В Одесском порту образовалась гигантская пробка – там скопилось около 9 тысяч нерастаможенных контейнеров, а южная региональная таможня практически не работает уже четвертый день.
«Нерастаможенные грузы могут застопорить работу порта — мест для выгрузки контейнеров уже не хватает. Можно разгрузить еще судно — другое, но ситуацию это не спасает. Это происходит из-за того, что таможня в последние дни практически прекратила досмотр и оформление контейнеров», — рассказал руководитель Одесского морского торгового порта Николай Павлюк, передает . - Я пытался выяснить причину – почему образовался затор, но ответа на свои вопросы так и не получил.
- В Ильичевском порту такая же ситуация — тысячи конейнеров застряли из-за таможни. А на шлагбаум из ильичевского порта даже повесили амбарный замок с пломбой, - утверждают одесские брокеры.
О таможенном коллапсе в порту говорят и в профсоюзе таможенных брокеров. Там «контейнерный затор» связывают с приездом столичной комиссии, проверяющей работу Южной таможни. «Киевская комиссия из главного управления республиканского таможенного комитета приехала еще в прошлый четверг. И работа сразу застопорилась — документы на грузы по сто раз проверяют, но разрешения на вывоз не дают. Грузы из контейнеров заставляют по несколько раз выгружать для пересчета. А проверив все декларации и содержимое контейнеров, пускают брокеров заново по кругу для «дооформления» документов. Люди сутками сидят у ворот порта в ожидании момента, когда таможня «даст добро», — возмущается президент одесского профсоюза таможенных брокеров Вероника Тома.
Впрочем, неполадки в работе порта прочувствовали уже далеко за пределами Одессы.
- У нас несколько контейнеров находится в порту с понедельника, на них оформлены предварительные декларации, под которые заплачены деньги в бюджет, то есть наша фирма со своей стороны все обязательства уже выполнила. И вот мы ждем с начала недели. Контейнер не выпускают, и никто не объясняет причину - почему. При этом капают деньги за хранение контейнеров в порту, а еще нам будет выставлена неустойка за несвоевременной возврат контенеров. Все это очень серьезные деньги и государство их не возместит, - сетует Роман Венчицкий, менеджер по закупкам одной из донецких фирм.
Впрочем, уже образовалась и некая «превилигерованная каста» компаний, которой ждать оформления не приходится. «В списке около 25 фирм, которые согласились на условия, поставленные чиновниками в погонах — платить по $1 тысяче с каждого контейнера за беспрепятственное прохождение одесской таможни. Правда, их грузы тоже пошли медленнее из-за «пробки» в порту», - утверждает одесский брокер Виталий Тиженко.
Между тем, в таможне никаких серьезных проблем в работе порт не видят.
«Контейнеры действительно проходят осмотр и оформление медленнее, чем обычно. Однако это связано с объективными причинами. Прежде всего — с некоторыми дополнительными проверками. Но работа комиссии здесь ни при чем. Что касается цифры, озвученной начальником одесского порта, то 9000 контейнеров — это совокупное количество по двум портам. Как следует из документов, которые нам продемонстрировал таможенник, в Одесском порту ждут растаможки более 4000 контейнеров, примерно такое же число — в Ильичевском порту, - говорит исполняющего обязанности начальника Южной таможни Юрий Соколов. А в отношении «списка неприкасаемых» и возможных взяток Юрий Соколов отрезал: «Ни о каком списке не может быть и речи. У нас аккредитовано более трех тысяч фирм, а с начала этого года более тысячи компаний растаможили свои товары. Как видите, эти цифры свидетельствуют о том, что никаких списков у нас нет».