Обещанного три года ждут

Запустят ли вслед за мостом Кирпы другие долгострои столицы?

Весной 2008 года на нескольких остановках появились табло, делающие пассажирский транспорт пунктуальным. Но массовыми они так и не стали.

В понедельник в Киеве открыли движение по Дарницкому мосту (подробнее об этом на стр. 6. - Ред.). Но это всего лишь один из объектов, которые киевлянам обещали в последние годы. «КП» вспомнила, что еще должно было появиться за это время в городе.  

СДАНО НАПОЛОВИНУ

Дарницкий мост открыли пока наполовину - запустили железнодорожную часть, в 2011 году должна заработать и автомобильная. Кстати, Киев уже имел подобную практику. В конце декабря 2007 года мэр Леонид Черновецкий сделал водителям новогодний подарок - открыл половину Гаванского моста, доложив, что это сделано на три года раньше срока. Вторую половину обещали запустить в 2009 году. Но и к концу 2010-го проезд разрешен лишь в одну сторону. 

В мэрии объясняют, мол, загвоздка в эстакаде на Набережно-Крещатикской. Ее должны завершить в декабре этого года, тогда появится сквозной проезд по мосту. 

Тогда же, три года назад, к 2011-му обещали сдать и Подольско-Воскресенский мостовой переход. Но в этом году работы там вообще не велись. По словам первого заммэра Киева Александра Попова, достройка моста обойдется в 1 млрд грн., а работы смогут начать лишь в следующем году.  

ИЗ РАЗВЯЗОК - ТОЛЬКО МОСКОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Самая больная тема в городе - пробки. Виной тому - отсутствие нормальной дорожной сети. Еще три года назад Киевсовет утвердил программу строительства и реконструкции дорожно-транспортных объектов на 2007-2011 гг. Среди приоритетов значились реконструкции транспортных развязок на Московской, Ленинградской и Почтовой площадях, возле ст. метро «Днепр», Большой окружной дороги (ул. Богатырская - Минское шоссе), реконструкции моста Патона и Шулявского путепровода. Не готова ни одна развязка. Единственное светлое пятно - Московская площадь, ее в обязательном порядке сдадут до конца года. 

На большее рассчитывать не стоит. Как сообщили в «Киев­автодоре», лишь в 2012-м примутся за реконструкцию развязок на Почтовой площади и у моста Метро. А пока в 2011-м обещают сдать новую эстакаду Жулянского путепровода, а еще через годик - полностью завершенный объект.  

ТОРМОЗНУТОЕ МЕТРО

Одни из самых важных невыполненных обещаний - новые станции метро. С 2007 года не появилось ни одной новой, а те, что строили, просто заморозили. И только этой весной возобновились работы на линии в сторону Теремков. 

- До конца 2010 года мы сдадим три станции: «Демиевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую». Сейчас есть некоторые проблемы с оборудованием, но из графика мы не выбиваемся. Судьба дальнейших станций пока неясна, - пояснил нам глава «Киевметростроя» Владимир Петренко.

В самой подземке говорят, что продолжение линии только проектируют. Хотя летом 2008-го Леонид Черновецкий уверял, что до 2011 года будут готовы станции «Выставочный центр», «Ипподром» и «Теремки».

О метро на Троещину вообще можно лишь помечтать, работы даже не начаты. Хотя чиновники обещают, что к 2015 году там может открыться 17 станций общей стоимостью почти 9 млрд грн.

Следующий долгострой - городская электричка. Говорят о ней уже пять лет, но работают только две станции - «Городня» и «Петровка». В следующем году планируют открыть еще две - «Сырец», «Борщаговка», хотя по первоначальному плану их давно должно быть 12. 

ДОРОГИ ДАЛЕКОГО БУДУЩЕГО

К 2010 году, исходя из обещаний городского руководства, в столице полностью должна была обновиться система управления транспортом. Начали создавать «умную дорогу» - комплекс технических приспособлений, следящих за транспортными потоками и прогнозирующих заторы. Для начала хотели заменить все устаревшие дорожные знаки - более 50 тысяч. Затем к 2010 году установить интеллектуальные светофоры, которые в зависимости от загруженности дороги сами определяли бы, когда гореть красному или зеленому. Сама проезжая часть должна была «ожить» с помощью вмонтированных в дорогу датчиков учета транспорта и метеостанций. Также хотели установить 160 видеокамер слежения за дорожными потоками (работают только 30, и то в тестовом режиме. - Авт.). Данные с этих приборов должны были поступать в центр управления, обрабатываться компьютерной системой, которая меняла бы при необходимости информацию на электронных табло. В 2008-м центр управления в ГАИ Киева запустили в тестовом режиме, смонтировали более 30 табло (необходимо 93). Польза от них сомнительная - водители видят лишь предупреждение «Попереду затор». 

- Я являюсь разработчиком и автором этого проекта, поэтому знаю о нем все. Работа над ним приостановлена - слабое финансирование. Вскоре, надеюсь, запустим центр управления, а затем начнем доделывать все остальное. К Евро-2012 это нужно завершить, чтобы мы не выглядели в глазах европейцев, как папуасы, - заявил экс-заммэра Киева Иван Салий. - К сожалению, изначально реализацию проекта перевели в бизнес. Начали ставить табло, камеры, тратить деньги зря. Нужно было сразу создать систему и лишь потом внешнюю оболочку. 

Будет ли завершен этот проект, никто не знает, ведь об «умной дороге» не вспоминали уже минимум год. Тем не менее в ГАИ о новой системе мечтают.

- Если удастся создать единый пульт автоматизированного управления с интеллектуальными светофорами, с управляемыми дорожными знаками и детекторами интенсивности движения, заторов на дорогах станет заметно меньше, - пояснил Евгений Кравец, глава пресс-службы Департамента ГАИ.  

ТРАНСПОРТ ТАК И НЕ ПОУМНЕЛ 

Если верить обещаниям чиновников, то уже в этом году мы должны были ездить на технологически совершенном общественном транспорте. Первое, чем хотели удивить, - видеокамеры в салонах. По три штуки внутри автобуса, чтобы следить за порядком, и одна снаружи - контролировать дорожную ситуацию. Один автобус журналистам показали, а больше подобного никто не видел. Нет и обещанных кондиционеров в транспорте. 

Следующим шагом должна была стать пунктуальность. Весь гортранспорт планировали оснастить системой спутникового слежения, а на остановках поставить электронные табло, подсказывающие пассажирам, когда будет следующий троллейбус или автобус. Летом 2008-го в городе должно уже было быть 50 таких табло. Несколько установили, но дальше дело не пошло. 

Почему всего этого нет, чиновники объяснять отказываются. Только тоскливо ссылаются на кризис, мол, он помешал реализовать прекрасные планы. 

БЫЛО ДЕЛО

Каждому чиновнику - по приемному ребенку

В конце 2008 года мэр Леонид Черновецкий лично ловил беспризорников на столичном железнодорожном вокзале. Градоначальник с удовольствием общался с ребятами и толкал напутственные речи. В итоге окрыленный темой Черновецкий заявил, что до конца его мэрства каждый начальник управления КГГА будет иметь минимум по одному усыновленному ребенку. 

Фото Максима ЛЮКОВА.