводится раз в два года попеременно с Франкфуртом. И конечно, как всякая парижанка зрелых лет, Mondial de L'Automobile 2010 прихорашивается и молодится изо всех сил, представляя  рекордное для посткризисной поры количество модерновых новинок – больше 70.

Свою продукцию на салоне  представляют  более 300 компаний из 20 стран. Больше всего моделей и марок выставила хозяйка - Франция – 207. У Италии - 20 брендов, Германии - 19, Японии - 15, США - 13.
 
Все крупные производители специально подгадывают дебют своих концепт-каров или новых поколений уже существующих моделей специально для Парижа. 

 
Но не только существенное обновление модельного ряда определяет нынешний салон в столице Франции. Главный подтекст «Мондиаля 2010» - переосмысление прогрессивных тенденций автомобилестроения, которые с подачи японцев и французов, мировые технологи пытаются закрепить в качестве основного тренда развития авторынка. «Будущее-сегодня!» - таков девиз Парижского автошоу, за которым стоят многолетние исследования и усилия корпораций и государств, пытающихся кардинально усовершенствовать транспорт 21–ого века, сделав его по-настоящему безопасным и экологичным.
 
«Ноль выбросов» на 130 км/час
 
В Париже стало ясно, что будущее за электричеством, которое все больше будет теснить жидкое топливо. Хотя  для начала электродвигатель, доказывая свою  эффективность, осторожно дополняет бензиново-дизельных ветеранов,  делая их использование более рациональным в городских условиях. Если на предыдущих салонах в 2008 году мировые концерны только говорили о теоретической перспективе массового использования электропривода, то теперь все представили модели для запуска в производство.
 
Партнеры по концерну – «Рено» и «Нисан» вложили 4 миллирада евро в разработку экологичных электромобилей.  По оценке Карлоса Гона, генерального директора Renault-Nissan, к 2020 году электрокары займут 10% от всех продаж автомобилей в мире. Впервые  с нынешнего автошоу берет отсчет запуск в промышленные серии машин полностью на электричестве. «Ниссан» со своей пятиместной моделью LEAF, выставленной на салоне, уже с декабря выходит на американский и японский рынки, а с весны высаживается в Ирландии и Британии. И что характерно: у первой электроласточки портфель заказов полон сейчас.
 
Вообще-то, главная суета на стенде этой японской компании была уже из-за следующего концепта, тоже под рубрикой «зеро эмишн» - с нулевым выхлопом – TownPod. Он обещает стать массовым электромобилем будущего на рынках всех континентов. При попытке коллеги-фоторепортера сделать  шаг к правой двери Townpod и открыть ее менеджеры «Нисана»  с охраной рванулись так, как будто это было покушение на императора. Пускают только избранных, и то с водительской стороны. Внутри салона –дизайн футуристический, как у кабины космолета: окна узкие и высоко расположенные, вытянутые фары прилеплены к капоту отдельно. Платформа с электромотором - те же, что и у LEAF, и мотор расположен так же – под капотом.
 
Nissan TownPod. 

 
Собственно, аккумуляторы, с такими же характеристикам как у LEAF, можно найти в перспективных моделях и у «Ситроена» - С-zero, у «Пежо» - Peugeot i0n, созданных на базе элетрокара Mitsubishi iMiEV, и у «Рено» Fluence ZE и концепт Zoe.
 
«Рено» выставил и презентованный раньше  в Москве DeZir, красный электрический двухместный болид с вертикально открывающимися дверьми. Только французы начнут всех их серийно поставлять не ранее 2011 года и очень рассчитывают с ними на   окончательный  прорыв в экологическом автомобилестроении.
 
При том, что даже последние литий-ионные батареи способны обеспечить автономию хода, не больше, чем на 160 км, как им конкурировать с бензиновыми аналогами? Но такие авто предназначены для города с его  короткими рывками до офиса, школы или магазина и обратно. Статистические данные о  перемещениях большинства городских  жителей дают показатель в реднем 60 км в день.
 
В своем гараже можно поставить на зарядку, и через 6 часов у вас снова «полный бак», стоимость которого составит всего от 1,5 до 2 евро! А в трехфазной «электрозаправке» на трассе или при супермаркете за 15 минут батареи можно зарядить на 50 процентов мощности, а за полчаса – на все 80. Хотя автомобили пока не дешевые – под 30 тысяч евро, они будут падать в цене, если подтвердятся объемы заказов у «Пежо», «Рено» и «Нисана».
 
Английский мэнеджер «Ситроена» - Майкл Гэйл - подтвердил мне, что именно крайняя дешевизна  эксплуатации электропривода и цена «топлива» - главная надежда европейцев и особенно французов. Майкл пообещал, что через два года в Западной Европе будет 25 тысяч зарядных пунктов для электромобилей и их привлекательность резко возрастет. У всех представленных электромобилей  есть и подзарядка батарей в режиме рекуперации энергии - при торможении, когда электромотор переключается  автоматически в режим генератора. При отпускании педали газа врубается режим торможения двигателем с такой же обратной подзарядкой. КПД у них резко возрастает.
 
По-настоящему до понимания безальтернативности электромоторов, которые по инерции в России еще воспринимаются как экзотика, доходишь только у стенда «Ягуара». Британская фирма, достаточно традиционного нрава, представила свой перспективный прототип C-X75 RE-EV, мощность силовой установки которого составляет аж 780 лошадиных сил! У этой мощной машины имеется аж четыре электромотора по 195 л. с (по одному на колесо)  и микро-газотурбинная система. Несмотря на последнюю,  суперкар можно смело относить к электромобилям, так как турбина служит в нормальном  режиме главным образом для зарядки электродигателей. Без нее автономия хода - только 110 км, а с дозарядкой он проезжает до 900 км.
 
При этом  гоночный по сути и шикарному дизайну «Ягуар» может легко разгоняться до 330 км/ч. В случае экстренного ускорения турбина подключается напрямую к колесам, что добавляет одномоментно 188 «лошадей»! В оформлении салона суперкара находим мягкий на ощупь пластик, кожу  и полированный алюминий. Руль отодвигается при посадке, двери открываются вертикально. При поднесении брелка с ключами  подсвечиваются различные элементы салона. Словом, космос!

Дизайн звездных войн
 
Как показывает открывшийся автосалон, дизайн для электромобилей, похоже, дает куда больший простор для фантазии, раздвинув привычные эстетические рамки. Основные пропорции для традиционных автомобилей задают технологические ограничения, связанные с размещением двигателя. У электрокаров, для начала там, где компактный электродвижок размещен не под капотом, а спрятан в теле автомобиля,  лобовое стекло стали опускать до фар, делая  обзор как у вертолетной кабины. С другой стороны. потребность максимально облегчить корпус - диктует новые материалы –тот же карбон и разные виды пластика для корпуса. Отсюда футуристические обводы, плавные изгибы.
 
Одновременно  у всех грандов идет повальное увлечение микрокарами, для небольших дистанций. Двухместные задумки есть теперь не только у «Смарта», который представил новое поколение электрической Fortwo, а у всех поголовно. У «Рено» появились одноместные четырех колесные концепты. Достаточно показателен в этом смысле представленный в четверг трехместный корейский концепткар Kia POP, который разработан европейским дизайн-бюро под руководством Питера Шрайера. На волоокую машину длиной около трех метров установили двери, открывающиеся вверх. Задний пассажир, если он есть, может разместиться на откидном кресле. Электродвигатель мощностью 68 л.с . позволяет этой игрушке достигать 140 км/час.
 
Mini-техника на электротяге. 

 
К разработке внешнего вида  электромоделей «Ситроен» подключились спортивные дизайнеры из «Лакоста». В молодежной машине «Ситроен-Лакост» вообще не осталось дверей. На задние сидения можно залезть сверху, так как жесткой крыши тоже нет, а только продольная перекладина. Зато есть гнезда для гольф клюшек, сноуборда, теннисных ракеток и т.д. Решетка  радиатора, как и колпаки на колесах похожи на рифление гольфовых мячиков. В качестве второй машины в теплый сезон – очень привлекательно, для России зимой - только для экстремалов.
 
Коллекция британской «Мини» концерна БМВ, помимо разнообразных версий самой машины, включая Crossover , пополнилась …электромотороллером. Mini Scooter E Concept оснащен безвыхлопной системой привода. Электродвигатель, интегрированный в заднее колесо, делает машинку очень верткой, экономичной, но главное - бесшумной. В качестве источника питания выступает та же литий-ионная батарея, которую можно заряжать от обычной розетки. Еще одно увлечение «Мини» -полная совместимость ее программного обеспечения с современными носителями информации. Новая операционная система Connected  обеспечивает максимальную интеграцию Apple iPhone в аудио- и видеоаппаратуру автомобиля., которая сможет принимать и ленты новостей, подключать Google и интернет-радио, обмениваться сообщениями в Facebook и Twitter.
 
Сильно «позеленевший» гибрид
 
Японский производитель «Тойота», ставший первым производителем  гибридов в мире,  отметился на автосалоне компактным полностью гибридным концепт-каром. Не осталось крупных производителей, которые бы рискнули не разрабатывать электросоставляющую для своих будущих прототипов . Даже чешский концерн Skoda представила на моторшоу в Париже своей первый электромобиль Octavia Green E Line. Но большинство еврограндов, кроме французов, не спешат с головой кидаться в массовый электромобиль, предпочитая идти по пути «Тойоты». Honda показывает на выставке серийную версию Jazz Hybrid. Lexus - гибридную модель CT 200h.
 
На «Мондиале 2010» само понятие «гибрид» стало крайне расплывчатым. Степень использования электромотора целиком зависит от целевого предназначения моделей.
 
Помимо классического попеременного задействования элетро- и бензинового двигателей, большинство  производителей повсеместно применяет мини-гибриды и так называемую систему Stop-and-Start. «Мерседес», который обычно настороженно принимает нововведения, на сей раз выдал 9 моделей, нацеленных исключительно на снижение вредных выбросов  в атмосферу. Новая S400 Hybrid  при шестицилиндровом мощном движке в сочетании с эффективным электромотором, достигает 250 км/час, доводя потребление до 7,2 литров на 100 км.  На светофорах при скорости ниже 10 км/час автоматически отключается двигатель внутреннего сгорания и работает только электричество. При торможении или спуске литиевые батареи заряжаются. Технология Blue Efficiency  в модели S 250 CDI дает возможность еще и фильтровать выхлоп, снижая содержание CO2 до ничтожных 150 грамм на км. Даже новое поколение люксовых  СLS снизило на 25 процентов выбросы углекислоты.
 
БМВ устроил две мировые премьеры – элегантная купе шестой серии и новое поколение кроссовера Х3. Напичканный электроникой кроссовер также использует при восьмиступенчатой коробке-автомате электропривод. Та же система «стоп-старт» позволяет не стоять с включенным двигателем на перекрестках, что очень выигрышно в пробках в больших городах , например Москве. Остается добавить, что БМВ считает себя лидером по подключению интерфейсов  смартфонов, Ipod, Blackberry и прочих с помощью инновационной системы Connected Drive.
 
В первый же день состоялась премьера нового концепт-кара компании Audi — спайдера e-tron. Дебютант отличается дизель-электрическим гибридом  и открытым верхом.  Предыдущий Audi e-tron был оснащен четырьмя электромоторами по одному на колесо, общей мощью в  300 л. с. Новый гибридный спайдер сочетает 300-сильный турбо дизель V6, который приводит в движение задние колеса, и  два электромотора по 44 силы на передних колесах. Скорость с нуля до ста километров в час достигается за 4,4 секунды. Максимальная скорость ограничена 250 км/час. Заявляемый запас хода новинки - более тысячи километров, а  расход топлива на сто километров пробега не превышает 2,2 литра!
 
Самые популярные в России модели - VW Passat и Nissan Quashqai обновили свои модели, хотя принципиальных изменений не внесли. У «Пассата» расширилась линейка двигателей и появилась новая фишка - багажник, если заняты руки, можно открыть , проведя под бампером ногой! Quashqai ввел несколько усовершенсвований - бензиновый двигатель 1,6 л и систему «стоп-старт». Если не пристегнут ремень, то Quashqai вам завести вообще не удастся никак.
 
Bentley предлагает обновленную версию Continentel GT. «Ламборгини» также помнит о любителях быстрой езды из России. На фоне постоянных дефиле из манекенщиц на стенде «Ламборгини» итальянцы представили феерическую по дизайну карбоновую модель «Шестой элемент», которая весит всего 999 кг. Зато она разгоняется до ста км за 2, 5 секунды с помощью 570 сильного двигателя V-10. Феррари также представила новую открытую версию знаменитой машины Ferrari 599 GTB. К сожалению, все 80 машин новой ограниченной серии уже раскуплены до показа.
 
Ferrari 599 GTB. Они уже раскуплены. 

 
Интересно, что на общем фоне  российские автомобили в Париже отсутствуют полностью. Впервые за послевоенные годы у России нет собственного стенда в Париже. Это можно объяснить и кризисом, да и нежеланием в очередной раз вести ту же «Ладу–Калину» или «Ниву». Для «Маруси» участие, видимо, пока не по карману. А все перспективные модели московского «Автофрамоса» можно посмотреть на стенде «Рено», будущие модели для АВТОВАЗа  класса «Б-ноль» на платформе «Логана» уже выставлены румынской «Дачей». Радужные планы по выпуску у нас в Калуге «Ситроена С-4» , также не добавляют ничего  к отечественному модельному ряду. Чтобы развивать собственную научную базу  для разработки современного экологичного автомобиля 21 века, нам предстоит преодолеть огромное техническое отставание, а потом уже собираться в Париж.