После того, как чиновники МОН обязали всех пятилеток получить дошкольное образование, поток желающих устроить своё чадо в садик только увеличился. И несмотря на то, что здесь имеет место дефицит, выбирая второй дом для своего малыша родители руководствуются в первую очередь не вакантными местами, а тем, чему смогут научить кроху в конкретном заведении. Кроме того, у «садиков-передовиков» есть специальные программы по обучению малышни в дополнительных группах. О том, где вашего ребенка лучше всего подготовят к школе следуент позаботиться уже сегодня. Благо, в Донецке есть из чего выбирать.
К примеру, по модной и уже прижившейся в Европе и США Вальдорфской методике воспитания работают всего 2 детских сада в Донецке. В один из них (№ 397 «Сказка» в Киевском районе) и наведалась «Комсомолка».
- Основной принцип воспитания здесь – минимум запретов, ребёнок сам выбирает себе занятие по интересам – то ли рисует, то ли собирает панно и т.д., то ли просто наблюдает за работой более старших детей. По этой методике у нас работает 1 группа.– рассказала КП заведующая детского сада Виктория Ломанова. – Здесь дети разного возраста, т.е.обстановка максимально приближенная к семейной. Малыши учатся у старших детей, старшие заботятся о них, помогают одеваться, умываться и т.д. Деток приучают к ручному труду – они работают с совершенно разными материалами – шерстью, деревом, бисером, тестом и т.д. Попадая в школу, такие дети проявляют своё творчество в решении любых заданий.
Кроме того, в детском саду есть группа театрализованной деятельности. К каждому празднику здесь ставят спектакль - малыши исполняют все роли, подбирают костюмы, делают афиши, билеты, даже декорации. Плюс работает группа для маленьких художников, где детвора занимаются нетрадиционным рисованием (без кисточек и красок) для картин используют и природные материалы.
Другие методики
*Теория развития изобретательских заданий по Генриху Альтшуллеру (ТРИЗ)
В основе - развитие творческого воображения. Основная цель не только развить у ребёнка фантазии, изобретательской смекалки, но и научить мыслить систематизируя, понимать и анализировать алгоритм решения проблемы.
Образовательная ТРИЗ программа для дошкольников – построена на основе увлекательных коллективных игр. Дети самостоятельно выбирают вид деятельности и тему урока. Малыши пытаются сравнивать предметы и явления, находить их общие и противоположные свойства и т.д.
Примеры, ТРИЗ-заданий - изобретательские побуждают детей придумывать что-нибудь необычное и новое (игрушку для домашнего питомца, робота, который поможет справиться с уборкой и т.п.), прогнозы – анализировать последствия событий, искать лучшие решения и т.д.
Где используют – в детских садах № 163, 166, 167, 212, 151, 302, 313, 317, 351, 394, 395
*Элементарное музицирование» по методике Карла Орфа
Главная цель – развитие природной музыкальности детей, приобщение их к музыке, независимо от способностей. Малыши не только слушают и воспроизводят сочинённую чужую музыку, но и создают, исполняют свою – элементарную детскую музыку. Записи в «Шульверке» (сборник упражнений Орфа, в котором есть песни и танцы, речевые декламации и инструментальные пьесы) – скорее, пособие для учителя, чем ноты для исполнения детьми.
Где используют – в детских садах № 35, 149, 212, 224, 383
*Педагогическая система Марии Монтессори
Основной принцип - каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану и темпе в специально подготовленной среде. Пространство принадлежит ребёнку. Малыши не прикованы к партам, каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком. Учитель здесь только помощник, его задача - правильно работать с материалом и наблюдать за достижениями крохи. В обучении используют принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - лозунг системы Монтессори.
Где используют – в детских садах № 180, 210, 237, 285, 302, 395
*Воспитание по методике Василия Сухомлинского
Воспитание без наказания. В основе лежит оценка только положительных результатов, что очень редко приводит к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков. Дети познают мир через музыку, живопись, ролевые игры, эмоциональные ситуации.
Где используют – в детских садах № 189, 224, 287, 324, 335
*Интегрированные занятия по методике Николая Гавриша – совмещение, допустим живописи и чтения – сказочные герои в книге и на картине и т.д., музыки и лепки.
Где используют – в детских садах № 13, 15, 46, 264, 285, 294, 333, 352, 383, 392, 395
*«Театр физического развития» по авторской программе Николая Ефименко – ролевые игры на занятиях физкультурой.
Где используют – в детских садах № 15, 78, 131, 206, 229, 309, 369, 390, 398, 405
*Развитие речи по методике Аллы Богуш - особенно подходит для детей, которые развиваются в двуязычной среде, как в Донбассе.
Где используют – в детских садах № 137, 277, 333, 393
*Технология раннего обучения чтению по Николаю Зайцеву
Детей учат читать по слогам, которые легче всего произносить, и которые ребенок чаще всего использует в повседневной жизни: «ма» - «ма», «па» - «па», «ка» - «ша» и т.д. В стандартный набор обучения чтению детей «по Зайцеву» входят 52 разных по размеру, весу, материалу кубика, на гранях которых написаны слоги. Каждый склад имеет свой цвет. Составляя слова из кубиков, малыши при этом должны не произносить склады, а петь их.
Где используют – в детских садах № 13, 200, 204, 224, 336, 395
В тему
Детский сад № 200
Упор на эколого-валеологическое воспитание (большинство методик разработаны специалистами Донецкого национального медуниверситета им. М. Горького), используют нетрадиционные спортивные снаряды.
Детский сад № 405 «Улыбка»
Практикуют экономическое воспитание (авторская программа методиста сада Эльвиры Кладиевой) – детвору, играючи, знакомят с понятиями семейный бюджет, деньги и т.д. Работают профильные группы физкультурно-оздоровительного направления, кружки хореографии, гимнастики, английского. Есть бассейн.
№ 262 "Звездочка"
Применяют нетрадиционную методику обучения украинскому языку на сказках, песнях собственного сочинения, работает драмкружок (по новаторской методике воспитания воспитателя Елены Хабузовой, автора 4 книг детям на украинском языке). Кружки хореографии и ИЗО по желанию родителей.
№ 221
Профильное воспитание по основам «Энергосбережения». В игровой форме малышне рассказывают о том, откуда берутся все коммунальные блага, вроде воды, тепла, электричества («путешествия капельки» и т.д.), и как важно их беречь.
Кстати
Садики-призёры
В течение последних трёх лет в числе победителей, лауреатов и призёров Всеукраинских конкурсов-смотров среди детских садов отметились:
*В категории физическое воспитание: детские сады № 166, 206, 285 , 314, 395, 403, 405;
*«Мой родной край» - № 13, 165, 171, 393, 395, 403;
*«Сюрпризиада» - № 285, 391, 393, 403;
*Участники Всеукраинской акции «Любiть Україну» - детский сад № 333
Полный перечень садиков использующих в воспитательном процессе оригинальные методики ищите на нашем сайте: http://kp.dn.ua/
Благодарим за помощь при подготовке статьи городской и районные отделы образования Донецка
Материал подготовила Юлия ДОМАШОВА
Фото из архива детского сада №397 «Сказка» (Донецк)
Районные особенности
*Будённовский
№ 383
Используют методику Карла Орфа «Элемантарное музицирование» . Воспитание направлено на развитие художественно-эстетического потенциала. Кружки ИЗО, хореографии, английского языка. Интегрированные занятия по методике Николая Гавриша
№ 403 «Казачок»
Профильные группы, физкультурно-оздоровительного направлений, 7 ортопедических (работают программы «Ортопедическая азбука», «Путь к здоровью»). Проводят для малышей профриентационную работу – «Калейдоскоп профессий».
*Ворошиловский
2 года действует программа «Я в мире» - большой упор на развитие личности, творческих способностей, адаптации детей в обществе. Почти везде работают группы эколого-валеологического, спортивно-оздоровительного, компьютерно-технического направления и народоведения.
Спортивно-оздоровительное детское учреждение №2 "Олимп"
Есть спортивный, музыкальный залы,
2 года подряд (2008, 2009) победители городских малых олимпийских игр.
№ 22
Работают по Вальдорфской методике обучения. Воспитатели сада в этом году оказались в числе победителей областного конкурса журнала «Шишкин лес» (издаёт Донецкая епархия УПЦ-МП).
№ 200
Упор на эколого-валеологическое воспитание (большинство методик разработаны специалистами Донецкого национального медуниверситета им. М. Горького), используют нетрадиционные спортивные снаряды.
*Калининский
№ 212 "Теремок"
Есть специализированные группы для детей с задержкой психического развития, работает педагог-дефектолог. Эффект корректирующего воспитания – большой процент детей по результатам ПМПК снимают с учёта, ребята имеют возможность учиться в обычных классах общеобразовательных школ.
Кружки хореогафии, ИЗО. Внедряются: развивающие игры и упражнения; экономическая культура.
№ 405 «Улыбка»
Практикуют экономическое воспитание (авторская программа методиста сада Эльвиры Кладиевой) – детвору, играючи, знакомят с понятиями семейный бюджет, деньги и т.д. Работают профильные группы физкультурно-оздоровительного направления, кружки хореографии, гимнастики, английского. Есть бассейн.
*Киевский район
№ 206 Центр физического развития для детей дошкольного возраста «Гармония»
Внедряют методику «Театр физического развития» (по Николаю Ефименко), работают фитобар, бассейн, сауна, спортивная площадка, есть массажист, инструктор ЛФК, практикуют йогу и игровой стретчинг (активизация защитных сил организма, овладение навыков управления своим телом), функционирует 6 групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), 2 группы для детей с нарушениями речи.
№389
Воспитанники этого детского сада приняты в юные экологи при Донецкой областной эколого-натуралистической станции. Участвовали в экологических конкурсах под патронатом королевы Великобритании Елизаветы II.
*Кировский
Практически во всех детских садах есть группы художественного –эстетического, эколого-валеологического (здоровый образ жизни) и физкультурно-оздоровительного профиля.
№ 78
Есть бассейн, спортзал с детскими тренажёрами, работает группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
№ 165
Работает «школа родителей», здесь регулярно проводят конференции, где воспитатели и папы/мамы делятся опытом, новыми интересными методиками интеллектуального духовного, физического развития детей. Кроме того, в этом территории этого детского сада на городском смотре присудили звание образцово-показательного. Здесь есть красивейший сад и розарий.
№ 303
Работает группа для детей с нарушениями зрения, в штате есть сестра-ортоптистка, практикуют плеопто-ортоптическое лечение детей с косоглазием и амблиопией.
*Куйбышевский
№ 221
Профильное воспитание по основам «Энергосбережения». В игровой форме малышне рассказывают о том, откуда берутся все коммунальные блага, вроде воды, тепла, электричества («путешествия капельки» и т.д.), и как важно их беречь.
№ 262 "Звездочка"
Применяют нетрадиционную методику обучения украинскому языку на сказках, песнях собственного сочинения, работает драмкружок (по новаторской методике воспитания воспитателя Елены Хабузовой, автора 4 книг детям на украинском языке). Кружки хореографии и ИЗО по желанию родителей.
*Ленинский
№ 254 «Теремок»
С октября по май работает бесплатная адаптационная группа для малышей от 1,5 до 2 лет. С детворой занимаются психолог, методист, воспитатель, музыкальный руководитель (танцы, ритмика, физкультурная минутка, занятии по сенсорике, малыши учатся делать мягкие игрушки, книги, рисуют, лепят). Малыши приходят на занятия с родителями. При этом дети и мама/папа, должны пройти перед занятиями медосмотр.
Есть профильные группы – английского языка, художественная гимнастика, танцстудия, кружки «Веселый пластилин», украинского языка, «Бабушкина аптека» (малыши собирают гербарий из лекарственных трав), народоведения.
№ 394 «Зёрнышко»
Внедряют экономическое воспитание в ходе ролевых игр вроде «открываем своё модельное/рекламное агентство/кафе/банк» и т.д. (авторская программа воспитателя Елены Радченко). Работают профильные группы (также по авторским методикам воспитателей) кроме гуманитарно-экономического профиля, эколого-валеологического, художественно-эстетического и интеллектуального развития (ТРИЗ). Ортопедическя группа, часто длительно болеющих детей (ЧДБ). Фитотерапия, ароматерапия, точечный массаж, игольчатые коврики, дорожки здоровья, массажёры. Кстати, по наблюдениями медиков сада, с помощью индивидуально подобранного комплекса занятий удалось снизить частоту простудных заболеваний среди детей на 8%. В штате есть психолог.
*Петровский
Специализированные ортопедические группы работают в детских садах № 149, 175, 314, для детей с нарушениями зрения – в садах №93, с задержкой психического развития – в №369, с нарушениями речи - № 94, 282, 369, 386. Санаторные группы для детей с туберкулёзом – в дошкольных заведениях №74, 264, 282, часто болеющих детей (ЧБД) – в №94.
Каждая вторая группа в детских садах – профильная - физкультурно-оздоровительное, эколого-валеологическое, художественно-эстетическое, гуманитарного (развитие речи, народоведение) направления, развития математических способностей.
№ 282 «Юбилейный»
Практикуют песочную, цветотерапию.
№ 369 «Родничок»
Работает 11 бесплатных кружков – театральная студия, изо, интеллектуальные, ручного руда, песенно-танцевальный, народоведения, хатха-йоги. Базовый сад в районе по развитиями инновационных методик воспитания.
*Пролетарский
№ 302
Одни из первых открыли бесплатные группы для детей с нарушениями желудочно-кишечного тракта. Программа оздорволения согласована с районным педиатром. Работает физиопроцедурный кабинет, применяют парафинолечение. Эффективность лечения – уже к 1-му классу с большинства малышей снимают диагноз, или болезнь переходит в состояние стойкой ремиссии. Летом на базе детского сада работает группа для младших школьников с проблемами ЖКТ. Дети получают физиопроцедуры, диетическое питание, минеральную воду. Также работает кружок английского языка, драмкружок
№ 309 "Журавушка"
4 группы для детей с нарушениями зрения, работают 2 тифлопедагога, с этого года начинают проводить занятия с полностью слепыми детьми; 1 группа для детей с задежкой психического развития на фоне нарушений зрения. Есть специализированная аппаратура.