Лжец, лжец!

Жизнь показывает: многие офисные сотрудники ведут себя, как герой Джима Керри в знаменитом фильме. Зачем и как врут украинцы на работе?

Психологи советуют: если уж врете, то знайте меру, иначе проблем не избежать.

О чем врут в поисках работы

Врать потенциальные сотрудники начинают еще когда пишут резюме. Отечественные «охотники за головами» (кадровики) утверждают, что «неточности» присутствуют в каждом втором жизнеописании: редкий соискатель удержится от соблазна представить свою карьеру более гладкой. Большие вруны и маленькие обманщики оправдывают свои поступки тем, что резюме - документ неофициальный, а значит, небольшая ложь не принесет большого вреда, зато представит кандидата в более выгодном свете.

Наиболее распространенный обман - это приписка себе высшего образования.

Кроме того, соискатели обычно врут по таким поводам:

* завышают предыдущий оклад,

* вводят в заблуждение по поводу возраста,

* приписывают несколько месяцев к предыдущим местам работы, дабы стаж был более-менее непрерывный,

* приписывают себе несуществующие должности и обязанности,

* приписывают дополнительные навыки и опыт работы,

* придумывают несуществующие места работы. 

Менеджер по персоналу одной из столичных компаний рассказала о молодом человеке, сделавшем, если верить резюме, головокружительную карьеру в торговом бизнесе. На самом деле оказалось, что парень не работал нигде и никогда, а объяснил он свою ложь не смущаясь: «А что мне было делать? Ведь если я пишу, что никогда не работал, мне вообще не звонят!» 

Приступаем к… прогулам!

Люди врут и когда уже работают. Наиболее распространенная ложь - сообщение шефу о своей мнимой болезни. Как показали результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, больничные листы покупают 9% украинцев. Чаще всего наши соотечественники приобретают липовые справки в случаях, когда начальники не дают отгул или не пускают в отпуск, а очень надо.

Для того чтобы увильнуть с работы, наемные работники не только покупают больничные, но и отпрашиваются на «похороны» бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек. Самые циничные даже «хоронят» родителей! Причем по несколько раз!

Справедливости ради отметим, что порой сама жизнь ставит работника в непростую ситуацию и буквально вынуждает идти на ложь. В самом деле, вряд ли будет уместно сообщить шефу, что вы не поедете в срочную командировку, потому что муж (или жена) пригрозил(а) разводом. Гораздо удобнее сослаться на состояние здоровья.

Каждый шестой начальник «попадается на удочку»

Помимо попыток оправдать опоздание или неявку на службу офисные труженики пытаются ложью облегчить себе трудовую жизнь. Например, специально не спешат выполнить работу, дабы не получить дополнительных заданий от шефа. Ведь, как известно, «кто пашет - на том и едут».

Еще один вид вранья - жалобы на тяжелое материальное положение семьи: родители болеют, бабушке нужна операция, дедушка - погорелец, детям надо подлечиться в санатории, а зарплата такая маленькая! Исследования показывают, что выжать слезу из работодателя удается далеко не всем, но все же примерно каждый шестой начальник в подобных случаях попадается на удочку и выдает несчастному премию, поднимает зарплату или переводит его на свободный график работы.

Также сотрудники лгут для того, чтобы сохранить хорошие отношения с начальником и избежать аврала и скандалов. Практика показывает, что когда у работника что-то не получается или он просто не может уложиться в сроки, то в половине случаев он видит выход в том, чтобы просто замолчать проблему - авось пронесет!

Очень часто сотрудники говорят неправду и потому, что в компании действуют слишком строгие правила.

- Если в компании обеденное время регламентировано до минуты, а любые личные разговоры запрещены, если за сотрудниками постоянно следят, они поневоле начинают лгать и изворачиваться, - считает психолог Марина Деркач.

По ее словам, в последние два года украинцы стали обманывать начальство еще больше: с началом кризиса страх потерять работу возрос, и, как следствие, многие используют «ложь во спасение».

Обманывают слабые духом

Как показало исследование, проведенное компанией HeadHunter, сотрудники чаще всего врут по следующим причинам:

* оправдать опоздание или отсутствие на работе,

* выкроить время для решения личных проблем,

* оправдать невыполнение работы,

* скрыть занятие посторонними делами в рабочее время,

* завысить показатели. 

- Сотрудники врут по тем же самым причинам, по которым врут люди вообще, - считает психолог Оксана Навроцкая. - Одни - потому, что это выгодно (речь идет о материальной выгоде), другие потому, что это не запрещается («он врет, и я буду!»), третьи - потому, что им нравится, а четвертые - потому что им это необходимо для самосохранения или даже выживания. Ситуаций может быть масса, но они не меняют сути: ложь - это главный инструмент безвольных и слабых духом людей.

Кстати, небезынтересным является и мнение психолога из Массачусетского университета Роберта Фельдмана, который не первый год занимается изучением лжи. По его мнению, ложь напрямую связана с чувством собственного достоинства. Как только человек чувствует, что его самоуважение оказывается под угрозой, он начинает активно и с вдохновением врать.

Другими словами, обманывая других, мы пытаемся в первую очередь обмануть самих себя. 

Среди украинских офисных работников достаточно персонажей, подобных герою Джима Керри из фильма «Лжец! Лжец!».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ученые подсчитали, что среднестатистический современный человек обманывает и хитрит по мелочам как минимум 20 раз в сутки, а по-крупному - в среднем четыре раза в день.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Не забывайте о чувстве меры!

- Стремление приукрасить, пофантазировать или просто выгородить себя в нужный момент, наверное, заложено в каждом человеке, - считает психолог Оксана Навроцкая. - При этом принято считать, что так называемая «ложь во благо» гораздо «благороднее», поскольку рождается из лучших побуждений. Хотя, на мой взгляд, ложь является ложью, какими бы причинами она ни была вызвана.

Не буду воспитывать взрослых людей и говорить, что лгать нехорошо, дам лишь простой совет: если уж вы решились на обман, старайтесь по крайней мере на нем не попадаться! Не забывайте о том, что люди врут однотипно, поэтому самые распространенные «отмазки» прекрасно известны работодателю: заболел, захлопнулась дверь, затопили соседи, задержала милиция... Обманув шефа, держите язык за зубами и не рассказывайте о своей лжи НИКОМУ! Не позорьтесь даже перед близкими людьми. И не забывайте о чувстве меры: если вы солжете, чтобы оправдать получасовое опоздание, никто вас проверять не станет, а вот если попытаетесь ложью объяснить недельную отлучку, компания найдет способ проверить, что произошло на самом деле. 

А КАК У НИХ?

Исследование, проведенное в 33 странах мира, показало, что каждый третий опрошенный при устройстве на работу предоставляет о себе недостоверные сведения. При этом преувеличением размера заработной платы на прежнем месте грешат 15% респондентов. На собеседованиях соискатели упрямо врут, что на предыдущем месте работы получали в полтора-два раза больше, и упирают на то, что на меньшую зарплату не согласятся. Примечательно, что даже вскрывшийся обман не приносит никакого вреда лгуну! Исследователи с сожалением констатируют, что многие работодатели совершенно равнодушны к личностным качествам работающих у них сотрудников - их интересует исключительно профессионализм.

Фото Максима ЛЮКОВА и с сайта kinopoisk.ru.